ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

О ДОПОЛНЕНИИ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ И КАТАЛОГОВ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ О РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА

ПОГРЕБНОЙ А.А. (ХФ ННИРЦ Украины)

Путь, который проходит произведение искусства, прежде чем предстает перед зрителем, бывает разным. Картина, скульптура, графический лист, вышедшие из рук автора и попавшие в экспозицию музея или выставочного зала, доходят до зрителя, как правило, в виде неизмененном или измененном незначительно. По прошествии времени произведение, в частности живописное, приобретает новые визуальные дополнения: сетка кракелюра, пожелтевший и потемневший лак (благородная «патина времени», которая придает вещи определенный шарм). Вещь постепенно становится «старинной». Время и условия хранения — вот первый после автора «соавтор» произведения.

Современные тенденции в реставрационной практике все больше склоняются к преобладанию консервационных мероприятий над восстановительными, стремлению к наименьшему вмешательству во внешнюю эстетику произведения искусства. Однако так было не всегда. Когда произведения живописи под сильно потемневшей лаковой пленкой почти не угадывалось, лак картины или олифа иконы подвергались процессу утоньшения, а затем и полного удаления. Качество этой весьма небезопасной операции зависело от опыта, добросовестности и деликатности реставратора. Результатом небрежности могли быть потертости красочного слоя или даже частичные утраты его фрагментов. В подобных случаях живопись восстанавливалась либо в местах утрат, либо (что гораздо проще) переписывалась целыми фрагментами. В «Ерминии, или наставлении в живописном искусстве» начала XVIII в. советуют промывать иконы золой при помощи щетинной кисти, а «когда икона очистится и где-нибудь сойдут с нее краски, то наведи их вновь». В «Трактате о реставрации картин» Гупиля середины XIX в. говорится, что «вполне опытный реставратор не ограничивается прописыванием только поврежденных частей, но немного проходит всю картину таким образом, что она кажется потом как бы вновь написанной».

Более щадящим способом реставрации картин и икон в прошлом было поновление живописи поверх потемневшего лака. Икона, как правило, переписывалась, сохраняя сюжет, однако в стилистике и эстетике уже другого времени. И визуальная эстетика произведения уже зависела от мастерства и таланта поновителя. Тем самым отдельные, особо чтимые в культовом или историческом значении произведения получали второго «соавтора» — реставратора-поновителя. И далеко не всегда можно было однозначно сказать, что поновитель был менее талантлив и мастеровит, чем собственно исконный автор. И здесь мы подходим к третьему «соавтору» произведений искусства — художнику-реставратору, который, помимо спасения материальной целостности памятника (укрепления основы, грунта и красочного слоя, дезинфекции и прочих консервационных мероприятий), весьма кардинально вмешивается в визуальную эстетику объекта, уже сложившуюся на данный момент: он удаляет либо переносит на другую основу запись и утоньшает либо полностью удаляет пожелтевшую и потемневшую лаковую пленку. Объект переживает третье рождение. Практика раскрытия памятников древнерусского искусства была в свое время весьма обширна. Дискуссий на тему целесообразности подобных мероприятий было немало. Изменение внешней эстетики памятников искусства - это уже история. Однако о том, что у произведения живописи, находящемся в экспозиции музея, какое-то время назад было «другое лицо», знают лишь немногие посвященные. Отчет о проделанной реставрации с подробной фотофиксацией хранится в архиве, и лишь иногда визуальные изменения памятника в процессе реставрации демонстрируются в специальной литературе и на выставках отреставрированных произведений.

Интерес зрителя к истории произведения искусства некоторым образом мог бы быть удовлетворен при помощи размещения рядом с экспонируемым объектом его вопроизведения до реставрации. Безусловно, это касается произведений искусства высокого класса, а также случаев весьма показательного изменения эстетики произведения в процессе реставрации. Яркий пример — «Троица» Андрея Рублева, раскрытая от записей еще в начале XX в. В отдельных случаях, когда была проведена сложная реставраторская работа по восстановлению и реконструкции сильно разрушенных памятников живописи и прикладного искусства, было бы целесообразным размещение рядом с восстановленным экспонатом его фотографии до реставрации с указанием фамилии реставратора и организации, в которой проводилась реставрация. В случаях, когда экспонат претерпевает значительные реставрационные вмешательства: удаление записей, утоныпение и выравнивание сильно потемневшего покровного лака, изменение размеров экспоната, реконструкции отдельных фрагментов или сложное восстановление многочисленных утрат, предлагается отображать изменения внешнего облика произведения путем публикации фотографий до и после реставрации в каталогах музейных собраний. Экспонаты, имеющие большое историческое и культурное значение, однако имеющие утраты такой степени, что реконструкция отсутствующих фрагментов может быть осуществлена лишь компьютерным способом и иметь гипотетический характер, предлагается экспонировать совместно с высококачественной распечаткой компьютерной реконструкции. Практика упоминания фамилии реставратора не только в каталогах музейных собраний, но и в экспозиции музея еще невелика. Добрый тому пример — Полтавский краеведческий музей. Набирает силу традиция проведения выставок отреставрированных произведений в Киеве и Харькове. Экспонирование фотографий отдельных, показательных с точки зрения изменения визуальной эстетики произведений искусства либо публикациях их же в каталогах музейных коллекций пока не имеет заметных прецедентов. Хотелось бы, чтобы явление широкой известности труда художника-реставратора принимало более широкий характер. Будучи весьма значимым участником тех действий, которые претерпевает художественное произведение на своем зачастую долгом и сложном пути к зрителю, художник-реставратор незаслуженно остается в тени. Более того, современные mass-media, фильмы, книги, создавая эффектные сюжеты, пусть невольно, но составляют у обывателя ошибочное мнение о реставраторе как о высококлассном подделыцике, торговце антиквариатом с большими доходами. А кропотливый труд художника-реставратора, владеющего обширными знаниями, мастерством и подчас соперничающего с мастерством автора, не оценен должным образом и не популяризован. А.И. и Н.И.Брягины, И.Э.Грабарь, Г.О.Чириков, И.А.Баранов, В.О.Кириков, М.Н.Алексеева, В.В.Филатов, Л.П.Калиниченко — имена, известные немногим посвященным, однако достойные гораздо более широкого признания. Дополнение музейных экспозиций и каталогов визуальными материалами о реставрации экспонатов, как представляется, будет не только знакомить зрителя с историей произведения искусства, но и мастерством художника-реставратора.

Первоисточник: 
Грабаревские чтения 5. Международная научная конференция. ВНХРЦ, М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.