ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 
Петрова Н.Л., Кодарев Д.В. (ВХНРЦ)

Переход от аналоговой к цифровой съемке в реставрационной фотофиксации можно признать свершившимся фактом. Прогресс цифровой фотографии гарантирует получение качественных изображений, а тенденция к снижению стоимости аппаратуры открывает возможность применения новых технологий в реставрационной работе1.

В 2005 году отдел реставрации рукописей ВХНРЦ им. акад. И.Э.Грабаря приобрел цифровую камеру Kodak DSCProl 4 n в комплекте с репрокомплексом и установкой «холодный свет».

Одной из отличительных особенностей комплекса, созданного и поставленного ЗАО «Группа ЭПОС», является система освещения. Она состоит из четырех полос светодиодных ламп, дающих освещенность не более 200 люкс, не нагревающихся даже при круглосуточной эксплуатации и не содержащих ультрафиолетовой составляющей в спектре. Таким образом, световое и тепловое воздействие на оригинал снижено до минимума и находится в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.586-2001 «Средства измерений характеристик искусственного и естественного излучения для обеспечения сохранности музейных экспонатов». Также данный комплекс снабжен программным обеспечением, выполняющим выравнивание освещенности изображения после съемки. Как известно, практически невозможно выставить идеальное по равномерности и цветовому спектру освещение даже на сравнительно небольшой площади, более того, некоторые задачи, стоящие перед фотографом (выявление особенностей рельефа красочного слоя, пергамента, бумаги, фиксация утраченного или плохо читаемого текста и т.д.), требуют и вовсе градиентного освещения. Результатом обработки изображения с помощью программного обеспечения, разработанною ЗАО «Группа ЭПОС», в любом из перечисленных случаев будет являться идеально равномерная освещенность оригинала (рис. 1, 2)2.


Рис.1. Фрагмент. Макросъемка. Хлудовская псалтирь.
До цветокоррекции


Рис.2. После цветокоррекции

На протяжении нескольких лет цифровая съемка в отделе выполнялась с помощью камеры Minolta A 1 (5,0 мп) без привлечения штатных фотографов. Поэтому стремление к использованию профессиональной фотокамеры было осознанной необходимостью после знакомства с открывающимися возможностями в проведении исследований с использованием цифровых изображений.

Достоинством цифровой съемки для реставрации, конечно же, следует признать возможность выполнять фиксацию процессов и явлений неразрушающим путем. При этом качество отснятого материала проверяется мгновенно. Также стало доступно получение хороших цветных воспроизведений3. Правда, следует отметить, что перечисленные «плюсы» можно реализовать лишь при условии, что художник-реставратор имеет желание и возможность участвовать в процессе съемки, обработке изображения и его печати. А сам съемочный процесс (с учетом специфических «капризов» реставраторов), обработка файла и его подготовка к печати выполняются в пределах реставрационного подразделения, где предусмотрено постоянное место для проведения съемки и имеется относительно приемлемое оборудование4.

Поскольку цифровая фотосъемка неотделима от компьютерных технологий, то, на наш взгляд, представляется закономерным привлечение к такой съемке и работе с файлами специалиста, имеющего профессиональные компьютерные знания. При таком подходе к съемке, когда фотографа, как некое вспомогательное звено реставрационного процесса, заменяют два полярно противоположных по мышлению специалиста: художник-реставратор и специалист по компьютерному обеспечению, - можно решать многие задачи, в том числе и модернизацию съемочного процесса, и компьютерное исследование реставрируемого уникального материала. Идеальный вариант для компьютерных исследований цифровых изображений - это включение в сей «тандем» специалиста с профессиональным знанием механизмов и приемов цветокалибрации и цветоделения для возможной программной обработки копий файла с целью сознательного выявления тех или иных особенностей исследуемого материала.

На данный момент в отделе реставрации рукописей совместно с цифровым комплексом используются следующие программно-аппаратные средства: Adobe Photoshop CS 3, Microsoft Office Visio 2003, A CDSee Pro 2.0, Aver TV Cardbus + беспроводная камера видеонаблюдения.

Предпочтение программе Ado be Photoshopпоследней версии было отдано благодаря возможности неограниченной работы с шестнадцатибитными изображениями, поддержке RAW-файлов всех основных форматов, об особенностях которых будет сказано ниже, а также возросшей скорости и надежности работы.


