ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

2. Исследование состояния сохранности произведений графики и подготовка к реставрации

2.1. Причины разрушения произведений графики.

Виды повреждений

Произведения музейной графики выполнены обычно на высокосортных бумагах. Однако встречаются экспонаты и на бумагах более низкого качества. Значительно уступают по качеству старинной тряпичной бумаге многие сорта бумаг современного производства, и в этом - одна из причин быстрого старения и разрушения произведений советской графики и, как следствие, - сложность и зачастую невозможность их реставрации.

Существуют три основные причины разрушения произведений графики:

1) естественное старение,

2) нарушение условий хранения,

3) неправильное обращение с экспонатом. Старение - это сложный физико-химический процесс, который зависит от свойств исходных материалов, от того, насколько правильно были соблюдены технологические нормы при создании произведения, а также от тех условий, в которых оно хранится.

Мы уже говорили, что бумаги, изготовленные с использованием древесной массы, значительно быстрее стареют и в большей степени подвержены различным разрушениям, в связи с чем при их реставрации не всегда могут быть применены традиционные методы. Сильно влияют на долговечность графических произведений свойства красочных материалов. Например, недостаток или избыток связующего в краске при печати, плохое перетирание или связывание с пигментом могут привести к утратам краски или появлению масляных пятен, которые способствуют разрушению бумажной основы. Деструктивные процессы в бумаге вызывают и железогалловые чернила, имеющие кислую реакцию (см. разд. 1.2.9).

Столь же существенны для долговечности произведения и условия его хранения. Известно, например, что если воздух помещения загрязнен сероводородом H2S, то цвет свинцовых белил изменяется - вплоть до почернения. Самыми распространенными повреждениями произведений графики на бумажной основе являются пожелтение и образование желто-бурых пятен (рис. 1, 2), которые могут появиться и при естественном старении, и при небрежном хранении (при монтировании в коричневый картон).


РИС. 1. Поражение желто-бурыми пятнами. (Дворянское собрание. Раскрашенная литография. Государственный музей-заповедник "Тарханы".)

РИС.2. Та же литография после реставрации.

Колебания температуры и влажности (или, как принято говорить, — температурно-влажностного режима) вызывают деформации основы. При резком повышении влажности может, помимо прочего, произойти заражение микроорганизмами, и в результате на экспонате проступят пигментные пятна. В особо тяжелых случаях произведение практически уже невозможно спасти.

Насекомые-вредители и грызуны также способны повредить или даже уничтожить основу и красочный слой (рис. 3).


РИС. 3. Поражение насекомыми. (КЭЙСАЙ ЭЙСЭН. Читающая японка. Цветная ксилография. Краснодарский краевой художественный музей.)

Неправильное хранение, неквалифицированное обращение с экспонатами и их неумелое монтирование могут послужить причиной разнообразных дефектов основы и красочного слоя: разрывов, изломов, загрязнений, затеков, появления пятен различного происхождения, потертостей, царапин, осыпей и утрат красочного слоя. Огромный вред наносит произведениям графики применение при монтировке и реставрации канцелярского клея, который имеет щелочную реакцию, вызывающую обесцвечивание красок и разрушение волокон бумаги (рис. 4).


РИС. 4. Обесцвечивание бумаги в результате действия щелочного клея. (СВЕРЧКОВ Н.Е. Крестьяне в розвальнях. Тонированная бумага, акварель. Киевский музей русского искусства.)

Весь комплекс дефектов, накопившихся за время жизни произведения графики, является предпосылкой к реставрации. Задача последней - замедлить процессы естественного старения и ликвидировать по возможности все повреждения.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.