ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Обрезная гравюра на продольном дереве. Этот вид ксилографии самый древний и в классическом своем виде сейчас почти совсем не употребляется. Гравюра режется на продольной доске с однородным по плотности слоем и достаточно твердой, чтобы не заминаться при печати. Обычно употребляют для этой цели грушу, яблоню, бук, клен, ольху, для тонких работ - пальму и самшит. В случаях, когда тиражность не имеет значения, можно резать на липе, березе, фанере.

На доску пером или кистью наносят какой-либо краской (сейчас обычно тушью) рисунок. Затем ножами различной формы и разных размеров обрезают все штрихи и пятна (поэтому этот вид гравюры и называют обрезной), углубляя поверхность доски со всех сторон элементов изображения. Для этого, чтобы вырезать линию, нужно, таким образом, сделать с обеих сторон ее по два реза, один по границе линии наклонно от нее и другой - тоже наклонно, но навстречу первому, чтобы подрезать и вынуть продолговатый кусочек дерева, ограничивающий линию. Когда все штрихи обрезаны, то долотцами и круглыми стамесками выбирают оставшиеся пробельные места. На полученный таким образом рельеф валиком или тампоном наносят типографскую краску и притискивают бумагу вручную притиркой косточкой или в станке.

В современной гравюре на продольном дереве основным инструментом служат различные угловые или круглые стамески (штихели). В отличие от вышеописанного способа гравирования, где изображение формируется черным штрихом по белому фону, здесь наоборот - белым по черному. Такой вид гравюры правильно называть не обрезной, а продольной гравюрой на дереве. Иногда употребляют для этого вида ксилографии породы дерева с неоднородным слоем, например, ель или сосну. В этом случае используется фактура слоя и суков для своеобразного эффекта.

Торцовая гравюра на дереве. Этот вид ксилографии отличается от предыдущего тем, что берется торцовая доска, т. е. доска поперечного распила. Используют для этой цели твердые породы дерева: пальму, самшит, бук, грушу. Но для более грубых работ можно употреблять и другие, более мягкие породы, например, березу. Так как толщина ствола обычно меньше, чем требуемый размер гравюры, то доски склеивают из отдельных кусочков. Инструментами служат штихели - стальные стержни различного сечения, косо заточенные, аналогичные тем, что употребляются для резцовой гравюры на металле. Движение штихеля выбирает из доски стружку, оставляя углубленную канавку на поверхности доски. При печати такая бороздка даст белую линию. Таким образом, в отличие от обрезной гравюры, работа гравера ведется белым штрихом по черному фону.

С помощью тонких частых линий можно достигнуть впечатления тона различной силы, в зависимости от толщины штрихов и расстояния между ними. Это использовалось в репродукционной ксилографии. Поэтому в недалеком прошлом торцовая гравюр.

Тиражность гравюры на дереве зависит от породы дерева и тонкости резьбы. Гравюpa на торцовой доске обладает большей прочностью отдельных штрихов, чем в обрезной гравюре. Зато торцовая доска легко может расколоться при небрежном обращении. Принято считать в издательской практике, что деревянная доска может дать 25 000 полноценных оттисков. Но в старое время с доски получали гораздо больший тираж. Так, исследователь первопечатной русской книги А.С.Зернова подсчитала, что гравированные доски выдерживали при многократном использовании по 250 000 оттисков.

Гравюра на пластмассе. В последнее время, когда торцовую доску достать бывает нелегко, да и дорого, все чаще используют в качестве материала для печатной формы различные пластмассы. Гравируются эти доски теми же штихелями, что и при торцовой гравюре.

Линогравюра. Для этого вида гравюры используется хорошо отшлифованный линолеум. Гравируется форма угловыми и круглыми стамесками (штихелями). Процесс работы по сути тот же, что и описанный выше, при современной продольной ксилографии, да и конечный результат по своему виду почти не отличается от гравюры на дереве.