Рис.3. Общий вид
репрокомплекса с цифровой
камерой Kodak Pro 14 nпод
управлением ноутбука


Рис.4. Цифровая камера
Kodak Рго14п с установленной
камерой видеонаблюдения

Microsoft Office Visio 2003 - это простой в освоении векторный редактор с обширной библиотекой изображений в стандартной поставке. Этот графический инструмент позволяет четко и понятно формулировать идеи через схемы и схематические рисунки в заданном стиле.

ACDSee Pro 2.0 используется, главным образом, для быстрого просмотра и пакетной обработки файлов.

Камера видеонаблюдения неизвестного тайваньского мастера в связке с Aver TV Cardbusиспользуется при управлении камерой с ноутбука в качестве цифрового видоискателя, как известно, нереализуемого на зеркальных цифровых фотоаппаратах средствами встроенной матрицы. Подобное устройство жизненно необходимо при съемке с высокого настольного репроштатива, когда фотоаппарат установлен в полуметре над головой сотрудника. Данное техническое решение является нашим know - how , придуманным и реализованным силами отдела (рис. 3, 4)5.

Как показывает наш опыт работы с цифровыми изображениями, объем информации, заложенный в файл цифровой камерой в оптическом формате, на порядок выше, чем в самой качественной фотографии6. К примеру, размер файла с расширением TIFF цифровой камеры Kodak Pro 14 n равен 77,2 М. Это равносильно качественному «виртуальному постеру» размером 158,8 х 105,8 см, позволяющему постепенно рассмотреть на мониторе компьютера в тончайших деталях небольшой фрагмент реставрируемого экспоната. Поэтому использование цифровой съемки только с целью получения отпечатка форматом А4 (29,7 х 21,0 см), составляющего примерно 20% от размера оптического изображения, является устоявшимся заблуждением (рис. 5, 6).

Нам представляется, что, безусловно, воспроизведение цифровых изображений для документации пока остается общепринятой нормой, но нельзя не пытаться внедрить в постоянную практику работу реставратора с файлами изображений.


Рис.5. Фрагмент. Макросъемка. Хлудовская псалтирь.
Фотография формата А4 (21x2 9,7)


Рис.6. Фрагмент. Макросъемка.
Оригинальный масштаб цифрового изображения

В пользу этого говорит несколько фактов. Начнем с того, что у любого монитора (особенно у профессионального калиброванного монитора) динамический диапазон отображаемых цветов -заметно шире, чем у любого принтера для цветной печати. Другими словами, на экране невооруженным глазом видно гораздо больше нюансов цвета, яркости и контрастности, чем на распечатке высочайшего качества. И по удобству изменения параметров настройки изображения, отслеживания этих изменений в реальном времени цифровой файл не имеет смысла даже сравнивать с фотографией.

Особенно широкую свободу творчества (и в то же время возможность самой точной настройки и калибровки изображения) предоставляет файл в формате RAW («сырой»). Этот формат не является единым стандартом, в отличие от тех же TIFF и JPEG, каждый крупный производитель цифровой фототехники разрабатывает и использует свой вариант: у Kodak - это DCR, у Canon- CRW, CR2 и т.д. Различаются эти форматы прежде всего алгоритмами обработки, которые необходимы для получения «нормального» изображения. В какой-то мере этот процесс схож с проявкой пленки в аналоговой фотографии, только выполняется он автоматически с помощью программ-конвертеров, как специализированных, так и встроенных в мощные графические пакеты.

Для понимания того, что же такое «сырые» файлы, необходимо представлять себе принцип формирования изображения на матрице фотоаппарата. Итак, матрица состоит из светочувствительных элементов (пикселей), способных вырабатывать электрический сигнал, пропорциональный интенсивности попадающего на них светового потока, независимо от его цветовой составляющей. Для получения информации о цвете каждый пиксель покрыт красным, синим или зеленым фильтром и в идеале способен пропускать только «свой» цвет. В файле RAW как раз и содержится изображение в оттенках серого и данные для восстановления цвета изображения посредством сложного алгоритма интерполяции. Таким образом, при гораздо меньшем объеме (по сравнению с несжатым форматом TIFF) в файле RAW содержится гораздо больше информации об изображении. С этой точки зрения RAW уместно сравнить с негативом в аналоговой фотографии. И поскольку негатив является основным архивным документом, так как содержит в себе гораздо больше информации об изображении, чем фотоотпечаток, так и RAW-файл представляется наиболее уместным «кандидатом» на роль основной единицы хранения в цифровом архиве благодаря перечисленным выше достоинствам и особенностям.

