ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

4. Реставрация произведений графики, выполненных в технике пастели

Пастель, как одна из наименее прочных техник, требует от реставратора большого опыта. Карандаши пастели - это прессованный порошок пигмента, часто без связующего, что и обусловливает крайнюю непрочность произведений, написанных пастелью, к механическим воздействиям.

История знает множество рецептов фиксативов и разных способов закрепления пастели. Но закреплять пастель нельзя, так как она обязательно теряет те качества, которые определяют ее бархатистость, мягкость, глубину тона, - иначе говоря, при любом закреплении красочного слоя пастель перестает быть пастелью.

В качестве основы для пастели используют бумагу и картон, имеющие шероховатую поверхность или специально грунтованные, холст, грунтованный особым образом, некоторые виды пергамента и замшу.

Способы работы пастелью также различны: только пастельными карандашами, пастельными карандашами пастозно по шероховатому грунту, тонким слоем пастели по акварельному подмалевку, кистью, как мокрым соусом, - в этом случае пастель не так бархатиста, но прочнее удерживается на основе. Наконец, на холсте пишут гуашью, а затем прописывают пастелью.

Наиболее типичным повреждением пастелей, зависящим от основы и техники исполнения, является осыпь красочного слоя. Она происходит в результате деформации основы при изменении температурно-влажностного режима. Часто при хранении пастели в остекленных рамах деформация основы приводит к соприкосновению деформированных участков со стеклом (даже если имеются прокладки), и верхний слой пастели остается на стекле (отпечаток).

На пастелях, выполненных на грунтованном холсте, нередко встречаются осыпи и сседание грунта, вызванные нарушением технологии приготовления фунта, грубым механическим травмированием холста и разъедающим химическим воздействием силикатного клея от наклеек с оборота холста (рис. 25, 26).


РИС. 25. Сседание грунта. Неизвестный художник начала XIX века. "Портрет мальчика с трубой". Фрагмент. Грунтованный холст, пастель. Художественно-педагогический музей игрушки, г. Сергиев Посад

РИС.26. Разрывы. Неизвестный художник. "Портрет неизвестной". Фрагмент. Бумага, пастель. Орловская областная картинная галерея

Лучшая основа для пастели - пергамент (замша, велень): поверхность его такова, что пигмент, забившийся в поры пергамента, внедряется там настолько прочно, что даже при неблагоприятных условиях хранения, когда утрачен поверхностный красочный слой, пастель сохраняет экспозиционный вид.

К сожалению, пергамент имеет существенный недостаток - сильную гигроскопичность, склонность к деформации при изменении влажности. И если переувлажнение благоприятствует развитию плесневых грибов, то чрезмерная сухость воздуха в помещении может привести к короблению пергамента, разрыву, частичному срыву с гвоздей, крепящих его на подрамнике.

В данной главе сначала рассматриваются методы дезинфекции пастелей, а затем общие для всех пастелей процессы: размонтирования, удаления поверхностных загрязнений. Далее приводятся методики устранения деформации, восполнения утрат основы, дублирования пастелей, выполненных на бумаге, картоне и холсте (в дополнение к тому, что говорилось в разд. 3.9.7). Отдельно описано дублирование произведений, выполненных в технике пастели (или в других техниках) на пергаменте, поскольку оно имеет ряд особенностей. Приводимые в конце гл. 4 рекомендации по художественному восстановлению, а также по монтированию и окантовке касаются всех видов пастели.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.