ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

ФЛОРЕНЦИЯ, ГАЛЕРЕЯ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ - «ДАВИД» МИКЕЛАНДЖЕЛО

Мамедова И.Л., Макаренко Г.А. (ГосНИИР)

Дискуссия о поверхностной очистке

В 2004 г. подведены первые итоги реставрационных работ на статуе «Давид» Микеланджело, которой в сентябре 2004 г. исполнилось 500 лет. После долгих обсуждений по поводу выбора сухого или влажного метода поверхностной очистки работа была начата в сентябре 2002 г.

Группу специалистов возглавили Главный инспектор Музейного объединения Флоренции Антонио Паолуччи, директор реставрационной мастерской Opificiodelle Pietre Dure во Флоренции Кристина Ачидини, заведующий сектором реставрации предметов из камня той же мастерской Лаура Сперанца, директор Галереи Академии художеств во Флоренции Франка Фалетти. Работы общей стоимостью 250 тыс. фунтов финансируются тремя спонсорами - обществами Friendsof Florence, Ars Longa Stichting и Ati Giunti.

Последний раз скульптура подвергалась очистке соляной кислотой в 1843 г. На поверхности имеются следы гипса, пчелиного воска, оксалата кальция (щавелевокислого кальция) и различных солей. В апреле 2003 г. работа была временно приостановлена, т. к. руководитель реставрационных работ Аньесе Парронки заявила о невозможности дальнейшего проведения очистки скульптуры с использованием растворителей, она считает этот метод радикальным, при применении которого можно удалить старинные слои пчелиного воска, наложенные, возможно, самим Микеланджело.

А.Парронки является сторонницей сухой очистки с помощью мягких щеток и мягкой резинки. Она проводила подобную очистку скульптур гробницы Медичи в Сан-Лоренцо и двух барельефов Микеланджело в Доме Буонаротти. Ее предложение о применении сухой очистки скульптуры было отвергнуто директором Галереи Ф.Фалетти, которая предпочитает очистку с помощью компрессов, смоченных дистиллированной водой. Подобный метод уже применялся при очистке «Рабов» Микеланджело и описан в журнале «The Art Newspaper» (автор статьи — Lucian Harris, сентябрь 2003 г.).

Заявление А. Парронки не получило поддержки и у директора реставрационной мастерской К.Ачидини. По ее мнению, поверхностные отложения в результате контакта с жидкостью с течением времени могут кристаллизоваться, что приведет к усилению повреждения мрамора и в конечном итоге — к его разрушению. Но К.Ачидини также высказалась против сухой очистки, так как возникает опасность, что применяемые мягкие стирающие средства могут неблагоприятно воздействовать на поверхность и способствовать проникновению отложений в поры материала.

В мае 2003 г. руководителем реставрационных работ стала реставратор Чинция Парниджони (получившая профессиональную подготовку в Школе реставрационной мастерской Opificio delle Pietre Dure), которая продолжила влажную очистку. В феврале 2004 г. была закончена очистка левой стороны статуи, а в мае — очистка правой стороны.

Метод влажной очистки, специально разработанный для этой цели Мауро Маттеини (директор Института консервации и сохранения культурных ценностей Национального научно-исследовательского центра) совместно с учеными университетов в Лечче и Сиене, заключался в наложении компрессов, состоящих из дистиллированной воды, целлюлозы, сепиолита и японской бумаги, что позволило почти полностью удалить слой гипса, который при кристаллизации мог бы вызвать серьезные поверхностные повреждения.

Помимо этого реставраторы также удалили пятна воска и следы нитратов или протеиновых веществ (вероятно, оставшихся со времени проведения реставрации в XIX в.) тампонами, пропитанными бензином, а «черные корки» поверхностных отложений — скальпелем под микроскопом.

Другие реставрационные вмешательства касались удаления старых штукатурок, которыми заделаны трещины на левой руке, появившиеся уже в 1527 г. Восполнение трещин проводилось смесью из песка, извести и мраморного порошка. Впоследствии также была осуществлена заделка природных микротрещин мрамора, особенно обширных на поверхности скульптуры, которая, как показали петрографический и минералогический анализы, высечена из одного блока каррарского мрамора невысокого качества, характеризующегося большой пористостью.