Высокая гравюра на металле. Этот вид гравюры был в употреблении в 15-16 вв. Материалом служили медь, латунь, олово или свинец. Металлическая пластина обрабатывалась штихелями и, в случае мягкого металла, ножами, как в обрезной гравюре. По внешнему виду оттиски с таких досок были похожи на обрезную гравюру на дереве. Иногда при этой технике употребляли различной формы пуансоны, т. е. металлические стержни, один конец которых утоньшен и имеет сечение кружочка, звездочки или какое-либо другое. Ударом молоточка по противоположному концу этого стержня выбивают в металле углубления той формы, которую имеет рабочий конец пуансона. В результате в оттиске получаются белые кружочки или звездочки на черном фоне. Применение пуансонов особенно было распространено в последней трети 15 в. Гравюры такого рода называются пуансонными. Они представляют собой обычно силуэтные изображения, проработанные белым штрихом и декорированные мелкими белыми кружочками и звездочками.

Автоцинкография. Эту технику называют еще жилотажем (по имени изобретателя К. Жило), гратографией, высоким офортом и травлением. Суть ее заключается в том, что на металлическую пластину наносят рисунок кислотоупорным составом. Обычно это типографская краска, присыпанная по окончании рисунка порошком асфальта. После нагревания асфальт расплавляется и соединяется с краской, образуя кислотоупорный слой. Затем пластинку травят кислотой или иным травящим раствором. Благодаря травлению рисунок становится выпуклым.

Можно поступить иначе: закрыть всю металлическую пластину кислотоупорным лаком и процарапывать рисунок иглой или скребком. При травлении будут углубляться только места, обнаженные процарапыванием.

Если в первом случае мы получаем изображение черным по белому, то во втором, наоборот, белым по черному, как в торцовой гравюре на дереве. Вырезание рельефного изображения с целью получить с него оттиски на каком-либо материале уходит в глубокую древность. Ближайшего предка гравюры на дереве, очевидно, нужно видеть в набойке — способе орнаментации ткани путем отпечатывания на ней вырезанного на дереве рельефного изображения. Ранние образцы набойки, дошедшие до нашего времени, - это набойки на коптских тканях 4-6 вв. нашей эры. Но существовала она значительно раньше, очевидно, с эллинистического времени.


Однако говорить о гравюре в собственном смысле слова можно лишь с появлением бумаги, так как потребность в размножении изображений (а именно в этом и состоит смысл гравюры) целесообразно реализуется только при наличии относительно дешевого материала, на котором она может быть напечатана.

Бумага была изобретена в Китае во 2 в. нашей эры, и с этого времени известны первые оттиски с каменных рельефов путем эстампирования. В 6 в. известна уже гравюра на дереве в собственном смысле этого слова. Первый оттиск гравюры на дереве, дошедший до нас, датирован 868 годом.

Из Китая ксилография распространилась по всему Дальнему Востоку, где она применялась главным образом для изготовления гравированных буддийских книг, в которых на фронтисписе помещалось изображение Будды.

В арабских странах гравированные книги стали делать, по-видимому, с 10 в.

В Европе гравюра на дереве стала известна в конце 14 - начале 15 в. Это совпадает с появлением первых бумажных мельниц в Германии (около 1400 г.). И производство бумаги, и печатание на ней гравюр, совершенно очевидно, было вызвано повышением потребности в размножении текстов и отдельных изображений в связи с новыми запросами эстетики эпохи Возрождения.

Первая гравюра, имеющая дату, - «Богоматерь с четырьмя святыми» (1418 г.).

Вначале изготовителями гравюр были резчики по дереву. В то время даже не было еще цеха граверов. Инструмент и приемы резьбы были те же, что и для декоративной резьбы по дереву. Нож, которым резалась гравюра, был довольно большим и держался в кулаке, как и при более грубой работе декоративно-прикладного характера. (Гравирование маленькими ножничками, которые держались пальцами как перо, стало применяться, вероятно, с самого конца 15 в.) Язык таких гравюр лаконичен, резьба довольно грубая, что, впрочем, приводило к особенно обостренной выразительности. В искусстве всегда так бывает, когда техника обладает малыми изобразительными возможностями.

