http://spmipk.info/ предложения в категории повышение квалификации.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
ВЛАДЫКО Н.Н., ФИРСОВА О.Л.

Уровень и достижения современной отечественной реставрации непосредственно зависят от научной и методической подготовки реставраторов, специалистов по различным видам аналитических исследований, инженеров, светотехников, климатологов и др., занимающихся охраной и реставрацией памятников культуры. Разработка и реализация комплексных реставрационных проектов и программ сейчас усложнились, требуя от практиков умения анализировать результаты применения новейших химических и фото­оптических методов, принимать важные решения по технологическому использованию нетрадиционных клеев, доделочных масс, покровных лаков, ориентироваться в вопросах регулирования температурно-влажностного и светового режимов. По существу назревает качественно новая ситуация, когда научная компетенция и широта профессиональных интересов реставратора будут оцениваться по таким же высоким меркам, как и умение владеть скальпелем и кистью.

Тем серьезнее становится проблема обучения реставраторов и систематического повышения их квалификации на основе новых требований к методическим принципам охраны и реставрации памятников истории и художественной культуры. Большинство опытных реставраторов с многолетним стажем практической деятельности сейчас остро нуждаются в расширении теоретических, методологических и методических знаний, приобретении навыков обращения с новейшими системами исследований, материалами, инструментами.

Не меньшую актуальность сохраняет также проблема обучения нового поколения реставрационных кадров, так как учебная подготовка в этой области пока крайне ограничена в масштабах и далека от единообразия в различных республиках.

Такое положение имеет множество причин, среди которых особое место занимает централизация системы подготовки кадров. Именно с целью предварительного анализа ситуации в отрасли и выяснения возможностей такой централизации, как организационно-технической, так и научно-методической, нами предлагается информация о состоянии системы повышения квалификации реставраторов. Руководителям реставрационных служб, музейным работникам и реставраторам важно знать такую информацию: одним для перспективного планирования подготовки своих сотрудников, другим - для повышения своей профессиональной подготовленности. Потребность в этом чрезвычайно остра, поскольку неаттестованных реставраторов в отрасли все еще значительно больше, чем аттестованных.

В настоящее время художников-реставраторов готовят В государственных высших и средних специальных учебных заведениях. Начиная с 1966 г. систематическое обучение художников-реставраторов ведется в Московском художественном училище памяти 1905 года по станковой масляной и темперной, настенной живописи, в Ленинградском художественном училище им. В.Серова - по станковой масляной и темперной живописи и графике. Обучение в этих учебных заведениях осуществляется по специальности N 2134 "Реставрация и хранение произведений живописи". Срок обучения рассчитан на 3 года и 10 месяцев. Профилирующие предметы специального цикла охватывают 1652 часа учебного плана, но при этом собственно реставрация составляет лишь пятую часть цикла. По окончании училища выпускникам присваивается квалификация "художник-реставратор". В каждом училище ежегодно выпускается 9-10 человек.

В 1973 г. в системе среднего специального образования было создано Суздальское художественное училище, которое в 1983 г. впервые выпустило 23 специалиста по реставрации и хранению темперной и масляной живописи (Ы 2134), а в 1984 г.-11 специалистов по реставрации произведений декоративного и прикладного искусства из металла. В дальнейшем в училище предполагается принимать абитуриентов на отделения:
"художники-организаторы производственно-архитектурных работ" и "реставрация графики".

Министерством культуры РСФСР решен вопрос об организации филиалов ПТУ по подготовке квалифицированных кадров для реставрационных организаций в Москве, Ленинграде, Владимире, Новгороде, Пскове и Томске. В дальнейшем это начинание распространится и на союзные республики. Однако преобладающим в этой системе станет подготовка реставраторов архитектурных сооружений. Такого профиля Тбилисское ПТУ N 18, ярким примером деятельности выпускников которого является реставрация знаменитого архитектурного комплекса Шиомгвиме близ г. Мцхета VI в.

Система высшего образования в области реставрации представлена в нашей стране тремя вузами. В 1969 г. в Киевском государственном художественном институте было открыто отделение по подготовке реставраторов по специальности палеографии, геральдики, археологии, музееведения. Актуальное значение приобретает вопрос о подготовке специалистов в области теории и истории реставрации, консервации, физических, химических и биологических методов исследований художественных ценностей.

