ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ПРАКТИКА СОХРАНЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ АКВАРЕЛИ

Фармаковский М.В.

Предварительные замечания

Некоторые сводки практических знаний, безусловно, должны быть усвоены всеми музейными работниками, имеющими какое бы то ни было касательство к хранению или экспонированию художественных произведений (в данном случае акварелей), искусствоведами, изучающими их, коллекционерами, собирающими акварели, и даже случайными владельцами, если они хотя бы сколько-нибудь ценят то, что у них находится в руках. Другие сводки, хотя и не обязательны a priori, но необходимы для добросовестного музееведа, — он сам в своей работе придет к выводу, что и эти комплексы он должен понять и по возможности усвоить, иначе он окажется бессильным перед рядом неприятных явлений, требующих какого-то вмешательства с его стороны. Наконец, третьи сводки — область специальных мер более сложного характера — обязательно требует от музееведа ознакомления с целями и средствами и понимания пределов возможности, но не допускает никоим образом личного участия в работе над объектом без соответствующей теоретической и практической подготовки. Первые две категории знаний составляют область сохранения (консервации), третья — область восстановления (реставрации). Если не каждый хранитель (консерватор) может и должен быть восстановителем (реставратором), то каждый восстановитель (реставратор) тем самым должен быть и хранителем (консерватором). Это — последовательные стадии одного и того же дела.

Сохранение (консервация) может быть разделено на предохранительную (пассивную), профилактическую, обнимающую область мер обязательных для всякого хранения, и представляющую сводку способов создать нормальную обстановку для хранимых предметов. Этим предохранят объект по мере возможности от действия среды, и действующую (активную), имеющую целью приостановку или прекращение процессов разрушения путем устранения болезнетворных факторов, но без вторжения в материал самого объекта. Восстановление в какой-то мере первоначального вида объекта составляет область реставрации.

Эта третья сводка, конечно, близко связанная с двумя предыдущими, т. е. хранением (консервацией), предохраняющим и действующим, но идущим значительно дальше них и потому требующим совершенно особых знаний.

Так как все дальнейшее имеет цели практические, то для удобства пользования, для справок, ссылок и проч. изложение разделено на 3 отдела, соответственно трем главным задачам хранения:

1) хранение предохранительное,

2) хранение действующее,

3) восстановление.

Каждый отдел, опять соответственно намеченным в части 2-й (факторы и явления разрушения) семи основным факторам: а) природа и обработка материалов; б) свет; в) воздух и его засорители; г) температура; д) влажность; е) вредители органические; ж) человек (делится на семь подотделов). Все изложенное ведется по параграфам («пунктам»), имеющим одну общую нумерацию. Объяснения, необходимые для понимания того или иного пункта, даются тотчас же вслед за ним в виде примечаний, которые в общую нумерацию не включаются; они обозначаются под своим пунктом под буквами а, б, в, и т. д., чтобы не путать их с номерами пунктов. Так как цель моей работы — акварель и ее сохранение, а не вообще сохранение музейных объектов, то я опускаю общие положения и меры и излагаю только непосредственно или специально касающееся акварели. С общими же вопросами хранения можно ознакомиться по статьям и книгам, мною цитированным выше. Особенно полезными считаю: Сборник «Хранение музейных ценностей» под ред. Н. П. Тихонова; Е. В. Кудрявцев; А. И. Лужецкая, «Основы техники консервации картин»; Труды ЛКРД АН СССР, т. I, под ред. академика В. А. Тищенко.

Первоисточник: 
Акварель. Её техника, реставрация и консервация. Фармаковский М.В. Л., 1950
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.