ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Общеизвестно, что непременным условием, обеспечивающим произведениям графики долгую жизнь, является правильное их хранение. Последнее предполагает прежде всего правильное монтирование.

Способы монтирования зависят от основы, техники, размеров экспоната, но во всех случаях нельзя допускать соприкосновения графического листа с монтировочным материалом низкого качества (бумагой, картоном, фанерой, доской), так как бумага, имея волокнистую структуру, легко адсорбирует вещества, содержащиеся в соприкасающихся с ней материалах.

Самые распространенные способы монтирования в двойное (двустороннее) бумажное паспарту (рис.35) и окантовка под стекло.



РИС. 35 Правила монтировки в паспарту
а - лист бумаги с линией сгиба для двустороннего паспарту
б - развернутое двустороннее паспарту
в - лапка для гравюр и оборотная сторона гравюры (рисунка) с наклеенными на нее лапками
г - гравюра (рисунок), монтированная в паспарту, вид с оборота
д - вид с лицевой стороны
е - гравюра (рисунок) в двустороннем паспарту

Двойное паспарту представляет собой сложенный вдвое (по вертикали или горизонтали) лист плотной чертежной или рисовальной бумаги либо картона хорошего качества.

В двойное паспарту монтируют: печатную графику, рисунки, акварели. Для удобства последующего хранения в папках или выдвижных лотках шкафов установлены стандартные размеры монтировок (в сантиметрах): 22x30, 32x42, 35x50, 42x60, 50x70, 60x85, 85x120 (размеры указаны для листа в сложенном виде).

Экспонаты прикрепляют к паспарту «лапками» (см. приготовление клея для лапок в разд. 3.1.4.1) или шарнирами. Размеры и количество лапок подбирают в зависимости от размера экспоната. Лапки должны быть приклеены так, чтобы при необходимости можно было осмотреть оборот.

Для приклеивания нижнюю часть лапок смачивают водой (отжатым тампоном, по типу наклеивания марки) или смазывают кистью клеем (12%-ным пшеничным, разбавленным дистиллированной водой в соотношении 1:2); смазывание клеем, а не водой иногда необходимо для большей прочности, например, когда бумага для лапок давно лежит и пересохла или если экспонат очень большого размера и на толстой бумаге. Смоченную или смазанную часть лапки прикладывают к верхнему краю экспоната по углам и прижимают. Хорошо на некоторое время поставить грузик, подложив под него кусочек сукна.

Затем экспонат размещают на нижнем листе паспарту, оставшуюся часть лапки смачивают водой или смазывают клеем, подворачивают, наклеивают на отмеченный участок паспарту. Рекомендуется опять использовать груз, чтобы лапка прочно приклеилась. В правом нижнем углу монтировки под произведением пишут карандашом инвентарный номер.

Рисунки углем, акварели, рисунки карандашом, сангиной прокладывают дополнительно со стороны изображения микалентной бумагой, чтобы не возникло трения красочного слоя о монтировочный лист.

Если произведение подлежит экспонированию, то в верхнем листе паспарту вырезают окошко, соответствующее размерам изображения.

В случаях когда используются старинные глубокие паспарту из картона, с полосками золоченой фольги и другими декоративными элементами, паспарту реставрируют. Задник паспарту обязательно обклеивают новой бумагой хорошего качества. Рисунки в таких паспарту окантовывают под стекло.

Окантовка под стекло.

Произведения графики, выполненные в технике пастели, угля и других «сыпучих» техниках, с целью предохранения изображения окантовывают под стекло. Для того чтобы стекло не соприкасалось с изображением, между ними по периметру стекла приклеивают прокладки (высота и ширина прокладок зависят от размера произведения, но должны быть не менее 3 мм). Прокладки могут быть из пробки, дерева, картона. Дерево и картон обклеивают бумагой хорошего качества. Если прокладки могут быть видны, их тонируют в тон произведения.

При монтировке под стекло экспонат прокладывают с тыльной стороны листом белой бумаги хорошего качества и только после этого закрывают листом картона (задником). Если произведение имеет паспарту из картона, внутреннюю часть паспарту обклеивают белой бумагой.

Смонтированное под стекло произведение окантовывают. Для окантовки используют полоски дерматина, коленкора, бумаги.

Клей для окантовки можно применять рыбий в - смеси со столярным (см. разд. 3.1.4.2) или поливинилацетатный (ПВА), который разводят водой до нужной консистенции.

Если экспонат монтируют в раму, стекло приклеивают к раме полосками бумаги с внутренней стороны. Оборот произведения защищают картоном и окантовывают полосками бумаги или дерматина.

Внимание! При монтировке недопустимо загибать и обрезать поля произведения!

Нельзя использовать силикатный или казеиновый клей! Недопустимо приклеивать этикетки непосредственно на экспонат!

Перечисленные работы должны проводиться музейным сотрудником, хорошо знакомым с правилами монтирования. Желательно выполнять все эти операции под руководством опытного реставратора.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.