Следует признать, что до сих пор прием в вузы и средние специальные учебные заведения ведется без учета необходимого количества будущих специалистов, а скорее традиционно. Требует решения вопрос о рациональном распределении выпускников. Важной остается проблема
подготовки высококвалифицированных преподавателей, обеспечения учебного процесса достаточным количеством технических средств и оборудования.

Очевидно, что регулярное проведение мероприятий по повышению квалификации способствует активному обмену передовым опытом, приобщению периферийных реставраторов к достижениям их коллег в центральных учреждениях и музеях, а также зарубежному. Для успешного развития системы повышения квалификации художников-реставраторов необходима серьезная подготовка занятий и специальная учебно-методическая литература. К сожалению, такая литература пока отсутствует, поэтому предлагаемая информация, насколько это возможно, призвана временно и частично восполнить пробел, дать заинтересованному читателю необходимую ориентацию.

Система повышения квалификации в нашей стране еще не приобрела законченных оптимальных форм. В ее развитии возможно появление новых тенденций и даже принципов, что однако не исключает потребности в пропаганде и широком внедрении уже достигнутых результатов. Сейчас эта система накопила значительный опыт, в том числе административно-организационный, и его необходимо оперативно ставить на
службу делу охраны и реставрации памятников, не дожидаясь окончательного решения многочисленных проблем,сопровождающих протекающую в настоящее время перестройку реставрации от ремесла к науке.

В самом общем виде, опуская мелкие частности региональной специфики, сложившуюся к настоящему времени систему повышения квалификации можно уподобить пирамиде, основанием которой являются местные службы реставрации при музеях, республиканских управлениях культуры, отделениях Госстроя, некоторых академических институтах, в первую очередь археологических и этнографических, архивах и тл. Вершину пирамиды образуют Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации и Всесоюзный профессиональной подготовленности для их переаттестации на более высокую категорию.

Эффективным оказался опыт проведения групповых занятий в крупных периферийных музеях, в реставрационных организациях, например, Кирилло-Белозерском историко-художественном музее-заповеднике, в мастерской "Казмузейреставрации", в музее-заповеднике "Ольвия" УССР, в
музее "Мецамор" Армянской ССР на базе технологической экспедиции "Тисуль" Кемеровского государственного университета. На таких выездных занятиях реставраторы, с одной стороны, знакомятся с местным художественным материалом и особенностями его реставрационной обработки, с другой, группы стажеров оказывают существенную реставрационную помощь музеям. Заметна тенденция расширения географии таких выездных стажировок.

Интерес представляет опыт региональных занятий стажеров на базе музеев и реставрационных организаций с выездом опытных руководителей для работы с реставрационными кадрами отдельной республики или региона. Примером таких стажировок могут быть занятия художников-реставраторов прикладного искусства на базе ГНИРМ Министерства культуры УССР, для закавказских специалистов в области реставрации произведений прикладного искусства из металла - на базе Абхазского краеведческого музея, для специалистов сибирского региона в области реставрации произведений из металла - на базе Бурятской СНРПМ.

Кроме стажировки реставраторов, практикуются индивидуальные занятия или научные консультации для музейных хранителей, биологов, химиков, физиков, климатологов, светотехников и др.

После окончания стажирования реставраторы получают справку о характере и объеме изученных и усвоенных ими процессов, с указанием работ, которые стажер может выполнить самостоятельно. Каждый участник стажирования получает задания на 1-1,5-годичный срок для закрепления приобретенных навыков до вызова его на следующий этап стажировки. Таким образом 3-4-годичные курсы повышения квалификации приобретают форму заочного специального реставрационного образования.

Новое направление в повышении квалификации представляет практика долгосрочного стажирования с отрывом от производства от полугода до двух лет. Такой опыт представляет собой разновидность интернатуры, так как стажерами являются молодые специалисты из всесоюзных музеев и организаций. При реализации такой формы повышения квалификации стажеры получают основательную комплексную практическую и теоретическую подготовку под руководством опытных специалистов.

Пропаганде научных знаний в области реставрации служат лекции и семинары для художников-реставраторов различных музеев и организаций. В ходе таких занятий опытные специалисты делятся своими теоретическими и практическими знаниями, новыми достижениями в области реставрации, дают методические рекомендации.

