ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Опыт реставрации двустороннего графического произведения из собрания Саратовского ГХМ имени А. Н. Радищева

КОНЕВЦЕВА А.Н.


Гравюра А.Г.Ухтомского «Отец, благословляющий сына в ополчение» до реставрации

Гравюра Андрея Григорьевича Ухтомского «Отец, благословляющий сына в ополчение», воспроизведенная и описанная в словаре русских граверов Д.А.Ровинским под названием «Благословение ратника»1, вошла в фонд графики музея в составе Столыпинской коллекции2. В 1900 г. коллекцией владел Аркадий Дмитриевич Столыпин, отец будущего саратовского генерал-губернатора и премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина. Львиную долю коллекции, включающей порядка 1000 листов, составляют произведения западноевропейских мастеров гравюры. В музейном архиве хранится сопроводительное письмо А.Д.Столыпина с прилагаемым «кратким перечнем» коллекции. Отдельной группой упоминаются «1000 гравюр, разных, плохо сохранившихся»3. В этой сотне оказался лист с гравюрой А. Г.Ухтомского «Отец, благословляющий сына в ополчение».

Академик Андрей Григорьевич Ухтомский, «гравер на меди всеми возможными техниками», был одним из самых способных учеников И.Клаубера. В 1812 г. он исполнил в технике гравюры пунктиром известную в то время картину Ивана Васильевича Лучанинова «Благословение на ополчение 1812 года»4.

В условиях патриотического подъема, вызванного событиями Отечественной войны 1812 г., картина эта пользовалась необыкновенным успехом. Автору было присвоено звание академика, на Императорской шпалерной мануфактуре была даже изготовлена шпалера по ее сюжету. Выгравированная вдоль нижнего края листа надпись-посвящение автора-гравера передает настроение той эпохи: «Славному народу Русскому в благословенное царствование Александра I ».

Появление этого сюжета в технике печатной гравюры — свидетельство его необыкновенной популярности среди широких слоев населения, стремления иметь в личном распоряжении свои экземпляр на стене или в коллекционной папке. Следствием и вместе с тем подтверждением подобной востребованности послужило плачевное состояние сохранности, в котором находилась гравюра до проведения реставрации.

В 2003 г. музейная гравюра «Отец, благословляющий сына в ополчение» была отобрана для реставрации к плановой стажировке в ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря. Сравнительно небольшого размера гравюра (р.л. 31,8x23,2; р.и. 28,5x22,4), выполненная в технике пунктира, представляла собой лист из плотной тряпичной бумаги средней толщины, неровно обрезанный — с трех сторон полностью, внизу — с сохранением текста и надписей.

Наблюдалось сильное неравномерное пожелтение основы и значительное поверхностное загрязнение (въевшаяся в бумагу в виде грязно-серого налета пыль, бурые следы сквозных затеков, в том числе большой фигурный затек темно-бурого цвета в верхнем левом углу, множественные следы экскрементов насекомых).

Серьезные механические повреждения основы в виде глубоких горизонтальных разрывов от краев к середине листа по изображению, разрывы по нижнему краю, утрата основы у левого нижнего угла. По всей поверхности листа зафиксированы многочисленные сгибы, заломы основы.

При осмотре гравюры внимание хранителя и реставратора привлекло отсутствие с оборотной стороны крестообразного сгиба, повторяющего характерную потертость красочного слоя лицевой стороны, возникшую при хранении листа сложенным вчетверо. Едва различимая «двуслойность» основы по линиям разрывов и на границе утраты в нижнем углу с оборота позволили утверждать, что лист сдублирован.

При осмотре произведения на просвет для определения природы бурого сквозного затека (в левом верхнем углу) удалось различить контуры скрытого изображения: портрет в овале. «Находка» наталкивала на мысль, что в качестве дублировочного листа для гравюры Ухтомским была использована другая гравюра.

Дублировочный лист был настолько плотно приклеен по всей поверхности к обороту гравюры «Отец, благословляющий сына...», что отделить его без утраты спрятанного изображения или без серьезных механических повреждений (разрывов, утрат, срывов фактуры) целиком не представлялось возможным. Это обстоятельство было учтено при составлении реставрационного задания.

