ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

О методах исследования художественных произведений и о классификации вторичных работ в отделе научной экспертизы

Киселева А.Р.

Основой работы эксперта является проведение комплексной иконографической, стилистической и технико-технологической экспертизы произведений русской и зарубежной живописи и графики XVI—XX веков.

За время существования отдела его сотрудниками была разработана методика комплексного анализа произведений, собраны коллекции эталонов, по мере пополнения которых экспертами делаются выводы об индивидуальных почерковых признаках художников, а также постоянно уточняются технологические особенности, характерные для отдельных школ живописи разных периодов.

К настоящему времени собран обширный банк эталонных данных, включающий коллекции:

— образцов холстов и бумаги;

— макрофотографий фактуры живописи;

— микропроб грунтов и красочных слоев;

— фотодокументов в видимом, ИК-, УФ- и рентгеновском диапазонах излучения;

— описаний результатов иконографического и стилистического анализа, а также визуальных и микроскопических наблюдений технико-технологических особенностей произведений.

Эти данные положены в основу сравнительного анализа художественных произведений.

К основным задачам научной экспертизы относятся:

— решение вопроса об авторстве (установление, подтверждение или отклонение авторства);

— датировка произведения;

— определение школы живописи;

— определение иконографии произведения;

— решение вопроса об оригинальности или вторичности работы;

— разграничение по типу вторичности (копия, авторское или соавторское повторение, принадлежность к мастерской, кругу, школе либо последователю мастера, имитация, подделка, стилизация);

— определение состояния сохранности;

— определение художественного уровня произведения.

Иконографический (жанрово-сюжетный) и стилистический (композиционный, колористический, светотеневой, линейно-пластический и пр.) анализ позволяет предположить авторство, время создания, школу живописи.

Для окончательного решения задач экспертизы необходима технологическая аргументация.

Основные технико-технологические исследования включают в себя:

I. Микроскопический анализ.

II. Исследование в УФ-диапазоне излучения.

III. Исследование в ИК-диапазоне излучения.

IV. Рентгенографический анализ.

V. Анализ фактуры живописной поверхности.

VI. Анализ химического состава живописных материалов.

Возможности указанных видов исследований: I. Микроскопический анализ

Один из самых информативных видов экспертизы художественных произведений позволяет:

— наиболее точно определить состояние сохранности произведения;

— сделать вывод о способе нанесения подписи;

—предположить ориентировочную датировку произведения по живописным материалам, техническим признакам нанесения грунта и способам построения красочного слоя;

— установить технологические признаки оригинальности или вторичности работы;

— для решения вопроса об авторстве соотнести результаты микроскопических исследований произведения с банком эталонных данных по технологии картин предполагаемого художника.

1. Микроскопический анализ позволяет максимально точно выявить степень реставрационных вмешательств, в частности распознать старые тонировки и записи, не выявляемые в УФ-лучах из-за лаковых наслоений. Только при исследовании в микроскоп можно увидеть реставрационные тонировки и записи, отличающиеся от авторского слоя по составу пигментов, степени прозрачности и рельефу залегания, но почти сравнявшиеся с ним по прозрачности, близкие по цвету и порой уже имеющие общий с ним кракелюр. Их рентгеновская плотность часто не дает контраста, поэтому выявить их на рентгенограмме так же сложно, как и в УФ-лучах.

В отдельных случаях при «творческой» реставрации может быть изменен цвет некоторых деталей: волос, глаз, костюма, фона и пр. Исследование под микроскопом дает возможность по остаткам красочного слоя узнать исходную цветовую гамму произведения.

2. Исследование под микроскопом позволяет определить способ нанесения подписи, так как только при сильном увеличении можно увидеть тончайшие нюансы ее залегания и установить, написана ли она одновременно с красочным слоем или нанесена позже по кракелюру, загрязнениям, потертостям, реставрации.

Даже не авторская подпись может быть столь давней, что частично приобретет кракелюр, общий с авторской живописью.

Способ нанесения подписи имеет наиболее важное значение, так как начертание автографа можно искусно подделать. Задача идентификации подписи существенно упрощается, если она выполнена: а) по сырому, б) полусырому красочному слою, в) теми же пастами, которыми написана картина.

3. Микроскопическое исследование позволяет ориентировочно датировать картину на основании анализа ее структуры, пигментного состава и приемов построения живописи. Знания о холстах, грунтах, составе, замесе и перетире пигментов, а также диапазоне применения конкретных живописных материалов и приемах построения красочных слоев дают возможность выдвинуть предположительную датировку. Наиболее объективный вывод о времени создания произведения делается в комплексе с результатами иконографического, стилистического и химического анализа.