Однако все эти формы обучения и повышения квалификации реставраторов весьма несовершенны – они требуют доработки и углубления. Одним из тормозов успешного внедрения системы группового стажирования реставраторов является отсутствие методических пособий и рекомендаций для каждого его этапа. Работа по созданию методических пособий должна охватить все реставрационные специальности, с тем,
чтобы обеспечить ими каждого стажёра. Следует также признать, что существующая система групповых стажировок имеет преимущественно прикладную, практическую направленность, что диктуется сегодняшними потребностями каждого музея, испытывающего острую необходимость в сохранении своих коллекций, но снижает научное значение стажирования. В частности отсутствует систематическая подготовка реставраторов по ряду специальных научных дисциплин: химии, физики, биологии и др., без которых современный реставратор не в состоянии следить за новыми достижениями реставрационной науки.

Важную проблему составляет и материально-техническое оснащение курсов повышения квалификации, так как база ведущих реставрационных организаций страны для этого недостаточна. Разрешить ее может создание единой системы подготовки художников-реставраторов на базе специально оборудованных лабораторий, дающей возможность готовить высоко профессиональных специалистов как в области практики, так и теоретически.

Для повышения квалификации реставраторов высших категорий с 1982 г. ВНИИ реставрации стал распространять новый перспективный опыт проведения всесоюзных научных семинаров по обмену опытом ведущих реставраторов страны:"Новые методы исследования, консервации, реставрации и хранения музейных ценностей". На каждом таком семинаре актуальная проблематика обсуждается опытными специалистами.

Первый семинар состоялся в марте 1982 г. в Москве. Он проводился для заведующих реставрационными мастерскими и реставраторов высшей квалификации. Семинар, состоявшийся в 1985 г. в Москве был посвящен проблемам реставрации произведений прикладного искусства (ткани, металл, стекло, керамика, камень); в 1984 г. был проведен в г.Киеве по вопросам исследования, консервации и реставрации археологических находок; семинар 1985 г. в Ленинграде продолжил тему, начатую в Киеве, т.е. касался полевой консервации археологического металла; наконец, семинар 1987 г. занимался проблемами исследования, консервации и реставрации этнографических предметов.

Несмотря на то, что каждый семинар включает в себя новый круг проблем, с методической точки зрения, он усложняется и совершенствуется.

При проведении семинаров выявились некоторые трудности. К их числу относится проблема издания материалов такого совещания, способствующих углубленной научной разработке вопросов повышения квалификации не только с учебно-методической точки зрения, но и социологической, организационной и др.

Итак, ныне существующая система обучения реставраторов и повышения их квалификации недостаточно удовлетворяет растущие потребности охраны и реставрации памятников, и хотя этой системой охвачена широкая сеть реставрационных организаций страны почти во всех республиках, но такой охват не всеобъемлющ и не равномерен. К примеру, специалисты из западных областей РСФСР, республик Прибалтики, УССР, БССР в среднем чаще участвуют в мероприятиях системы повышения квалификации, чем их коллеги из Средней Азии, Закавказья, Молдавии, Зауралья и Сибири. Следовательно, первоочередной является необходимость вовлечь в систему тех специалистов, кто не был охвачен ею ранее. Во-вторых, очень важно конкретизировать специализацию стажировок или семинаров, приобщая их участников к наиболее острым и сложным в методическом отношении аспектам реставрационных процессов. В-третьих, крайне насущной остается проблема обеспечения учебной и инструктивно-методической литературой. Необходим скорректированный план авторской и редакционно-издательской подготовки такой литературы. В перспективе необходима организация специализированных методических кабинетов или классов, оснащенных учебными пособиями, схемами и диаграммами с демонстрацией операций и этапов реставрационных процессов на макетах. Для этого следует готовить штатных преподавателей и консультантов, а также унифицировать учебные программы.

Необходимо пропагандировать достижения системы повышения квалификации работников культуры с помощью учебно-методических документальных кинофильмов или тематических комплектов слайдов с пооперационным показом реставрационного процесса.

В тесной связи с обучением художников-реставраторов и повышением их квалификации находится система профессиональной аттестации реставраторов в Комиссии по аттестации реставраторов Управления изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР.

Комиссия существует с 1955 г. Введение системы аттестации реставраторов обусловлено необходимостью контроля за качеством исполнения консервационных и реставрационных работ, уровнем профессиональной подготовки реставраторов.