Согласно методике ВХНРЦ по реставрации произведений черно-белой печатной графики было предусмотрено: удаление поверхностных загрязнений; возможно, раздублирование; промывка от желтизны; химическая обработка затеков, следов грязных пальцев, мушиных засидов; общая отбелка произведения; подклейка разрывов; тонирование в местах неровностей общего тона; монтировка в двойное бумажное паспарту.

В отделе химико-физических исследований реставрационного Центра была проведена съемка оборота и фрагмента оборота гравюры в инфракрасном излучении.


Оборот гравюры до реставрации. Съемка в ИК-излучении

Она подтвердила наличие скрытого изображения: портрет в овальном медальоне в темном четырехугольнике. Снимок фрагмента (надпись под изображением) оборота расшифровать не удалось, но по наклону букв можно было заметить, что надпись на снимке отображена не зеркально.

Таким образом, был сделан вывод, что портрет находится не на дублировочном листе, а на оборотной стороне гравюры Ухтомского. Данное обстоятельство важно, поскольку при успешном проведении раздублирования появлялся шанс сохранить скрытое изображение. Эту возможность подтвердили анализы проб дублировочного клея и основы дублировочного листа, проведенные в отделе химико-физических исследований ВХНРЦ5.

Опуская подробности этапов реставрационного процесса, остановимся на решении двух возникших перед реставратором проблем: 1) деликатное раздублирование; 2) подклейка горизонтальных разрывов от краев листа к середине, «попадающих» на оба изображения.

Сложность раздублирования обусловливалась тем, что основа гравюры «Отец, благословляющий сына...» и дублировочный лист образовали единое целое. Разъединить этот «монолит» обычными способами из-за задубевшего дублировочного клея (хотя бы частично по-сухому или с помощью погружения в воду) не удавалось без риска серьезных повреждений основы: дублировочный лист «утягивал» за собой верхний слой оборота гравюры.

Раздублирование было приостановлено. В ходе дальнейших реставрационных процессов (обработка произведения химическими реактивами и последующие промывки) дублировочный клей стал набухать. Основа дублировочного листа «промокла» и размягчилась настолько, что проступило скрытое изображение. Попытка раздублирования была возобновлена.

Дублировочный лист удалялся небольшими фрагментами методом расслоения с помощью скальпеля. Процесс оказался очень трудоемким, требующим повышенного внимания и осторожности. Поспешно «снятый» очередной фрагмент дублировки мог утянуть за собой и верхний слой оборота основы с изображением. На наиболее опасных участках (с изображением) дублировка «скатывалась» подушечками пальцев. В процессе раздублирования лист неоднократно дополнительно увлажнялся из распылителя. По окончании раздублирования произведение было промыто в ванночке с дистиллированной водой и просушено на фильтровальной бумаге.

В результате удаления дублировочного листа был раскрыт гравированный портрет Дмитрия Прокофьевича Трощинского (1754 - 1829) работы А.Г.Ухтомского по живописному оригиналу В.Л.Боровиковского6. Вдоль нижнего края изображения выгравировано: Писалъ В.Боровиковскш. 1813. Грае. А.Ухтомскш. Гравированный портрет Трощинского воспроизводится и описывается Д.А.Ровинским и в «Подробном словаре русских гравированных портретов»7, и в «Подробном словаре русских граверов»8. Гравюра выполнена в технике офорт, резец. После раздублирования выявился след отжима доски вдоль нижнего и левого краев.


Портрет Д. П. Трощинского. Гравюра А.Г.Ухтомского по живописному оригиналу В.Л. Боровиковского

Портрет в овальном медальоне помешен на четырехугольное поле, покрытое вертикальной штриховкой, имитирующее старинную грамоту. По углам и краям фона награвированы декоративные «фальшивые» разрывы и загибающиеся внутрь углы. В середине нижнего края дано изображение дворянского герба павловского времени, «сфантазированного в стиле эпохи... их эмблем и символов рыцарского свойства»9, и девизом на латыни (цитата из Горация).

