ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Китайские лубки, или народные картинки, - это, как правило, ксилографии, черно-белые или цветные, часто раскрашенные от руки анилиновыми красками, иногда с применением белил.

Сложность реставрации лубков объясняется особенностями материалов, применяемых для их изготовления. Основой лубков является бумага слабопроклеенная или непроклеенная, мелкого размола. Главное свойство этой бумаги — ее высокая гигроскопичность, обеспечивающая быстрое впитывание водорастворимых красок в процессе печатания или раскраски лубков.


РИС. 33 Неизвестный художник. Китай, конец XIX в. "Театральный лубок". Бумага, анилиновые красители. Государственный музей изобразительных искусств республики Татарстан

Но наибольшую сложность при реставрации представляют лубки с пастозным красочным слоем, который моментально и необратимо растекается при действии влаги, именно поэтому лубки с пастозным слоем анилиновых красок допускают при реставрации лишь самое минимальное увлажнение!

6.1. Удаление загрязнений, штампов, надписей, пятен и затеков

Поверхностные загрязнения осторожно удаляют сухим ватным тампоном, скальпелем, резинкой. Так как основа лубков очень тонкая и гигроскопичная, надписи, инвентарные номера и штампы почти всегда проходят с оборота на лицевую сторону. Их можно ослабить с оборотной стороны резинкой (если позволяет бумага), а затем, подложив под обрабатываемый участок с лицевой стороны кусочки фильтровальной бумаги, продолжить этот процесс путем обработки влажным тампоном до тех пор, пока краска не перестанет переходить на фильтровальную бумагу.

Затеки и пятна обрабатывают так же. Фильтровальную бумагу по мере необходимости заменяют чистой.

Химические способы отбелки пятен и затеков при реставрации лубков неприменимы из-за быстрой растекаемости красок и слабой механической прочности бумаги, что, как уже говорилось, делает невозможным использование процессов промывки от реагентов!

6.2. Восполнение утрат основы и профилактическая заклейка

При реставрации китайских лубков чаще всего приходится иметь дело с механическими повреждениями основы. Склейку и подклейку разрывов при реставрации лубков не производят, поскольку бумага очень тонкая и разрывы могут быть укреплены только путем дублирования.

Утраты основы восполняют перед дублированием. Так же как и в других случаях, подбирают китайскую бумагу, подходящую к авторской по толщине, фактуре и цвету. Если нужно, вставки заранее тонируют акварелью, так как малейшее внесение влаги после высыхания дублированного лубка в силу гигроскопичности бумаги приведет к деформации. Тонировать бумагу, подобранную для вставки, лучше, поместив ее на лист оргстекла, на котором она остается до полного высыхания, ибо, как мы уже говорили, китайская бумага во влажном состоянии очень непрочна.

Подобранную по тону краску наносят мягкой кистью или флейцем на предварительно увлажненный лист. При восполнении утрат края основы не утоньшают.

Клей применяют пшеничный 12%-ный, разбавленный дистиллированной водой в соотношении 1:1.

Лубок помещают лицевой стороной вниз на фильтровальную бумагу. Границу утраты на оригинале смазывают тонким слоем клея, накладывают подготовленный фрагмент восполнения и через фильтровальную бумагу приглаживают пальцами. Фильтровальная бумага помогает отобрать лишнюю влагу и избежать образования затеков. Высыхание происходит естественным путем, без использования пресса.

Если лубок поврежден многочисленными большими разрывами или имеются оторванные фрагменты, их нужно до дублирования заклеить с лицевой стороны профилактическими заклейками. Это вызвано тем обстоятельством, что при нанесении дублировочного клея из краскораспылителя, от струи воздуха разрывы подворачиваются, загибаются, весьма осложняя процесс дублирования.

Для профилактических заклеек берут равнопрочную бумагу, которую нарезают узкими полосками (0,5-1 см). Клей пшеничный 12%-ный разбавляют дистиллированной водой в соотношении 1:2.

Чтобы на оригинале не образовалось затеков, полоски профилактических заклеек смазывают клеем отдельно на фильтровальной бумаге.

Разрывы и имеющиеся фрагменты утрат на свободных от рисунка участках скрепляют профилактическими заклейками. После наложения на разрыв, профилактические заклейки слегка прижимают к экспонату через фильтровальную бумагу. Таким образом, клея и влаги вносится минимальное количество. Профилактические заклейки легко удаляются (см. далее).

6.3. Дублирование

Дублирование - один из главных процессов в реставрации китайских лубков, при котором происходит укрепление основы и красочного слоя экспоната, восстановление их механической прочности.

Для дублирования нужна бумага, хорошо соединяющаяся с основой оригинала и способная впитать в себя, в случае необходимости, часть красочного слоя, чтобы не дать ему растечься.

Поэтому в качестве дублировочной используют китайскую или тонкую японскую бумагу (микалентная бумага здесь неприемлема, поскольку она не впитывает краски, особенно при пастозном красочном слое, а следовательно, они будут растекаться).

Клей применяют пшеничный 12%-ный, разбавленный дистиллированной водой в соотношении 1:2. Клей (тщательно размешанный на водяной бане и процеженный через шелковую сетку) наносят из краскораспылителя.

