ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШЛИФОВ И ТОНКИХ СРЕЗОВ

САВАТЕЕВА Е.М. (ГРМ)

(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШЛИФОВ И ТОНКИХ СРЕЗОВ при исследовании станковой живописи и декоративно-прикладного искусства)

Долгое время в Русском музее бытовало мнение, что изготовление микрошлифов живописи — это некая дань моде, роскошь, слишком разрушающий метод исследования; что он скорее иллюстративен, чем информативен. В среде хранителей и реставраторов считалось, что наносить ущерб произведениям в псевдо-научных целях, «выламывая» из кракелюра по 1-2 кв.мм, — варварство.

Приходилось ограничиваться информацией, получаемой микроанализом из микрообразцов с кромок, явных осыпей или утрат. Работы проводились в основном при увеличении в 80 раз (МБС). Стратиграфия зарисовывалась или описывалась словесно.

И только с усовершенствованием методики изготовления микрошлифов и тонких срезов образцов живописи, а также в связи с приобретением нашей лабораторией системы, оснащенной цифровой видеокамерой, совмещенной с компьютером и поляризационным микроскопом «Биолам» (х 800), мы получили уникальную возможность, ограничиваясь практически теми же и даже меньшими количествами отбираемого материала, получать намного больше систематизированной информации.

Во-первых, метод позволяет четко увидеть и зафиксировать последовательность, прозрачность (что возможно только в проходящем свете), состав и толщину всех слоев живописного произведения.

Во-вторых, в препаратах тонких срезов можно применить кристаллооптический метод — наиболее простой метод группового определения органических компонентов, минеральных пигментов и связующих. Поскольку практически все связующие (за исключением восков) оптически изотропны и не имеют интерференционной окраски, их легко отличить от большинства минеральных пигментов, обычно анизотропных.


Рис.1 (х 300)

Оптическая изотропность является также диагностическим признаком пигментов-стекол (смальт), некоторых глинистых минералов (аллофана зелено-голубых оттенков и галлуазита-гелеподобного, полуматового минерала пастельных оттенков, напоминающего каолинит) и кристаллических пигментов с кубической сингонией (лазурита, оксидов меди, кальция, магния).

В-третьих, в шлифах можно полуколичественно изучить катионный состав каждого слоя методом микрозондового анализа.

Дальнейшее уточнение органических и минеральных составляющих слоев проводится стандартным набором методов (микрохимическими, окраской гистохимическими красителями, тонкослойной хроматографией, ИК-спектроскопией).

Проиллюстрируем на примерах достоинства вышеописанной методики.

В картине неизвестного художника «Господь Вседержитель» кроме предварительного микрохимического исследования материалов живописи было проведено исследование образцов методом изучения стратиграфии образцов на шлифах и тонких срезах, было установлено, что на многих участках лежат записи (рис. 2,3,4,5), причем они находятся на авторском красочном слое (выполненном в технике масляной живописи) хорошей сохранности, покрытой масляным лаком. Шлиф этого же образца не дает такой четкой информации, по нему можно предположить что это просто участок многослойной живописи (рис. 1).

На рис. 2,3,4, представлены тонкие срезы образца с рис.1. Снимки выполнены с увеличением в 300 раз, в комбинированном (частично проходящем +отраженном) свете — рис. 5 (х600).

В результате микрохимических исследований был установлен состав слоев:

Грунт (мел с клейковиной зерна), перегрунтовка (мел+эмульсионное связующее), Записи: клеемасляная темпера, поновительский лак: спирто-растворимый, на основе мастикса и слой сажевых загрязнений. При изучении предметов прикладного искусства подобный подход тоже весьма информативен.


Рис. 2 (х 300)

Рис. 3 (х 300)

Рис. 4 (х 300)

Рис. 5 (х 300) Увеличенный в 2 раза фрагмент рис. 4

Так, при реставрации парных резных полихромных рам к картинам В.В. Верещагина 1903 года «Вход в храм Никко» и «Синтоистский храм в Никко» предварительное изучение микрошлифов и тонких срезов отделочных слоев позволило реставраторам грамотно подойти к решению сложной задачи.

Уникальная декоративная система, изменения первоначального цветового строя, различная степень сохранности, историчность, обусловленная реставрациями разных периодов, вызвали множество вопросов, потребовавших углубленного изучения материала. Также было проведено исследование ткацких переплетений и состав волокон позолотных нитей парчи с галтелей рам. Результаты исследований в данном обзоре будут представлены фрагментарно. Подробно информация об этом исследовании опубликована в соавторстве с реставраторами рам Севастьяновой Е.А., Демченко М.В. в ежегодном сборнике ГРМ (Нерадовские чтения «Проблемы хранения и реставрации экспонатов в художественном музее»: Научно-практический семинар. СПб., 2002 г.).


