ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

ПРАКТИКА СОХРАНЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ АКВАРЕЛИ

Фармаковский М.В.

Предварительные замечания

Некоторые сводки практических знаний, безусловно, должны быть усвоены всеми музейными работниками, имеющими какое бы то ни было касательство к хранению или экспонированию художественных произведений (в данном случае акварелей), искусствоведами, изучающими их, коллекционерами, собирающими акварели, и даже случайными владельцами, если они хотя бы сколько-нибудь ценят то, что у них находится в руках. Другие сводки, хотя и не обязательны a priori, но необходимы для добросовестного музееведа, — он сам в своей работе придет к выводу, что и эти комплексы он должен понять и по возможности усвоить, иначе он окажется бессильным перед рядом неприятных явлений, требующих какого-то вмешательства с его стороны. Наконец, третьи сводки — область специальных мер более сложного характера — обязательно требует от музееведа ознакомления с целями и средствами и понимания пределов возможности, но не допускает никоим образом личного участия в работе над объектом без соответствующей теоретической и практической подготовки. Первые две категории знаний составляют область сохранения (консервации), третья — область восстановления (реставрации). Если не каждый хранитель (консерватор) может и должен быть восстановителем (реставратором), то каждый восстановитель (реставратор) тем самым должен быть и хранителем (консерватором). Это — последовательные стадии одного и того же дела.

Сохранение (консервация) может быть разделено на предохранительную (пассивную), профилактическую, обнимающую область мер обязательных для всякого хранения, и представляющую сводку способов создать нормальную обстановку для хранимых предметов. Этим предохранят объект по мере возможности от действия среды, и действующую (активную), имеющую целью приостановку или прекращение процессов разрушения путем устранения болезнетворных факторов, но без вторжения в материал самого объекта. Восстановление в какой-то мере первоначального вида объекта составляет область реставрации.

Эта третья сводка, конечно, близко связанная с двумя предыдущими, т. е. хранением (консервацией), предохраняющим и действующим, но идущим значительно дальше них и потому требующим совершенно особых знаний.

Так как все дальнейшее имеет цели практические, то для удобства пользования, для справок, ссылок и проч. изложение разделено на 3 отдела, соответственно трем главным задачам хранения:

1) хранение предохранительное,

2) хранение действующее,

3) восстановление.

Каждый отдел, опять соответственно намеченным в части 2-й (факторы и явления разрушения) семи основным факторам: а) природа и обработка материалов; б) свет; в) воздух и его засорители; г) температура; д) влажность; е) вредители органические; ж) человек (делится на семь подотделов). Все изложенное ведется по параграфам («пунктам»), имеющим одну общую нумерацию. Объяснения, необходимые для понимания того или иного пункта, даются тотчас же вслед за ним в виде примечаний, которые в общую нумерацию не включаются; они обозначаются под своим пунктом под буквами а, б, в, и т. д., чтобы не путать их с номерами пунктов. Так как цель моей работы — акварель и ее сохранение, а не вообще сохранение музейных объектов, то я опускаю общие положения и меры и излагаю только непосредственно или специально касающееся акварели. С общими же вопросами хранения можно ознакомиться по статьям и книгам, мною цитированным выше. Особенно полезными считаю: Сборник «Хранение музейных ценностей» под ред. Н. П. Тихонова; Е. В. Кудрявцев; А. И. Лужецкая, «Основы техники консервации картин»; Труды ЛКРД АН СССР, т. I, под ред. академика В. А. Тищенко.

Первоисточник: 
Акварель. Её техника, реставрация и консервация. Фармаковский М.В. Л., 1950
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.