ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

2. Исследование состояния сохранности произведений графики и подготовка к реставрации

2.1. Причины разрушения произведений графики.

Виды повреждений

Произведения музейной графики выполнены обычно на высокосортных бумагах. Однако встречаются экспонаты и на бумагах более низкого качества. Значительно уступают по качеству старинной тряпичной бумаге многие сорта бумаг современного производства, и в этом - одна из причин быстрого старения и разрушения произведений советской графики и, как следствие, - сложность и зачастую невозможность их реставрации.

Существуют три основные причины разрушения произведений графики:

1) естественное старение,

2) нарушение условий хранения,

3) неправильное обращение с экспонатом. Старение - это сложный физико-химический процесс, который зависит от свойств исходных материалов, от того, насколько правильно были соблюдены технологические нормы при создании произведения, а также от тех условий, в которых оно хранится.

Мы уже говорили, что бумаги, изготовленные с использованием древесной массы, значительно быстрее стареют и в большей степени подвержены различным разрушениям, в связи с чем при их реставрации не всегда могут быть применены традиционные методы. Сильно влияют на долговечность графических произведений свойства красочных материалов. Например, недостаток или избыток связующего в краске при печати, плохое перетирание или связывание с пигментом могут привести к утратам краски или появлению масляных пятен, которые способствуют разрушению бумажной основы. Деструктивные процессы в бумаге вызывают и железогалловые чернила, имеющие кислую реакцию (см. разд. 1.2.9).

Столь же существенны для долговечности произведения и условия его хранения. Известно, например, что если воздух помещения загрязнен сероводородом H2S, то цвет свинцовых белил изменяется - вплоть до почернения. Самыми распространенными повреждениями произведений графики на бумажной основе являются пожелтение и образование желто-бурых пятен (рис. 1, 2), которые могут появиться и при естественном старении, и при небрежном хранении (при монтировании в коричневый картон).


РИС. 1. Поражение желто-бурыми пятнами. (Дворянское собрание. Раскрашенная литография. Государственный музей-заповедник "Тарханы".)

РИС.2. Та же литография после реставрации.

Колебания температуры и влажности (или, как принято говорить, — температурно-влажностного режима) вызывают деформации основы. При резком повышении влажности может, помимо прочего, произойти заражение микроорганизмами, и в результате на экспонате проступят пигментные пятна. В особо тяжелых случаях произведение практически уже невозможно спасти.

Насекомые-вредители и грызуны также способны повредить или даже уничтожить основу и красочный слой (рис. 3).


РИС. 3. Поражение насекомыми. (КЭЙСАЙ ЭЙСЭН. Читающая японка. Цветная ксилография. Краснодарский краевой художественный музей.)

Неправильное хранение, неквалифицированное обращение с экспонатами и их неумелое монтирование могут послужить причиной разнообразных дефектов основы и красочного слоя: разрывов, изломов, загрязнений, затеков, появления пятен различного происхождения, потертостей, царапин, осыпей и утрат красочного слоя. Огромный вред наносит произведениям графики применение при монтировке и реставрации канцелярского клея, который имеет щелочную реакцию, вызывающую обесцвечивание красок и разрушение волокон бумаги (рис. 4).


РИС. 4. Обесцвечивание бумаги в результате действия щелочного клея. (СВЕРЧКОВ Н.Е. Крестьяне в розвальнях. Тонированная бумага, акварель. Киевский музей русского искусства.)

Весь комплекс дефектов, накопившихся за время жизни произведения графики, является предпосылкой к реставрации. Задача последней - замедлить процессы естественного старения и ликвидировать по возможности все повреждения.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, то выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)