ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

СПОСОБ ЗАДЕЛЫВАНИЯ ПРОРЫВОВ С РАЗОШЕДШИМИСЯ КРАЯМИ НА БОЛЬШЕМЕРНЫХ КАРТИНАХ

РЕВИН О.М. (ВХНРЦ)

Среди картин, поступающих на реставрацию, встречаются произведения с различными механическими повреждениями и, в частности, с прорывами, имеющими разошедшиеся края. Устраняются последние способом стягивания краев.

Если связь красочного слоя с грунтом и грунта с основой слабая, то картину кладут на реставрационный стол лицевой стороной вверх. Под холст предварительно подкладывают рейки и застеленную бумагой древесностружечную плиту, общая толщина которых соответствует толщине подрамника. Под прорыв подстилают фторопластовую или полиэтиленовую пленку. Разошедшиеся края прорыва на картине заклеивают лентами папиросной бумаги шириной 2—2,5 см на 5—6%-м растворе рыбьего клея 1:1 с медом. Необходимо при этом отступить от края на 0,5 см, иначе рыбий клей не даст впоследствии раствору ПВБ проникнуть в ткань. Проглаживание и просушивание выполняется теплым утюжком через фильтровальную бумагу. Поверх папиросной бумаги вдоль линии прорыва 10%-м рыбьим клеем без меда приклеиваются прочные нитяные ушки. Предварительно кончики ушек разлохмачиваются скальпелем, а клей наносится на них беличьей кистью № 2-3 в несколько приемов.

Изготавливаются специальные приспособления для стягивания краев прорыва. Состоят они из частей в приведенной последовательности: крючочков (можно использовать рыболовные № 4—5, прижав плоскогубцами бородочки), льняной прочной нити 8—10 см, модельной резинки 7—9 см плоской или круглой и опять льняной нити от 30 до 150 см в зависимости от величины картины и места прорыва. Связанные между собой, они образуют тягу. Первый отрезок можно пропитать клеем БФ-6 для увеличения прочности на разрыв. Последний — хорошо провощить.


Схема разошедшихся краев прорыва с лицевой стороны картины

Схема стягивания разошедшихся краев прорыва с оборотной стороны картины
 

Крючки продевают через ушки снизу вверх и за основные большие отрезки нитей растягивают резинки до необходимого усилия. Свободные кончики тяг наматываются 8—10 оборотами на предварительно вкрученные шурупы в кромки подрамника. Привязывать завощенные нити не надо, они не разматываются. Таким образом, зацепив нити в противоположных направлениях по краям прорыва, можно, управляя натяжением, свести их.

Иногда встречаются застарелые пересохшие холсты. Их размягчают парами слегка увлажненных бумажных листов, наложенных поверх нитей на растягиваемые участки, но не ближе 3-4 см до ушек и папиросной бумаги, иначе возможны их отклеивания, и тяги будут «отстреливаться». Для большего воздействия паров воды можно создать парниковый эффект, накрыв растягиваемые участки картины полиэтиленовой пленкой, но ушки при этом опять же не закрываются. Если какие-либо из них все же отклеились, их нужно приклеить вновь.

Когда края прорыва стянутся чуть-чуть с нахлестом, то, поочередно снимая по 1—2 тяги с каждой стороны, заделывают его методом встык, разработанным во ВЦНИЛКР (ныне ГосНИИР)1.

Заделывание большего прорыва ведется постепенно, участками в 3-4 см. После этого ушки удаляют скальпелем, и участки заклеивают папиросной бумагой на 5-6%-м растворе рыбьего клея 1:1 с медом. Поэтапно заделывая прорыв, необходимо следить и управлять натяжением оставшихся тяг: какие-то ослабить или снять, где-то убрать или наложить повторно увлажненные бумажные листы.

Следующим процессом является укрепление красочного слоя и грунта на всей плоскости картины. Угроза еще большего расхождения краев прорыва устранена. Картину переворачивают тыльной стороной вверх, скальпелем удаляют загрязнения с краев состыкованного прорыва, который дополнительно заделывают волокнами холста и проклеивают 5%-м раствором ПВБ в этиловом спирте, при необходимости армируют.

Когда высохнет последняя проклейка, шов проглаживают горячим утюжком (90°С) через газетную бумагу (чтобы не образовалась глянцевая поверхность). Некоторое потемнение от клея по стыку и краям заделанного прорыва удаляют легким разрыхлением основы скальпелем.

Заделывают прорывы с разошедшимися краями и с оборотной стороны, если связь элементов картины (красочного слоя, грунта и основы) удовлетворительная.

Второй способ выполняется аналогично первому с незначительным различием. Ушки приклеиваются непосредственно к предварительно очищенному по краям разрыва холсту еще не превратившимся в гель 10%-м раствором рыбьего клея без меда (мед увеличивает проникаемость клея в основу).

И еще один момент: тяги в рабочем состоянии здесь из-за толщины подрамника утрачивают параллельность холсту, образуя с ним небольшой угол. Чтобы устранить его, достаточно поверх тяги наложить ближе к сторонам подрамника деревянные бруски. После сведения краев прорыва их по участкам заделывают указанным методом. Ушки и остатки клея удаляют скальпелем. Картину переворачивают лицевой стороной вверх. Шов дополнительно заделывают льняными волокнами на 5%-м растворе ПВБ в этиловом спирте и заклеивают папиросной бумагой с использованием 5—6%-го раствора рыбьего клея 1:1 с медом. При необходимости следует наложить вторую папиросную заклейку (на 5 мм меньше предыдущей) с каждой из ее сторон. Следующие процессы выполняют в соответствии с заданием на реставрацию.


Неизвестный художник. «Портрет Карла Таузенда, английского оратора». Последняя четверть XVIII в. До реставрации, в боковом освещении

Тыльная сторона картины. Стягивание краев прорыва основы у правого края

Hen жестный художник. «Портрет Николая I». XIX в. Усадка основы в левом нижнем углу

Фрагмент с оборотной стороны картины. Устранение усадки основы в правом нижнем углу

После реставрации
 

Примечание

1. Суровое И.П., Яшкина Л.И. Методика реставрации прорывов, утрат холста и кромок в произведениях станковой масляной живописи методом встык // Художественное наследие. 1979. № 5. С. 117.

Первоисточник: 
Грабаревские чтения 5. Международная научная конференция. ВНХРЦ, М., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.