Рис.6

Рис. 7 (х 300)

Рис. 8 (х 600)

На рис. 6 представлен общий вид рам.

На рис. 7 и представлен тонкий срез фрагмента разделки золоченого зеленого листа декоративной отделки рамы (общий вид).

На рис. 8 тонкий срез (с зеленого листа) техника золочения на гульфарбу. Послойный катионный анализ образца представлен на спектрах 1 и 2:


Спектр 1

Спектр 2

Исследование проведено методом микрозондовой микроскопии на приборе CAMSKAN-4DV, LINK-AN 10000.

На спектре 1 регистрируется характеристическое рентгеновское излучение: золота и примеси свинца (глета) из гульфарбы

На спектре 2 —катионный состав зеленого земляного пигмента волконскоита.

На рис. 9 отчетливо видно, что зеленый пигмент на воско-масляном связующем «внедрен» в древесину (сорбирован сосудами торцевого среза).

На рис. 10 представлен шлиф фрагмента поновлений: на зеленую краску с воско-масляным связующим положен слой левкаса и выполнено золочение на полимент. Левкас положен на пленку шеллака и отслаивается из-за недостаточной адгезии, вызывая осыпи (слой шеллака виден на тонком срезе) рис. 11(х 300)


Рис. 9 (х 300)

Рис. 10 (х 300)

Рис. 11 (х 300)

Рис. 12 (х 500)

Рис. 13 (х 300)

Рис. 14 (х 600).Тонкий срез

Рис. 15 (х 600)

Рис. 14 (х 600)

На рис.12 тонкий срез фрагмента поновлений с рис.10.

На рис.13 представлен фрагмент декоративной отделки цветка граната.

Сохранилось авторское сусальное золочение и проложенный по нему красный масляно-смоляной лак с примесью толченого стекла (рис. 14. Тонкий срез). Краситель в лаке идентифицирован Гавриленко Л.С. (зав. хим. лаборатории Эрмитажа) как органический синтетический жирорастворимый азопигмент.

Поновительские слои краски выполнены на масляном связующем и содержат, в отличие от авторских, кроме орг. синтетического красителя, примесь сажи и охры. Поновление, имитирующее золочение, выполнено твореной бронзой на клеевом связующем.

На некоторых поновленных участках цветов граната, красный поновительский лак лежит на поздних вставках левкаса (рис. 14) или прямо на утратах до древесины (рис. 15).

Исследование образца парчи с рам к картине В.В.Верещагина:

На рис. 16 представлен фрагмент парчи фиолетового цвета. Орнамент выполнен золотными нитями.

Состав волокон: по основе из черной пеньки (рис. 17) — нити слабой S-крутки, 2-порядка; по утку фиолетовый хлопок — нити Z-крутки 4-порядка (рис. 18 и 19).


Рис. 16 (х28)

Рис. 17(х 600)

Рис. 18 (х 300)

Рис. 19 (х 600)

Спектр 3 Золотные нити из парчи

Рис. 20 (х 100)

Рис. 21 (x 100)

Рис. 23 (х 56)

Рис. 24 (х 300)

Состав золотных нитей (рис. 20 и 21): золочение имитировано нанесением оловянной фольги на тряпичную (из льняных волокон) бумагу, проклеенную крахмалом, и покрытием сверху масляным лаком на основе мастикса с добавлением толченой слюды (спектр 3).

Полезно иногда зафиксировать результаты химической реакции. На рис. 23 представлен момент образования кристаллов хромата серебра. На «двойнике»-по-новлении с иконы «Никола в житии» ДРЖ №2071 (рис. 23).

Методом изучения тонких срезов можно уточнить, сколько раз золотили раму.

На рис. 24 и 25 представлены тонкие срезы.

На рис. 26 — тонкий срез образца с поновительским золочением на масляный лак.

На рис. 27 — три слоя лака. Интерференционная окраска центрального слоя указывает на то, что он содержит анизотропные включения.


Рис. 25 (х 600)

Рис. 26 (х 600)

Рис. 27 (х 600)
Первоисточник: 
Грабаревские чтения 5. Международная научная конференция. ВНХРЦ, М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.