4. Микроскопический анализ помогает установить вторичность произведения, технологическим признаком которой в отдельных случаях может являться отсутствие подмалевка.

5. При решении вопроса об авторстве учитываются результаты всего комплекса исследований, в котором микроскопический анализ играет немаловажную роль. Исследование грунта, состава и соотношения пигментов, определение последовательности построения изобразительных деталей (например, последовательность завершения элементов лица, одежды или аксессуаров и т.п.), особенностей построения красочных слоев позволяют составить представление о живописных материалах и технических приемах конкретного автора. Детальное технологическое исследование картины дает возможность на фоне общих признаков времени выделить характерные особенности, свойственные индивидуальной манере художника.

Весьма существенно то, что микроскопический анализ является экспресс-методом технологической экспертизы, результаты которого совместно с результатами иконографического и стилистического анализа позволяют либо сразу решить вопрос о времени создания, школе живописи и оригинальности картины, либо, при решении вопроса об авторстве и затруднении в датировке, наметить дальнейшую перспективу исследований.

II. Исследование в УФ-диапазоне излучения

УФ-лучи, воздействуя на картину, позволяют увидеть либо интегральное свечение лака, красочного слоя и грунта, либо каждого компонента в отдельности на открытых участках грунта и красочного слоя, что дает возможность:

— получить некоторую информацию о состоянии сохранности произведения (утраты и реставрационные вмешательства);

— выявить угасшие надписи и подписи, сделанные железогалловыми чернилами, ртуть- и железосодержащими пигментами;

— выявить отдельные датирующие пигменты (например, цинковые белила);

— получить информацию о глубине залегания подписи (под лаком, между лаковыми слоями, поверх лака, по утратам, по реставрации).

Результаты исследований проверяются данными микроскопического анализа, а определяемые в УФ-лучах пигменты — результатами анализа химического состава проб.

Основными качественными характеристиками видимого свечения при УФ-облучении являются яркость, цвет, плотность, равномерность свечения поверхности картины, а также наличие темных участков, свидетельствующих об имеющейся реставрации, загрязнении или об отсутствии лаковой пленки.

При необходимости проводится фотофиксация картины при УФ-облучении.

III. Исследование в ИК-диапазоне излучения

Исследование проводится с использованием электронно-оптического преобразователя, трансформирующего ИК-изображение в видимое, позволяющее:

— увидеть нижележащие слои живописи (композиционные изменения или переписки);

— распознать под красочным слоем подготовительный рисунок и масштабную сетку при ее наличии;

— выявить надписи и подписи, нанесенные углеродсодержащими материалами;

— выявить угасшие надписи и подписи;

— определить поверхностные и глубинные реставрационные вмешательства.

Для ИК-лучей прозрачными являются лак, загрязнения, тонкие слои живописи. В тепловых лучах хорошо выявляются сажа, уголь, графитный карандаш, тушь и иные углеродсодержащие материалы.

Наиболее важную информацию можно получить при исследовании подготовительного рисунка, который является скрытым технологическим авторским признаком. Рисунок свободный, с правками и композиционными изменениями, как правило, свидетельствует об оригинальности работы. Рисунок жесткий, с обрисовкой границ светотени и контуров чаще всего указывает на вторичность картины. В отдельных

случаях наличие масштабной сетки также может указывать на вторичность произведения.

Выявление индивидуальных особенностей рисунка конкретного мастера и сравнение их с эталонным рядом — один из существенных инструментов экспертизы при решении вопроса об авторстве.

IV. Рентгенографический анализ

Исследование дает возможность:

— определить состояние сохранности произведения (утраты, реставрационные вмешательства, признаки перевода на новую основу);

— увидеть нижележащее изображение, а также правки и изменения композиции;

— определить некоторые живописные материалы;

— увидеть индивидуальные авторские приемы нанесения грунта (в отдельных случаях), построения красочного слоя и характер мазка при моделировке форм.

При анализе рентгенограмм основными качественными характеристиками являются читаемость изображения, степень контрастности светотеневого построения, выявляемость и форма отдельных мазков.

Читаемость изображения обусловлена особенностями основы, составом грунта и красочных паст, толщиной и количеством грунтовых и красочных слоев, приемами моделировки форм и типом использованных кистей, а также наличием реставрационных вмешательств. Рентгенографический анализ играет существенную роль при решении вопроса о времени создания картины, школе живописи и авторстве произведения.