В силу того что гравюра на дереве появилась в каком-то смысле как суррогат миниатюры, ранняя ксилография, как правило, раскрашивалась акварелью и реже гуашью.

В первой половине 15 в. сюжетами гравюр на дереве были почти исключительно изображения святых, игральные карты и несколько позднее так называемые блоковые книги - книги, в которых текст и изображение резались вместе на одной доске.

С изобретением Гутенбергом в 40-х годах 15 в. печатания книг наборными литерами возникла новая возможность для ксилографии - иллюстрировать книги. Первая иллюстрированная гравюрами на дереве книга была издана А.Пфистером в Бамберге в 1461 г. С тех пор иллюстрирование книг стало основным применением ксилографии.

К концу 15 в. установилось твердое разделение труда в изготовлении гравюры: художник рисовал на доске изображение, гравер вырезал его. Это разделение сохранилось вплоть до появления авторской гравюры в конце 19 в. Безусловно были и раньше случаи нарушения этого порядка, и иногда художники сами резали свои рисунки, но это бывало редко.

Автором гравюры считается рисовальщик, хотя и здесь были исключения. Так, авторами итальянских 16 в. и фламандских 17 в. станковых гравюр на дереве, а также кьяроскуро (цветные гравюры на дереве) признавались граверы.

В начале 16 в. характер гравюры сильно меняется. Это изменение связано с именем А.Дюрера (1471-1528), величайшего художника Северного Возрождения. Вероятно, с ним связано и усовершенствование' техники гравирования. Рисунок гравюры стал значительно сложнее. Формы передавались частыми ровными штрихами, искусно и тщательно вырезанными. Часто употребляется перекрестная штриховка, которую избегали в 15 в. из-за сложности ее гравирования.

В течение 16 в. техника гравирования совершенствуется и во второй половине столетия достигает такого уровня, что порой трудно поверить, что рисунок вырезан на дереве, а не на меди резцом. Примером таких гравюр могут быть листы Т.Штиммера (1539-1584). Такое совершенство техники приводит к тому, что ксилография стремится соперничать с резцовой гравюрой на меди и теряет самобытность своего языка.

В 17 в. иллюстрации в книгах стали делать главным образом глубокой гравюрой на меди. Для ксилографии на долгое время осталась только область украшения книг: резались заставки, титульные листы, концовки, буквицы и чертежи в научных книгах. Иллюстрации же, гравированные на дереве, были лишь в дешевых книгах для народа. Все это привело к упадку искусства гравюры на дереве.

Особое место в истории ксилографии 17 в. занимают станковые листы К. Йегера (умер в 1652 или 1653 г.), работавшего в Антверпене в мастерской Рубенса, главным образом по его же композициям.

Интересны гравюры ЯЛивенса (1607-1674), художника круга Рембрандта. Ливенс награвировал девять ксилографии со своих рисунков. Интересно, что перекрещивающиеся линии он гравировал на двух досках. На каждой доске штрихи под разным наклоном при совмещении давали перекрестную штриховку. Гравюры его характерны крупным свободным штрихом.

Говоря о старой европейской гравюре высокой печати, нужно сказать об особой технике гравирования на металле. Это прежде всего распространенная в 15 в. пуансонная гравюра. Появилась она, очевидно, в 70-х годах и просуществовала недолго.

Другого вида высокая гравюра на металле применялась позднее, с конца 15 и в течение 16 в. Резалась такая гравюра большей частью ножом на мягком металле (олово, свинец) и применялась главным образом для книжных украшений: рамок, буквиц, издательских знаков. Интересны в этом отношении французские часословы, издававшиеся в Лионе в конце 15 - начале 16 в.