Аттестацию проходят реставраторы музеев и организаций, принадлежащих системе Министерства культуры СССР, а также специалисты, занимающиеся реставрацией в крупных библиотеках и хозрасчетных реставрационных организациях. В настоящее время Комиссия аттестует реставраторов по следующим специализациям: реставрация станковой масляной живописи; станковой темперной живописи; монументальной живописи (масляной, клеевой, темперной, фресковой); мозаики; графических произведений; керамики и стекла; произведений из металла; каменной и гипсовой скульптуры; полихромной деревянной скульптуры; художественных рам; мебели; тканей; произведений из кости и рога; кожи; переплетов; позолоты на произведениях прикладного искусства и др.

За годы деятельности Комиссии было аттестовано около двух тысяч реставраторов нашей страны. Вопрос об аттестации каждого реставратора решается строго в индивидуальном порядке, тайным голосованием. Реставратору присваивается квалификационная категория (III, II, I и высшая) со сроком действия на 5 лет. Присвоение категории происходит на основании обязательных норм реставрационного стажа и образования.

При решении вопроса об аттестации реставратора Комиссия по аттестации особое внимание уделяет реставрационным операциям, выполненным реставратором и зафиксированным им в реставрационной документации (паспортах реставрации). Представляемая документация должна отражать личное участие реставратора в работе.

Ведущие реставраторы Советского Союза, входящие в состав Комиссии по аттестации реставраторов, регулярно выезжают на места для ознакомления с уровнем и качеством проводимых реставрационных работ, профессиональной подготовкой, а также в целом с постановкой реставрационного дела и оформлением соответствующей документации. Одновременно оказывается квалифицированная научно-методическая помощь. Реставрационная документация, поступающая на аттестацию, зачастую небрежно оформлена, как текстовая, так и иллюстративная части (фотографии, негативы, слайды, схемы и пр.). Это объясняется, прежде всего тем, что отсутствуют единые нормы технического, юридического и других видов оформления реставрационных документов. Только в 1987 г. Комиссия отложила аттестацию 12 реставраторов, представивших плохо оформленную реставрационную документацию. В качестве рекомендуемого образца для аттестации на высшую категорию Комиссия отмечает паспорт, представленный к аттестации отделом темперной живописи ВНИИР.

В своей деятельности Комиссии приходится сталкиваться с серьезными недостатками в подготовке и распределении реставрационных кадров, обеспечении их необходимыми материалами, приборами и инструментами, в оплате труда реставраторов. Существующая система оплаты труда реставраторов связана с двумя типами организаций: бюджетными (музеи, библиотеки и др.) и хозрасчетными. В большинстве музеев, например, вообще отсутствует должность художника-реставратора высшей категории, несмотря на то, что коллекции многих музеев (таких как Гос. Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Третьяковская галерея, ГИМ и др.) включают в себя уникальные памятники истории и культуры, требующие постоянного наблюдения со стороны реставраторов высшей категории.

Требует дальнейшего усовершенствования и сам процесс аттестации реставраторов. Необходимо сократить время оформления соответствующих документов, в том числе и аттестационного удостоверения, с момента заседания Комиссии до его получения. К сожалению, в настоящее время Комиссия фактически не может пригласить на свое заседание аттестуемого (что особенно желательно при аттестации на первую и высшую категории) для собеседования. За последние годы значительно возрос уровень требований, предъявляемых к реставратору при аттестации, что обусловлено общим уровнем развития научной реставрации в нашей стране. Особенно это касается первой и высшей категорий. Именно они согласно квалификационным характеристикам дают реставратору право самостоятельно выполнять все виды консервационных и реставрационных работ (для первой категории- значительной сложности, для высшей категории - особо высокой сложности). Реставраторы первой и высшей категорий имеют право руководить работами реставраторов менее высоких категорий и вести занятия со стажерами.

Краткий очерк сложившейся системы повышения квалификации и аттестации художников-реставраторов свидетельствует о необходимости ее дальнейшего развития и совершенствования, что невозможно без скорейшего решения наболевших вопросов отрасли в целом.

Первоисточник: 
Художественное наследие. Сборник научных трудов. Внеочередной выпуск. ВНИИР. М., 1989
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.