V. Анализ фактуры живописной поверхности

Исследование проводиться визуально, по макрофотографиям, под микроскопом и позволяет:

— получить информацию о состоянии сохранности;

— выявить индивидуальные почерковые особенности автора и общие признаки, характерные для художников определенного времени и школы;

— увидеть приемы и последовательность построения живописной поверхности;

— получить информацию о художественных материалах и технике живописи.

Макрофотографии фактуры живописи и рентгенограммы несут важную информацию об индивидуальных почерковых приемах автора.

Важными качественными показателями при анализе фактуры поверхности являются соотношение основы, грунта, красочных и лаковых слоев, технические приемы построения живописи, консистенция красок, конфигурация мазков, тип кракелюра, особенности художественных материалов и пр.

Интерпретация результатов анализа фактуропостроения помогает решить вопрос об авторстве, копийности, времени создания произведения, школе живописи.

VI. Анализ химического состава живописных материалов

Результаты химического анализа:

— несут информацию о времени создания произведения;

— содержат определенные сведения об индивидуальных технических приемах художника и используемых им живописных материалах.

Данные, полученные в процессе комплексной экспертизы, сопоставляются с эталонным материалом, после чего делаются окончательные выводы об авторстве, времени создания, школе живописи и т.д.

Одним из важных вопросов экспертизы является классификация произведений. Они могут быть оригинальными или вторичными, которые в свою очередь подразделяются на несколько типов. Отдельные типы вторичных работ содержат сходные стилистические и технологические признаки, и поэтому их разграничение в некоторых случаях представляет собой довольно сложную задачу. Приведенная схема классифицирует вторичные произведения и указывает на типы (стрелки направлены в противоположные стороны), представляющие определенные сложности при разграничении. (Данная схема составлена по результатам исследований достаточно большого количества вторичных голландских и фламандских картин XVII-XIX веков.)

[1] Для свободной копии

[2] В случае подражания живописному стилю конкретного

художника

[3] Картина в буквальном смысле подделкой не является

 

Вторичные работы подразделяются на копии, авторские повторения, соавторские повторения и подражания, к которым можно отнести имитации, стилизации, произведения мастерской, школы, круга, последователя мастера и подделки. Подделки, имеющие подпись, бывают непреднамеренными и преднамеренными и подразделяются на три вида (см. схему): а) стилистические, б) стилистические и технологические (с XIX века), в) стилистические и технологические с имитацией признаков старения и/или реставрации (ориентировочно с середины XIX века). Картина, не имеющая подписи, может быть отнесена к подделке в том случае, если при ее создании наряду со стилем была имитирована технология известного мастера и/или имитированы признаки старения и реставрации. Виды подделок, выстраиваясь по времени создания, имеют различия, связанные с уровнем знаний в области истории техники живописи.

Несмотря на то, что точные и полные определения типов вторичных работ дать достаточно сложно, поскольку даже оригинальные произведения могут носить подражательный характер, сформулируем некоторые из них.

Имитация. (Наиболее характерна для XVIII века) Картина, написанная в подражание каким-либо образцам, включающая в себя элементы копирования и компиляции, интерпретированная в соответствии с эстетикой своего времени, созданная по технологии своего времени и, как правило, имеющая подпись.

Стилизация. (Наиболее характерна для XIX века) Произведение, выполненное по технологии своего времени, как правило, без использования элементов копирования или компиляции, представляющее собой ретроспективное воплощение темы (мотива), взятой из прошлого и трансформированной в новую образно-пластическую модель, в отдельных случаях с подражанием стилю старых мастеров.

Непреднамеренная подделка

Изначально неподписанная картина, принадлежащая кисти какого-либо художника, по сходным иконографическим и стилистическим признакам со временем приписанная кисти другого (как правило, более крупного) художника и в некоторых случаях подписанная его именем.

К этому типу картин могут быть отнесены как оригинальные работы, так и имитации, стилизации, копии и произведения мастерской, школы, круга, последователя какого-либо мастера. Для обретения картиной своего истинного статуса фальшивую подпись рекомендуется удалить.

Преднамеренная подделка

Картина, созданная в стилистике подделываемого автора, часто с подражанием технологии живописи и с использованием аналогичных по составу красочных паст, иногда с имитацией признаков старения и реставрации, как правило, имеющая подпись, современную красочному слою.

Копии и авторские повторения, на наш взгляд, в специальных формулировках не нуждаются.

Разграничение картин по принципу оригинальности и вторичности и определение типа вторичности, как и все другие задачи научной экспертизы, решаются с помощью технико-технологических и историко-искусствоведческих изысканий, которые представляют собой надежный научно-исследовательский метод.

Первоисточник: 
Научная экспертиза художественных произведений. Сборник статей. ВНХРЦ, М., 2007
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.