Никола-Чудотворец

Аватар пользователя Ksyu
до реставрации
Фото до реставрации: 
до реставрации
фрагмент
Фото после реставрации: 
после реставрации
Произведение принадлежит: 
заказчику
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

Аварийное состояние сохранности грунта и красочного слоя. Утраты грунта, вздутия грунта и грядки красочного слоя. На тыльной стороне утраты древесины, летные отверстия жука-точильщика, залитые ПВА (?). Общее пылевое загрязнение на иконе.

Историческая справка: 

« Никола-чудотворец »
н.х., XIX в.,
материал: основа дерево, левкас

Состояние до реставрации: 

по визуальным наблюдениям:
Лицевая сторона.
Древесина просматривается в утратах до основы:
- на левом поле, ближе к центру, 0,4х0,6см.
- на изображении нимба Николы, с права и лева, от изображения бороды гвоздевые отверстия, размеры 0,2х0,3см.; 0,3х0,3см.
Древесина плотная, охристого цвета, сильно загрязнена.
Грунт просматривается по краям утрат до основы и в местах утрат красочного слоя. Грунт белого цвета, порошащийся, тонкий (=0,2см.). Имеются поздние вставки реставрационного грунта: на полях, на изображении нимба святого Николы, на изображении одежд Богоматери. Поздние подгрунтовки тонированы акварелью. Отставания грунта и красочного слоя от основы:
- в верхнем левом углу поля жесткое вздутие грунта с красочным слоем с трещиной по гребню размером 6х2х1,5см.
- на левом поле, в верхней части, размером 1х0,6см.
- в правой части ковчега, на изображении облака многочисленные небольшие грядки грунта и красочного слоя, размер наибольшего 0,5х0,2см.
- на правом поле, в центре, жесткое вздутие грунта с красочным слоем с трещиной по гребню, размер 1,5х0,7х0,6см.
- в центре иконы, на изображении одежд святого Николы, правея изображения руки отставание грунта с красочным слоем, размер 0,8х0,5см.
На поверхности иконы множество вертикальных, мелких грядок грунта и красочного слоя с угрозой осыпи и частичными утратами красочного слоя по гребню грядок, длинна разрывов от 1,5см. до 5см.
Утраты грунта с красочным слоем:
- на левом поле, в центре, утрата до основы, размер 0,4х0,6см.
- по верхней лузге на изображении нимба частичные утраты грунта и красочного слоя, размеры 0,3х0,4см; 0,2х0,3см.
- на изображении облака справа и изображении Богоматери утраты грунта и красочного слоя от 2,2х0,2см. до точечных.
- на нижнем поле в правом углу размером 0,5х0,1см.
По всей поверхности иконы разнохарактерный кракелюр грунта и красочного слоя с приподня-тыми краями. Красочный слой тонкий, равномерный. Утраты красочного слоя соответствуют утратам грунта. По всей поверхности иконы мелкие грядки красочного слоя с точечными выкрошками.
Лаковая пленка толстая, неравномерная, поздняя, так как лежит по поздним подгрунтовкам. Утраты лаковой пленки соответствуют утратам грунта и красочного слоя. На поверхности иконы сильное пылевое загрязнение.
Тыльная сторона.
Основа иконы состоит из одной доски. Высота коробления 1,2см. Шпонки врезные, встречные, выступают за пределы щита: верхняя влево на 1см.; нижняя вправо на 0,5см.; над поверхностью щита шпонки выступают на 0,7см. Шпонки подвижны.
Утраты древесины:
-у правого края над нижней шпонкой старый, загрязненный, неподвижный отщеп, размер 3,7х1,2см.
- над верхней шпонкой утрата древесины размером 0,6х1см.
- у верхнего края, в центре, размер 1х0,5см.
- по всей поверхности основы и на шпонках летные отверстия жука-точильщика, залитые клеем ПВА(?).
- у нижнего края иконы группа летных отверстий жука-точильщика, d=0,3см.
У верхнего края иконы металлический крепеж, прикрепленный двумя гвоздями. Тыльная сторона иконы, торцы и боковые стороны имеют темное покрытие.
Торцы и боковые стороны. На боковых сторонах и нижнем торце вбиты металлические гвозди без шляпок со следами коррозии, так же имеются летные отверстия жука-точильщика, некоторые залиты клеем ПВА(?). На торцах и боковых сторонах фактурные пятна красной краски, загрязнения и слои пыли.