Проведенные исследования, помимо этого, обнаружили некоторые поправки в шевелюре Давида, выполненные резцом в XVIII в., а также начавшийся коррозионный процесс, который вызвал эрозию поверхности на глубину около 2—3 мм. Что касается правой руки скульптуры, было выдвинуто следующее предположение: она вероятнее всего держала не рукоять оружия или камень, а режущий (острый) предмет, используемый для вырезания пращи или заточки самого камня.

Реставраторов, ответственных за проведение работ на статуе, в настоящее время больше всего волнуют результаты структурных исследований. После удаления подножки из камня, установленной вдоль всего цоколя скульптуры для облегчения проведения реставрационных работ, внимание экспертов сконцентрировалось на мелких трещинах вдоль лодыжек Давида. Эти повреждения, обнаруженные уже в XIX в., заставили тогда лиц, ответственных за сохранность скульптуры, заменить ее копией на площади Синьории, а оригинал перенести в Галерею Академии.

Подобные повреждения вероятнее всего объясняются разрушением фундамента цоколя, что вызвало наклон вперед всей конструкции и опасные нагрузки на мрамор, в частности в нижних конечностях статуи. Предполагается осуществить тщательные исследования этих участков скульптуры с использованием компьютерной томографии и с привлечением экспертов из университетов Перуджи и Болоньи, а также сотрудников из Lawrence Livermore National Laboratory.

Трехмерная модель статуи Давида

В рамках проекта «Цифровое изображение скульптур Микеланджело» в Стенфордском университете с помощью трехмерного сканирования была выполнена компьютерная трехмерная модель мраморной скульптуры Давида, оригинал которой находится в Галерее Академии художеств во Флоренции.

Для сканирования скульптуры был применен смонтированный на помосте лазерный сканер (Laser-Cyberware-Scanner), а для обработки данных и получения изображения — программное обеспечение, разработанное группой исследователей университета.

Вся необходимая для этого информация предоставлена исследователями лаборатории VisualComputing del ISTI Национального научно-исследовательского центра в Пизе. Сканирование позволило получить изображение скульптуры с высокой степенью точности всех ее деталей, что открывает широкие возможности ее изучения для реставраторов, сотрудников научных лабораторий, искусствоведов, студентов, а также посетителей музеев.

Создание трехмерной модели, прежде всего, имеет фундаментальное значение для реставраторов, позволяя им, например, детально исследовать состояние поверхности отдельных частей скульптуры. На своем прежнем месте перед Лоджией Ланци на площади Синьории во Флоренции статуя подвергалась воздействию различных неблагоприятных факторов окружающей среды. На трехмерной модели можно получить точное представление о повреждениях, полученных под воздействием атмосферного загрязнения, о величине этих повреждений на отдельных участках поверхности, а также определить направление и угол падения осадков. Размеры повреждений распределены по категориям и представлены в виде таблиц.

Для того чтобы быть уверенным в устойчивости статуи, с помощью компьютера можно определить ее центр тяжести, объем и вертикальный угол наклона.

Проект «Цифровое изображение скульптур Микеланджело» предусматривает также получение точных объемных изображений скульптуры до и после реставрации и проведение их сравнения. Трехмерная модель

позволяет изготавливать копии скульптуры Давида по упрощенной технологии без создания слепка, который может повредить оригинал.

Полуавтоматическая фрезеровальная техника позволяет получить копию непосредственно на основе цифровых данных, а с помощью компьютерной программы можно варьировать масштаб копии.

В журнале «Kermes» (№ 49 и 52, 2003 г.) содержится ряд статей об этом проекте, в которых прослежена история реставраций 1504-1991 гг. и представлена концепция современной реставрации скульптуры.

 

Информация получена из Интернета и зарубежных изданий: www.centrodelrestauro.it (веб-сайт Центра реставрации Италии), Capri F.FIRENZE, GALLERIA DELL'ACCADEMIA - UNA TAC PER IL «GIGANTE» DI MICHELANGELO, «Restauro» (2003, № 8) и др.

Первоисточник: 
Реставрация музейных ценностей. Вестник №10 (1-2005) М., ВНХРЦ, 2005
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.