Особое место в искусстве ксилографии Европы занимает кьяроскуро - цветная гравюра на дереве. Техника эта заключалась в том, что резалось несколько досок для каждого цвета отдельно. Затем все они печатались в определенной последовательности (обычно сначала светлые тона, а потом более темные) на один лист бумаги, с совмещением всех частей изображения.

Изобрел этот вид гравюры в начале 16 в. итальянский мастер Уго да Карпи (ок. 1480 -1532). В Германии применил эту технику впервые, возможно, независимо от итальянцев, Лукас Кранах Старший (1472-1553). Цветная гравюра на дереве в Италии и Германии принципиально отличны друг от друга. Если в итальянской гравюре изображение создавалось несколькими различными по тону, но близкими по цвету пятнами и, как правило, без контура, то в Северной Европе изображение передавалось одним, большей частью черным цветом, а другие цвета служили только фоном. Обычно такую гравюру печатали с двух досок: черное изображение с одной и фон, с прорезанными на нем белыми штрихами, с другой.

Позднее были случаи соединения цветной гравюры на дереве с офортом. Цвет и тон передавался гравюрой на продольном дереве, а рисунок печатался с офортной медной доски. Так работал, например, французский мастер Никола Ле Сюер (1691-1764).

В России ксилография появилась в середине 16 в., и ее применение связано с книгопечатанием. Первой на Руси напечатанной наборным шрифтом книгой было Евангелие, изданное около 1555 г. В этой книге были четыре заставки, гравированные, очевидно, на гарте (сплав для отливки литер, состоящий из олова и свинца). Но, конечно, начало гравирования на дереве в России связано прежде всего с именем первопечатника Ивана Федорова. В первом его издании, «Апостоле», кроме орнаментальных гравюр была помещена лицевая, с изображением евангелиста Луки.

Книжная гравюра на дереве в московских изданиях была главным образом орнаментальной: это заставки, концовки, буквицы и другие книжные украшения. Иллюстраций же текста не было, были только изображения тех авторов, которым приписывался тот или иной текст, либо святого, к которому относился текст.

В Киеве, втором центре первопечатных изданий, кроме книжных украшений были распространены и иллюстрации текста, так же как в западных книгах. Вообще на гравюре киевской печати чувствуется большое влияние польской, а через польскую - немецкой ксилографии.

С 17 в. обрезная гравюра стала применяться в лубках и блочных книгах. Примером последних может служить Библия Василия Кореня 1692 г.

Нужно отметить, что техника обрезной гравюры употреблялась в России, благодаря некоторой консервативности, значительно позднее, чем на Западе. Это относится к богослужебным книгам вообще и старообрядческим и единоверческим в особенности. В последних обрезная гравюра сохранилась до начала 20 в.

Увеличение потребности в большом количестве сравнительно дешевых книг во второй половине 18 в. вызвало повышение спроса на книжную ксилографию. Это обстоятельство привело в конце концов к возникновению нового вида гравюры на дереве -гравюры на торцовой доске, вырезанной не ножом, а штихелем. Торцовая гравюра была тиражеустойчива, изготовление ее требовало меньше усилий и времени, и самое главное, она имела большие изобразительные возможности, позволяющие, по тонкости и способности передавать тональные отношения, без особого труда конкурировать с гравюрой на металле.

Появление торцовой гравюры связывают с именем Томаса Бьюика (1753-1828). Бьюик не был изобретателем ее. Гравирование на торцовой доске применялось и раньше, примерно в середине 18 в., но не пользовалось успехом. Заслуга Бьюика в том, что он первый нашел художественный язык новой техники, преодолев робкое подражание обрезной гравюре. С начала 19 в. торцовая гравюра получила такое признание, что совершенно вытеснила обрезную. Только в конце 19 в. гравюра на продольном дереве стала, правда, довольно редко, применяться художниками в своих авторских работах.

