ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

К японским ксилографиям применимы многие описанные ранее реставрационные процессы. Вместе с тем японская бумага, на которой выполнены эти ксилографии, имеет ряд характерных особенностей, обусловливающих некоторые отклонения от существующих методик.

Японская бумага очень тонкая, ручного отлива, в композицию ее входят растительное волокно и растительная проклейка. Бумага длинноволокнистая, без наполнителя, слабопроклеенная, а потому рыхлая.

Работа с такой бумагой требует от реставратора особой осторожности, так как малейшее механическое воздействие может вызвать отделение волокон от листа, т.е. повреждение поверхности. Поэтому при удалении загрязнений следует избегать трения, нельзя пользоваться резинкой, тампоном (ватным) - всем тем, что может разрыхлить поверхность и нарушить ее.

Вторая особенность японских ксилографии - печать, сделанная минеральными красками, которые не всегда водостойки, а это значит, что все предполагаемые процедуры надо предварительно проверять на допустимость их применения.

Поскольку японская бумага рыхлая, все водные процедуры необходимо производить, поместив экспонат на полиэтиленовую пленку, специальную сетку или фильтровальную бумагу, вместе с которой экспонат переворачивают, помещают в ванну или вынимают из нее.

Для удаления загрязнений и желтизны лучше всего использовать ванны с дистиллированной водой, после них имеющиеся наклейки легко снимаются.

Остатки клея с оборота хорошо удаляются осторожным прикосновением ватного тампона, смоченного дистиллированной водой и сильно отжатого.

Если предстоит удалять жировые пятна, пятна мушиных экскрементов, музейные штампы и т.п., то перед этим экспонат нужно увлажнить и промокнуть фильтровальной бумагой. При удалении пятен жира и экскрементов насекомых желательно пользоваться разбавленными водой растворами морфолина (см. разд. 3.6.1.3). Внимание! Трилон не рекомендуется применять, так как он сильно размягчает бумагу, и без того непрочную в мокром состоянии.

Музейные штампы и инвентарные номера, написанные чернилами, просматривающиеся с лицевой стороны и обезображивающие рисунок, можно ослабить. Сначала чернила обрабатывают дистиллированной водой на фильтровальной бумаге, затем смесью дистиллированной воды со спиртом в соотношении 1:1.

Обработку проводят до тех пор, пока фильтровальная бумага не перестанет окрашиваться. После этого можно применить местную отбелку.

Если есть необходимость, можно обрабатывать ксилографии химическим способом - растворами хлорамина самых низких концентраций (от 0,5 до 2%). Хлорамин наносят на увлажненный лист с оборота либо лист помещают в ванну с раствором.

По достижении желаемого результата экспонат промывают в воде до нейтральной реакции на ион хлора (см. разд. 3.1.5, 3.7). Пластификацию ксилографии производят 5%-ным водным раствором глицерина (приготовление см. в разд. 3.1.8).

Для подклейки разрывов и дублирования используют японскую или равнопрочную бумагу. Японская бумага легко расслаивается во влажном состоянии, что дает возможность получить в каждом случае бумагу нужной толщины. Кроме того, японская бумага в процессе проклейки и дублирования прекрасно сливается с основой экспоната, по существу не изменяя первоначальных ее качеств. Как и во всех других случаях, здесь также очень важно подобрать консистенцию клея (см. разделы 3.8, 3.9).

При дублировании на японскую бумагу рекомендуется разбавлять 12%-ный пшеничный клей дистиллированной водой в соотношении 1:2, при дублировании на равнопрочную - в соотношении 1:1,5. В каждом конкретном случае нужно учитывать основу и ее состояние. Если основа рыхлая и относительно толстая, клей должен быть более жидким.

Весьма часто японские ксилографии имеют рисунки с тиснением. Для сохранения тиснения ксилографию помещают в пресс в полусухом состоянии, давление применяют минимальное. Художественное восстановление производят акварелью. Бумагу, выбранную для восполнения утрат основы, тонируют заранее в ванночке.

Хранят ксилографии в двойном бумажном паспарту.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.