Изображение представляет собой парадный портрет известного чиновника второй половины XVIII - начала XIX в. Выходец из малороссийского дворянства, Д.П.Трощинский начал восхождение по служебной лестнице в царствование Екатерины II в чине статс-секретаря и члена главного Почтового ведомства. Окончание екатерининского правления не стало для талантливого чиновника и царедворца преградой к дальнейшему продвижению.

В числе лиц, сопровождавших нового монарха, Павла I, на коронацию, оказался и Трощинский. Во время царствования Павла Трощинский занимал пост сенатора. При Александре I Трощинский — член Государственного совета, главный директор почт, позднее, при создании министерств, - министр уделов. Завершает государственную карьеру Трощинский в качестве министра юстиции. Он доводился свойственником семейству Гоголь-Яновских. Благодаря участию Трощинского Николай Гоголь был определен в Нежинскую гимназию10.

История появления гравированного портрета проливает свет на масштаб личности изображенного. Гравюра была исполнена в 1813 г. в связи с приездом в Петербург общего друга и земляка Трощинского и Боровиковского, известного на Украине доктора М.Я.Трахимовского.

Живописный оригинал портрета Трощинского11 был приобретен в 1893 г. Императорским Эрмитажем у правнука М.Я.Трахимовского — сенатора Н.А.Трахимовского12.

Боровиковский написал Трощинского в 1799 г., когда тот получил орден Александра Невского и был с почетом уволен Павлом I от службы в чине действительного тайного советника.

В словаре Ровинского13 упоминаются еще два отпечатка этой гравюры. Первый - «прежде всякой подписи», второй - с подписью, гербом и девизом: « ex toto animo » — «От всей души». Наличие на втором отпечатке гравюры подписи на латыни «От всей души» не позволяет сомневаться в утверждении исследователя творчества Боровиковского Т.В.Алексеевой, что «гравюра явно выполнялась для друзей Трощинского — отца и сына Трахимовских, Г.Р.Державина».

Автор монографии приводит цитату из письма Г.Р.Державина В.В.Капнисту от 13 февраля 1814 г., в котором поэт пишет, что к письму прилагает «портрет Дмитрия Прокофьевича ныне гравиркою оконченной»14. Гравированный портрет Трощинского причислен Ровинским к ряду наиболее ярких творческих удач Андрея Григорьевича Ухтомского, чье наследие составляет около 200 листов.


Гравюра А.Г.Ухтомского «Отец, благословляющий сына в ополчение» после реставрации
 

Интересно, что в четвертом томе «Словаря гравированных портретов» в разделе «Цена за гравюры в настоящее время» (т. е. конец XIX в.) среди прочих листов Ухтомского портрет Трощинского оценивается Ровинским приблизительно в 10—15 рублей. Если рассуждать логически, это значительно дороже популярной лубочной картинки на лицевой стороне.

Пытаясь объяснить причину появления листа со столь неравноценным двусторонним изображением, можно предположить, что первоначально был сделан более ценный отпечаток портрета Д.П.Трощинского. Однако его неровное расположение на листе, возможно, заставило печатника забраковать экземпляр. В целях экономии бумаги на другой стороне был напечатан «Отец, благословляющий сына в ополчение», а оказавшийся на обороте отпечаток портрета Трощинского позднее «спрятан» под дублировку владельцем лубка.

Выявление на обороте реставрируемой гравюры «Отец, благословляющий сына в ополчение» другой гравюры ставило перед реставратором сложную задачу не только восстановить целостность листа (подклеить разрывы), но и сохранить для портрета на обороте экспозиционный вид.

Горизонтальные разрывы затрагивают изображение на обороте листа. Подклейка разрывов в данном случае обычным способом с помощью наклеек не могла быть приемлемым решением. Фактически полосы белой бумаги, поддерживающие разрывы, обезобразили бы изображение, лишив его экспозиционного вида.

Осуществить задуманное удалось благодаря использованию возможностей современного реставрационного оборудования — вакуумного стола.

Работа проводилась в два этапа. Сначала методом долива бумажной массы на вакуумном столе были восполнены утраты основы по нижнему краю и в нижних углах, а также ослабленные участки основы и края. Разрывы промазаны густым клеем, совмещены и долиты на участках разрывов, свободных от изображения, приходящихся на поля.