Полученные оптические изображения предоставляют реставраторам и исследователям ранее недоступный материал. Картина, открывающаяся на мониторе при просмотре макрофрагментов, завораживает, поскольку демонстрирует информации даже больше, чем результат визуального исследования под микроскопом. К примеру, при просмотре отснятого фрагмента синих одежд в изображениях Хлудовской псалтири IX - XI веков (ГИМ. Хлуд 129Д) с целью выявления фактуры раздело к синего нами было отмечено, что цифровая съемка зафиксировала едва уловимый подготовительный рисунок, лежащий под визуально плотным и толстым синим красочным слоем. При этом при просмотре под микроскопом рисунок не наблюдается. Такой результат убеждает нас, что и при обычном режиме фотофиксации можно выявить скрытые детали изображения.

Для изучения техники живописи недостаточно сделать только два вида съемки в прямом и боковом свете. Для съемки в косых лучах большое значение имеет как сам источник света, так и его направленность.

Компактное исполнение корпуса полосы светодиодных ламп позволяет приблизить источник освещения практически вплотную к оригиналу. Благодаря такому равнонаправленному свету, идущему почти параллельно плоскости снимаемого фрагмента, можно фиксировать многие нюансы живописной фактуры, выявляя более четко рельеф красочного слоя, подчеркивая отдельные пастозные мазки. Поэтому, если мы хотим иметь полное представление о манере работы художника, крайне важно фотографировать один и тот же фрагмент в одном масштабе в разных режимах освещения.

Помимо научного интереса, такой просмотр имеет прямое практическое назначение. Во-первых, это изучение состояния сохранности экспоната для выбора реставрационного пути. Притом анализ состояния сохранности и обоснование конкретных задач можно демонстрировать и при проведении реставрационного совета. Во-вторых, это контроль за выполненными реставрационными вмешательствами: наличие на поверхности, к примеру, клеевой пленки от реставрационного материала, выявление пропущенных микроучастков, которым требуется укрепление, выявление скрытых и невидимых надписей, к примеру, под заклейками на грамотах и т.д. При этом скрытые для глаза надписи, находящиеся на тыльной стороне бумажного листа, становятся видимыми уже при изменении угла наклона ЖК-экрана ноутбука при просмотре отснятых файлов. Данный эффект был обнаружен нами совершенно случайно, и, хотя он, по сути, является главным недостатком матрицы ноутбука, сыграл свою положительную роль.

Поэтому в отделе реставрации рукописей мы решились на проведение планомерных цифровых исследований реставрируемого материала. Главный акцент таких исследований мы перенесли на макросъемку с целью создания некого визуального ряда однотипных явлений, наблюдаемых в различных реставрируемых рукописях. Со временем такая база данных, безусловно, позволит проводить любые кодикологичекие исследования7.

В силу поставленных задач такая съемка проводится с обязательным включением в кадр масштабной линейки, чтобы в любой момент можно было провести сравнение исследуемого материала в едином масштабе8.

Второй составляющей в формировании исследовательской базы цифровой информации является цифровая микросъемка, опять-таки с обязательной масштабной линейкой. В отделе имеется бинокулярный микроскоп Zeiss, совмещенный с цифровой камерой Kodak Pro 14 n для выполнения фотосъемки и оснащенный специализированным осветительным блоком.

В отличие от микросъемки лабораторных образцов, шлифов и т.п. наша съемка выполняется непосредственно на оригинале. Любая поверхность пергамента с красочным слоем не бывает абсолютно ровной, поэтому идеальной резкости по всей площади кадра при стократном увеличении добиться пока не удается.

Поэтому для более тщательного и удобного отбора фрагментов и определения режимов их съемки мы несколько усовершествовали сам рабочий процесс фотофиксации через микроскоп.