Методика: 

Укрепление красочного слоя и грунта проводилось по классической технологии при использовании 3%-ного водного раствора медово-осетрового клея и папиросной бумаги. Проглаживались листы утюгом (t=60°C) через фторопластовую пленку. После укрепления грядок красочного слоя и приподнятых краев кракелюра грунта и красочного слоя участок просушевался теплым утюгом через фильтровальную бумагу разогретым утюгом (t=50°C).
Укрепление грунта и красочного слоя в местах отставания от основы. Участки отставания определены простукиванием. Делается несколько вертикальных проколов для выхода воздуха по краям вздутий и один под углом 30 градусов для шприца. Шприцем в прокол подводится 96% этиловый спирт, а затем 5%-ный медово-осетровый клей. Поверхность выравнивается фторопластовым шпателем, прижимая грунт и красочный слой к основе, затем прогладила этот участок разогретым утюгом (t=50 C) через фторопластовую пленку, просушила теплым утюгом (t=50 С) через фильтровальную бумагу. На участок устанавливался пресс, который снимался через сутки.
Удаление гвоздей на торцах, лицевой и боковых сторонах иконы. Сильно коррозированные металлические и латунные гвозди обколоты тонкой иглой вдоль ”ножки”, в проколы подведен шприцем 96% этиловый спирт. Гвозди постепенно удалены зубоврачебными щипцами.
Удаление клея ПВА с поверхности тыльной стороны, торцов и шпонок иконы. На пятна клея ПВА накладывался спиртовой компресс (ватный тампон, смоченный 96%-ным спиртом) на 5мин., затем набухший клей послойно удалялся при помощи остро заточенного скальпеля. В результате пятна ПВА с поверхности иконы полностью удалены.
Восполнение утрат древесины на тыльной стороне, шпонках, торцах и боковых сторонах иконы. Древесина в местах утрат пропитана 96%-ным этиловым спиртом, проклеена теплым 3%-ным медово-осетровым клеем. Утраты восполнялись клей-опилочной пастой (просеянные древесные опилки + 8%-ный медово-осетровый клей), в летные, гвоздевые отверстия вставлялись заточенные по их диаметру спички, смоченные в 8%-ном медово-осетровом клею. После высыхания пасты спички обрезались вровень с основой. Утраты восполнялись послойно. После полного высыхания вставки клей-опилочной пасты шлифовались абразивной бумагой №1 и №0.
Подведение реставрационного грунта. Участки утрат красочного слоя и грунта пропитаны 96%-ным этиловым спиртом, после теплым 3%-ным медово-осетровым клеем. Для подгрунтовок использовался отмученный, просеянный мел. Реставрационный грунт подводился в несколько слоев: 1. в мел добавляется 6%-ный медово-осетровый клей, масса доводится до консистенции мягкого пластилина. 2. завершающие слои более жидкие. В мел добавляется 5%-ный медово-осетровый клей, масса доводится до консистенции жидкой сметаны. Реставрационный грунт после полного высыхания выравнивался абразивной бумагой №1, №0 и полировался войлоком.
Тонирование вставок клее опилочной пасты на тыльной стороне, шпонках и торцах иконы выполнено акварелью «Ленинград», тонкой кистью немного светлее цвета древесины.
Покрытие лаком с пиненом (1:2) лицевой, тыльной стороны и торцов, шпонок иконы. Этот состав наносится на торцы и поверхность тыльной стороны иконы ватно-марлевым тампоном и растирается ладонью. 
Тонирование грунта в местах утрат авторского красочного слоя выполнено акварелью «Ленинград», тонкой кистью в технике «поантель». Тонировки выполнены чуть светлее и чуть холоднее авторского красочного слоя. Покрытие лаком с пиненом (1:2) лицевой стороны иконы. Этот состав наносится на поверхность лицевой стороны иконы ватно-марлевым тампоном и растирается ладонью.

С уважением.

Средняя оценка
(6 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
77
points

Простите, а зачем Вы мед дабавляете при укреплении икон?. Мед удерживает влагу, а это не нужно.

89
points

Зато предает пластичности клею...в музейной реставрации от него не отказались и я не откажусь...

С уважением.

88
points

Я в этом с вами согласна, но это только в реставрации станковой масляной живописи, а что мед используют при укреплении икон я слышу в первый раз...

86
points

"Если содержание меда меньше 20% (соотношение 4:1), изменение свойств пленок и количество вымываемой фракции существенно занижается, что указывает на взаимодействие растворителя лишь с пластификатором, в данном случае с медом. Если в качестве пластификатора применяется поливиниловый спирт (в соотношении 1:1), свойства пленки также изменяются (в случае ДМФА жесткость увеличивается на 60%, а количество вымываемой фракции составляет 3,2%). Комбинация пластификаторов - меда и ПВС ( соотношение осетрового клея, меда и ПВС - 2:2:1) обеспечивает устойчивость свойств пленок по отношению к растворителям, в этом случае количество вымываемого вещества составляет около 1%. Наиболее агрессивным растворителем, влияющим на свойства пленок, оказался ДМФА, остальные растворители в порядке уменьшения влияния на клеевую пленку располагаются в ряд: этилцеллозольв, этилацетат, этиловый спирт, формальгликоль". Федосеева Т.С.

С уважением Владимир Сорокин

84
points

Добрый день, Владимир! Вы наверное инопланетянин,судя по переписке! Только не обижайтесь, я далека от реставрации,но так интересно читать.....Здесь все для меня инопланетяне:)

С уважением,
Любовь.

18
points

Не знаю как в реставрации икон, а в реставрации мебели считается неприемлемым вставки из других пород дерева. В вашем случае заделка спичками меня немного ввела в замешательство..... Разве в работе с иконами это приемлемо?

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.