После этого гравюра, проложенная листами вискозной бумаги, была помещена в пресс между сукнами. На следующий день с лицевой стороны на вакуумном столе доливались места утрат основы и поля. По окончании процесса произведение между листами вискозной бумаги снова было уложено в пресс. После отпрессовки реставрация была завершена тонированием обеих гравюр в местах неровностей общего тона и монтированием листа в двойное бумажное паспарту.

По итогам проделанной работы по реставрации гравюры А.Г.Ухтомского «Отец, благословляющий сына в ополчение» можно заключить следующее:

— приобретен ценный опыт реставрации двустороннего графического листа на сложном и интересном материале;

— опыт реставрации листа с двусторонним изображением подчеркнул необходимость технического оснащения реставрационной мастерской современным оборудованием и его незаменимость в реставрационной практике, особенно, когда это касается подобных нестандартных случаев;

— и, самое главное, графический фонд Саратовского музея пополнился еще одной ценной гравюрой работы А.Г.Ухтомского.

 

Искреннюю благодарность за доброжелательное участие, доверие и моральную поддержку автор статьи выражает своему наставнику, реставратору графики высшей категории Н.А.Костеревой и хранителю фонда графики СГХМ имени А. Н. Радищева М. И. Боровской.

 

1. РОВИНСКИЙ, Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. [Текст] /Д. А. Ровинский. - Т. 2. СПб., 1895.- № 95. - С. 1076.

2. О Столыпинской коллекции см.: Боровская, М.И. Составитель каталога западноевропейской гравюры С.В.Жуковский [Текст] / М. И.Боровская // Музейное дело и художественное образование. - Саратов, 2000. - С. 25.

3. Архив СГХМ. Ф. 369. Оп. 1. Ед. хр. 104. Л. 3-4.

4. Репродукция живописного оригинала гравюры А.Г.Ухтомского «Отец, благословляющий сына...» воспроизведена в ст.: Сахарова И.М. Атрибуция двух картин из фондов Государственной Треть-

яковской галереи [Текст] / И. М. Сахарова // Государственная Третьяковская галерея: Материалы и исследования. - П., 1983. - С. 43.

5. Автор статьи искренне благодарит за содействие сотрудников Отдела физико-химических методов исследования ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря Е.В.Кугучеву за проведение фотосъемки гравюры в ИК-излучении, а также А.Я.Мазину за заключение по анализу основы дублировочного листа и дублировочного клея.

6. Репродукция живописного оригинала воспроизведена в монографии: Алексеева, ТВ. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на

рубеже XVIII—XIX веков [Текст] / Т.В.Алексеева. - М, 1975.

7. РОВИНСКИЙ Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов [Текст] / Д.А.Ровинский. - Т. 3. - СПб., 1888. - С. 2051-2052.

8. Его же. Подробный словарь русских граверов XVI-XIXbb.-Т. 2.-СП6., 1895. №31.-С. 1071.

9. Согласно В.К.Лукомскому и Н.А.Типольту (Русская геральдика: Руководство к составлению и описанию гербов [Текст]. - СПб., 1915. -С. 9), подобные гербы сочинялись Герольдмейстерской конторой или изготовлялись по представленным дворянином эскизным рисункам и материалам на утверждение по заслугам

на различных поприщах государственного служения.

10. Энциклопедический словарь [Текст]; ред. Ф.А.Брокгауза, И.А.Ефрона. Т. 66. -СПб., 1901. - С. 908-909.

11. Данное уточнение важно, поскольку Боровиковским написано два разных портрета Д.П.Тро-щинского(1799и 1811 гг.).

12. АЛЕКСЕЕВА, ТВ. Владимир Лукич Боровиковский...[Текст] /Т. В. Алексеева. - М., 1975. - С. 172.

13. РОВИНСКИЙ Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов [Текст] /Д.А.Ровинский. Т. 3.

14. Там же.

Данная публикация содержит новую и более подробную информацию относительно указанной темы, чем ранее изданные материалы в сборнике «Грабаревские чтения» № VI в статье «Исследование и реставрация медно-литой мелкой пластики из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника».

Первоисточник: 
Вестник №10 (1-2005) Реставрация музейных ценностей. М.: ВНХРЦ, 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.