Пинетки записи с меткой пинетки.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Произведения графики иногда бывают обезображены черными пятнами - пятнами почерневших свинцовых белил.

Как краска свинцовые белила известны с давних времен. Они обладают красивым белым цветом, высокой кроющей способностью и широко используются в акварели, гуаши, темпере, масляной и восковой живописи.

По химическому составу белила представляют собой сложное соединение карбоната свинца с гидроксидом свинца, соотношение которых может колебаться в различных сортах. Например, одна из форм свинцовых белил имеет приближенную формулу 2РbСО3 Рb(ОН)2 .

Свинцовые белила, как большинство свинцовых красок, способны чернеть в результате химической реакции с серосодержащими веществами, в частности,

с сероводородом H2S, присутствующим в загрязненном воздухе. При этой химической реакции образуется вещество черного цвета - сульфид свинца PbS.

Чаще всего почернение свинцовых белил происходит на экспонатах, выполненных в технике гуаши и акварели, где свинцовые белила недостаточно защищены связующим.

Идея метода восстановления цвета почерневших свинцовых белил заключается в реакции окисления черного сульфида свинца до основных сульфатов свинца (или, иными словами, до соединений сульфата свинца с гидроксидом свинца), имеющих белый цвет. В качестве реагента-окислителя применяется перекись водорода (или, как теперь принято говорить - пероксид водорода) Н2O2, которая используется в виде эфирного раствора пергидроля в сочетании с обработкой парами аммиака.

Метод дает хороший эффект на произведениях, выполненных в технике акварели и гуаши на различных видах бумаги и с различным состоянием сохранности бумажной основы и красочного слоя (рис. 21, 22).


РИС. 21. Потемнение свинцовых белил. Матвеев Ф.М. "Итальянский пейзаж". Грунтованная бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея

РИС. 22. После восстановления цвета свинцовых белил

Методика восстановления цвета свинцовых белил на произведениях, выполненных в технике гуаши или пастели.

1. Подготавливаются две одинаковые емкости I и II (можно использовать крышки от бюксов) с плоским дном и высотой 2-3 см. На дно каждой емкости приклеивают изнутри круглый кусочек ткани (фетра или технической кирзы) по размеру внутреннего диаметра емкости (или крышки бюкса).

2. Для того чтобы защитить непочерневшие участки от воздействия реагентов, весь экспонат накрывают листом плотной бумаги, в которой вырезают «окошки» в местах, совпадающих с участками потемневших белил. Размеры окошка должны быть на 0,5 см в радиусе меньше размеров крышки.

3. В мерный цилиндр с притертой пробкой наливают 1 объем пергидроля и 2 объема диэтилового эфира. Непосредственно перед нанесением на ткань приготовленную смесь эфира с пергидролем взбалтывают.

4. На ткань емкости I наносят стеклянной палочкой 2-3 капли раствора из верхнего, эфирного, слоя, насыщенного пергидролем. Затем сразу же ставят емкость вверх дном на бумагу, которой закрыт экспонат.

5. На ткань емкости II наносят стеклянной палочкой 2-3 капли 25%-ного водного аммиака. Емкость также ставят вверх дном на бумагу рядом с емкостью I.

6. Скользящим движением передвигают по бумаге емкость I, оставляя ее над участком потемневших белил в течение 1-2 минут.

7. Емкость I заменяют емкостью II. При действии паров аммиака наблюдается более интенсивное восстановление цвета. Попеременным воздействием паров аммиака и перекиси водорода достигается восстановление цвета свинцовых белил.

8. Затем рисунок оставляют открытым на 2 недели на воздухе.

9. Если допускает техника, рисунок промывают дистиллированной водой на увлажненной фильтровальной бумаге.

Методика восстановления цвета свинцовых белил на восточной живописи (китайских свитках начала 19 века).

Эта методика имеет некоторые отличия.

Китайские свитки выполнены на тончайшей рисовой бумаге, слабо проклеенной, склеенной растительным клеем в 4-5 слоев.

Тонкий слой свинцовых белил наложен на бумагу под отдельные, особенно ответственные участки живописи (лицо, руки). Дополнительно белилами прописаны блики.


Рис. 23. Восстановление цвета свинцовых белил. Китайский свиток. Бумага. (Фрагмент.) До реставрации. Музей искусств народов Востока<

Рис. 24 Китайский свиток. (Фрагмент.) После реставрации

Таким образом, реставратору в данном случае приходится иметь дело со сложным сочетанием ветхой многослойной основы и обширных участков почерневших белил, лежащих на поверхности, находящихся под живописью и прошедших на оборотную сторону.

Для восстановления цвета белил в данном случае рекомендуется предварительное подкисление парами соляной кислоты.

Внимание! Для свитков, выполненных на шелке, использование соляной кислоты недопустимо!

Подготовительные работы при восстановлении цвета свинцовых белил на китайских свитках аналогичны процессам, указанным в пп. 1-5.

Участки потемневших белил, прошедших на оборотную сторону, подкисляют следующим образом. На дно фарфоровой лабораторной кюветы размером 5x3 см укладывают лист фильтровальной бумаги, на которую наносят каплю концентрированной соляной кислоты. Кювету подводят на несколько секунд под обрабатываемый участок. Затем почерневшие участки подвергаются попеременным воздействиям паров пергидроля с эфиром в течение 1,5-2 ч. В итоге цвет белил восстанавливается полностью.

Для восстановления цвета потемневших белил бликов достаточно увлажнения дистиллированной водой, отжимаемой валиком с умеренно увлажненного листа фильтровальной бумаги, вырезанной по размеру обрабатываемого участка, и последующего воздействия паров пергидроля с эфиром и аммиака.

По окончании обработки свитки обязательно промывают дистиллированной водой на фильтровальной бумаге.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.