Торцовую гравюру условно можно разделить на два типа. Первый - это гравюра в прежней традиции, т.е. когда художник рисует на доске, а гравер вырезает этот рисунок. Этот тип ксилографии характеризуется соучастием и художника-рисовальщика, и гравера в общем творческом процессе. Расцвет такой гравюры приходится на 40-е гг. 19 в. Среди работавших для гравюры на дереве в это время были такие известные художники, как О.Домье (1808-1879), П.Гаварни (1804-1866), Ж.Гранвилль (1803-1847), Г.Доре (1832-1883) во Франции, А.Менцель (1815-1905) в Германии, А.А.Агин (1817-1875), В.Ф.Тимм (1820-1895) в России. Из граверов назовем Пизана, Паннемакера-отца во Франции, Клодта, Е.Е.Вернадского в России.

Второй тип торцовой, гравюры - это всецело репродукционная гравюра. Оригиналом для нее служили главным образом произведения искусства, созданные без ориентации на гравюру. Позднее гравюры такого типа стали применять и для воспроизведения фотографии. В этом случае характерна разобщенность работы художника и работы фавера. Гравюра приобретает более ремесленный характер.

В конце 19 в. изображение на доску почти всегда стали переносить фотографическим способом. Для этого доска покрывалась светочувствительным слоем, на который экспонировался негатив. Кроме того, появились гравировальные машины, при помощи которых можно было гравировать однородные участки гравюры. Все это привело к техницизму и бездушности в ксилографии.

Тем не менее в области сугубо репродукционной гравюры были замечательные мастера, передававшие и художественные особенности оригинала, и фактуру живописного мазка, и тонкость рисунка. В этой связи можно назвать такие имена граверов, как Ш.Бод, Паннемакер-сын во Франции, И.Унгер-отец, Р.Бонг в Германии, Л.Серяков, В.Матэ, И.Павлов в России.

Применение в конце 19 в. цинкографии в полиграфии приводит к резкому снижению потребности в репродукционной ксилографии. То, что цинкография приняла на себя функции репродуцирования, освободило ксилографию, и в конце 19 - начале 20 в. все чаще стала появляться авторская гравюра на дереве. Но на первых порах творческой гравюре мешал техницизм, который вначале трудно было преодолеть. Примером могут служить гравюры О.Лепера во Франции, И.Павлова в России. В начале их творческой деятельности они, по сути, делали репродукции со своих рисунков. Преодолеть эту репродукционность помогла гравюра на продольном дереве, которую вспомнили художники-граверы в это время. В технике продольной гравюры работали У.Никольсон (1872-1949) в Англии, А.Майоль (1861-1944), Ф.Валлотон (1865-1925), П.Гоген (1848-1903) во Франции и многие другие. На торцовом дереве авторской гравюрой успешно занимались У.Моррис, Ф.Бренгвин (1867-1956) в Англии, ЛЛепер (1849-1918), в дальнейшем освободившийся от репродукционности, Л.Писсарро (1863-1941, сын импрессиониста) во Франции, Ф.Мазерель (1889-1972) в Бельгии, А.П.Остроумова-Лебедева (1871-1955) в России.

В это же время возникает во Франции гравюра на линолеуме. У истоков ее, очевидно, стоят два художника, супруги Заделлер и Сомова. Однако особенное развитие техника линогравюры получила в России. Здесь ее пионерами были И.Павлов, В.Фалилеев, М.Сапожников, И.Соколов. Линогравюра особенно удобна в многоцветной гравюре, поэтому в этой области она применяется наиболее часто.

В России после революции создалось в некотором роде исключительное положение для гравюры. Из-за общей разрухи полиграфия и издательское дело в стране оказались в тяжелом состоянии. В этих условиях ксилография и прежде всего авторская ксилография стали широко применяться в книжном деле. Все это породило своеобразное явление в мировой истории графического искусства - русскую гравюру 20-х - начала 30-х гг. 20 в. Работали тогда такие прославленные мастера, как В.Фаворский, А.Кравченко, Н.Пискарев, П.Павлинов, С.Юдовин, П.Староносов и другие.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.