Для этих целей мы снова стали пользоваться камерой видеонаблюдения, установленной в окуляр микроскопа. Это позволило просматривать красочную поверхность непосредственно на экране ноутбука и выбирать фрагменты с определением масштаба планируемой съемки. Такое исследование действительно очень продуктивно и в то же время абсолютно безопасно для средневековой живописи, поскольку изучаемая миниатюра постоянно находится в нашем поле зрения.

К тому же подобные наблюдения красочного слоя можно производить при такой степени увеличения, которая не доступна при обычном визуальном исследовании миниатюры с использованием бинокулярного микроскопа. Такая микроскопическая детализация значительно расширяет возможности изучения красочного слоя.

В настоящее время мы смогли освоить рабочий режим микросъемки с достижением максимального увеличения до 1 мм2 с возможностью просмотра отснятых сюжетов на мониторе. Такая исключительно цифровая база данных также очень эффективна, поскольку значительно упрощает процесс микросъемки и позволяет почти одномоментно отследить красочный слой на участке от 5 мм2 до 1 мм2.

На этапе формирования базы данных достаточно, как нам кажется, сформировать архив виртуальных изображений. Длительное изучение такого архива позволит понять, что требует «увековечивания», а что так и останется «заметками на полях», рабочим материалом.

Примечания

1 При этом отметим, что, как и иное другое оснащение реставрационных мастерских, переход и использование цифровых know - howв отечественной реставрационной практике носит устойчиво стихийный характер. Стремительное развитие цифровых технологий вне стен реставрационных структур низводит идею постепенного формирования цифрового комплекса до сизифова труда. Компьютер и фотокамера должны соответствовать друг другу по классу и быть одномоментно в наличии. А отсутствие специалистов, способных проводить цифровую съемку с учетом всех задач, диктуемых реставрации XXI веком, не приведет к желаемому результату даже при обладании профессиональной камерой и компьютером. В Комитете консервации ИКОМ секция документации является полноправной составляющей реставрационной деятельности. Доклады по применению цифровых технологий в музейной реставрационной практике на протяжении уже десятилетия демонстрируют возможности таких исследований и разработок. В отечественной практике фотофиксация реставрационных процессов считается достаточной, если общие виды удается дополнить несколькими фрагментами. Очень часто вопрос о количестве и виде необходимых съемок сопряжен с невозможностью оплаты всего спектра съемок, поэтому, естественно, рассматривается как некое хобби реставратора, желающего познать непознанное или продемонстрировать собственный уровень мастерства.

2 Правда, следует заметить, что установка «холодный свет» была приобретена нами как некий готовый продукт, а не создана исключительно под задачи реставрационной фотофиксации. Прежде всего, данный комплекс ориентирован на качественную репродукционную съемку. Поэтому, естественно, не может отвечать всем требованиям при выполнении отдельных видов макросъемки.

3 После переезда в новое здание в ВХНРЦ была решена проблема печати цветных изображений непосредственно в фотоотделе Центра.

4 В любом ином случае мы получаем «нечто цветное», только отдаленно напоминающее изначально отснятый предмет. И в этой ситуации нельзя винить фотографов. Поточное изготовление отпечатков в специализированных центрах по обработке цифровых носителей сохраняет все пороки поточной печати аналоговых цветных фотографий.

5 Идея применения и выбор данной простой камеры видеонаблюдения принадлежит Д.В.Кодареву.

6 Петрова И.Л. О методе выявления киноварного рисунка полихромных инициалов Федоровского евангелия // Хризограф. М., 2003. Вып. 1. С. 88 - 95.

7 Примеры таких аналогий были продемонстрированы авторами данной статьи в докладах на конференциях «Реставрация пергаментных рукописей» (сентябрь 2007, ВХНРЦ) и «Тихомировские чтения» (октябрь 2007, Ярославский музей-заповедник).

8 О стандартизации реставрационной иллюстративной документации на протяжении более 30 лет проявляет обеспокоенность Д.П.Эрастов (ЛКРД, Санкт-Петербург), см.: Эрастов Д.П. Факсимильное издание - косвенный путь повышения физической сохранности рукописных памятников // Проблемы научного описания рукописей и факсимильного издания памятников письменности: материалы всесоюзной конференции. Л., 1981. С. 61 - 69.

Первоисточник: 
Вестник реставрации музейных ценностей. 2008 №1-11. М., ВНХРЦ
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.