Процесс дублирования лубков нужно выполнять вдвоем, а большемерных произведений - втроем, в отличие от предыдущих операций, которые реставратор может делать один.

Для проведения дублирования необходимо иметь три рабочих места и компрессор с краскораспылителем.

Все этапы дублирования должны быть тщательно продуманы, а инструменты и материалы заранее подготовлены, с тем чтобы процесс можно было выполнять очень оперативно.

Подготавливают:

- клей,

- дистиллированную воду,

- дублировочную бумагу,

- фильтровальную бумагу размером немного больше лубка,

- папиросную бумагу различных размеров,

- оргстекло (1 или 2 листа) размером больше листа фильтровальной бумаги,

- краскораспылитель с компрессором,

- валик,

- флейц,

- косточку,

- скальпель,

- марлю, вату.

На лист оргстекла помещают фильтровальную бумагу размером больше лубка, а на нее - лубок лицевой стороной вниз (рис. 34а).



РИС. 34 а, б
Дублирование китайского лубка на китайскую или тонкую японскую бумагу:
а — подготовительный процесс;
б — нанесение клея аэрозольным распылителем на оборот экспоната и дублировочной бумаги

На другой лист оргстекла (или на бумажную подложку) кладут дублировочный лист, размер которого превышает параметры оригинала на 2-3 см с каждой стороны.

Сначала дублировочный лист слегка увлажняют дистиллированной водой, которую наносят также из краскораспылителя. Расстояние от краскораспылителя до обрабатываемой поверхности выбирают с таким расчетом, чтобы брызги были в виде тумана (приблизительно 1-1,5 м).

Затем на оборот оригинала наносят из краскораспылителя равномерный тонкий слой клея (рис. 34б).

Обычно после нанесения воды и клея под дублировочным листом и оригиналом образуется воздушный пузырь, который удаляют осторожным поднятием бумаги с краев и легким распрямлением.

Далее на дублировочный лист и повторно на оборот оригинала наносят клей и постепенно, начиная с одного края, накладывают на оборот лубка дублировочный лист.

Очень важно прижать дублировочный лист к лубку по углам того края, с которого накладывается дублировочный лист. Это делается для того, чтобы экспонат не сдвинулся с места по мере наложения дублировочного листа. Наложенный дублировочный лист слегка прижимают к лубку руками и приглаживают флейцем (рис. 34в).



РИС. 34 в, г
в — нанесение и наложение дублировочной бумаги на экспонат; разглаживание флейцем;
г — прикатывание к дублировочному листу валиком через папиросную бумагу

Особое внимание во время дублирования следует обращать на состояние красочного слоя, чтобы не допустить его растекания. С этой целью во время нанесения клея лубок помещают на фильтровальную бумагу, а во время прикатывания дублировочного листа используют папиросную бумагу (рис. 34г).

В тех случаях, когда мы имеем дело с пастозным (концентрированным) красочным слоем (красный, синий цвет), лубок следует покрывать клеем только один раз и в самую последнюю минуту перед наложением дублировочного листа, причем большую часть клея надо наносить на дублировочный лист.

Если мы имеем дело с лубком с тонким прозрачным слоем, можно не подкладывать фильтровальную бумагу, которая очень затрудняет процесс разравнивания и способствует быстрому и неравномерному высыханию, что также весьма осложняет работу.

После того как лубок дублирован, его быстро переносят на 3-й стол и укладывают на лист фильтровальной бумаги лицевой стороной вверх. Через папиросную бумагу сдублированный лубок разглаживают руками начиная от центра к краям (см. рис. 34г).

По мере увлажнения папиросную бумагу заменяют чистой.

Затем, сняв папиросную бумагу, удаляют профилактические заклейки (можно слегка увлажнить их отжатым тампоном), поправляют разрывы, соединяют линии рисунка. Проверяют места восполнений утрат, косточкой разглаживают складки и изломы.

Лубок снимают с фильтровальной бумаги, помещают непосредственно на оргстекло, покрывают папиросной бумагой и прикатывают валиком, почти без нажима.

Для просушивания и прессования лубок помещают между полотнами белой фланели в 2 слоя в пневматический пресс с давлением не более 1 ат.

На следующий день полотна заменяют сухими.

Окончательное просушивание происходит в течение 10 суток в картонном прессе. Когда просушивание завершено, лишние кромки дублировочной бумаги обрезают, края восполненных утрат стачивают на нет острым скальпелем, швы, изломы, границы восполненных утрат приглаживают через фильтровальную бумагу.

В некоторых случаях большемерные лубки, состоящие из нескольких фрагментов, можно дублировать на тонкую ткань (см. разд. 3.9.6). В отличие от ранее описанных способов, клей наносят распылением, а прикатывание производят через папиросную бумагу. После высыхания кромки ткани срезают.

6.4. Художественное восстановление.

Хранение

Принципы художественного восстановления - общие для произведений графики, только при выполнении ретуши и тонировок на китайских лубках лучше пользоваться по возможности карандашами, поскольку применение влаги влечет за собой деформацию, а это в свою очередь требует повторного прессования. В последнем случае лубок увлажняют с оборота водой из краскораспылителя и снова помещают в пресс. Хранить лубки нужно вложенными в двойное бумажное паспарту.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.