ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

МАШИННАЯ ГРАФИКА В РЕСТАВРАЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ЖИВОПИСИ

БЕЛИНСКИЙ А.Н., ЗВЕРЕВ Б.Н.

При обсуждении качества современных реставрационных работ становится актуальным совершенствование методов и аппаратурных средств анализа как состояния сохранности памятника живописи, так и контроля качества процесса реставрации.

Наличие тонких индивидуальных особенностей технологических приемов исполнения произведений живописи затрудняет их системный анализ. Создаваемая ныне экспертная система оценок требует высококвалифицированных специалистов различных областей знаний. Только выявление и систематизация данных о стадиях создания живописных произведений позволит научно обосновать процесс реставрации. Чтобы широко внедрить такую экспертную систему в практическую реставрацию, необходимо автоматизировать наиболее трудоемкие и ответственные этапы ее реализации, а в перспективе - полностью исключить ручную обработку информации в процессе экспертизы произведения живописи. Это позволит сократить число ошибок, повысить объективность оценок и их достоверность.

Среди комплекса проблем, которые должны решаться на пути к этой цели, чрезвычайно важное значение приобретает создание теоретических и экспериментальных предпосылок для построения на базе современных ЭВМ системы обработки оптической информации. Такая система позволит автоматизировать анализ состояния сохранности и контролировать качество реставрации произведения живописи посредством обнаружения, распознавания и машинной обработки информативных участков живописи и обеспечит выдачу необходимой текстовой и графической документации на всех стадиях обработки. Для создания такой системы необходимо:

- разработать алгоритм, то есть порядок автоматической обработки оптической информации о состоянии поверхности живописи;

- создать программную реализацию алгоритма;

- определить виды документации и ее оптимальный объем;

- выработать гибкую унифицированную форму представления документации;

- обеспечить хранение, оперативный поиск, доступ, возможность тиражирования и удобство пользования документацией; снизить трудозатраты реставраторов на выполнение документации.

Существующая реставрационная документация состоит из описательной (текстовой) и изобразительной частей. И если раньше преобладала текстовая, то в последнее время возрастает внимание, к изобразительным формам, позволяющим более полно и наглядно отразить процесс реставрации. Для дальнейшего развития иллюстративных форм документации в паспорте реставрации необходимо привлекать как традиционные графические средства, различные специальные виды фотосъемки, в том числе и в ИК-, УФ- и рентгеновских лучах, фотограмметрию, так и применяемую в технике оптическую обработку изображений, способы машинной графики. Использование последних позволит поднять документирование реставрационного процесса на качественно новый уровень.

В отчетной исследовательской и реставрационной документации произведений живописи, наряду с удачными образцами графической документации в виде картограмм, можно отметить и формальный подход к отчетности, что не позволяет отразить ни состояние сохранности, ни сам процесс реставрации. Вызывает сомнение и сам способ исполнения графики, и ее научная состоятельность, на которую она претендует.

В настоящее время нет единых критериев и требований к графической документации. Поэтому в одних случаях она просто дублирует фотофиксацию и текст, а в других, из-за избыточности и бессистемности подачи информации, превращается в своего рода изобразительные ребусы, на решение которых уходит много времени и сил. Часто наблюдается увлечение художественной стороной графики, когда с помощью художественных средств художник-реставратор пытается создать впечатление авторской живописи. Необходимо отметить и реальные расхождения в выполнении аттестационной и текущей производственной реставрационной документации.

Существующие сейчас формы графической документации в реставрации имеют следующие основные недостатки:
- в реставрационной изобразительной документации отсутствуют единые требования к ее выполнению;
- недостаточна информативность черно-белой фоторепродукции живописи;
- большая трудоемкость в исполнении качественной графики, сложности с тиражированием и, как следствие, ее малое практическое применение.

При разработке новых форм графической реставрационной документации необходимо соблюдать основное требование - строгое соответствие формы графического информационного средства его функциональному назначению и содержанию отображаемой информации.

В качестве первого опыта машинной графической реставрационной документации можно привести пример ее выполнения во ВНИИР при анализе состояния сохранности красочного слоя иконы "Успение" XVI в.

Цель работы заключалась в разработке алгоритма исследования состояния сохранности, его реализации вручную и с помощью ЭВМ, а также получении максимально информативной и наглядной документации анализируемых фрагментов в виде рабочих картограмм.

Для достижения одной из задач нужно было выявить и оценить на выбранных фрагментах живописи площади утрат авторского красочного слоя, участки поздних записей и реставрационных тонировок. Для этого была проведена спектрозональная фотосъемка (в видимом боковом свете, УФ- и ИК-лучах) фрагментов живописи и проведена их обработка вручную. Последовательность этапов графической обработки представлена на рис.1. Специальная фотосъемка и графика выполнены реставраторами отдела темперной живописи ВНИИР А.П. Яблоковым, А.Н. Агарковым, А.В. Ренжиным, Г.Н. Малаховой.

Фотоотпечаток Фрагмента живописи в боковом свете.

Контурная схема остатков записи /прорисовка на фотоотпечатке, травление/.

 

Заливка контурной схемы на ксерокопии.

Полученные таким образом картограммы фрагментов живописи позволяют анализировать состояние сохранности красочного слоя. Например, при оптическом совмещении трех картограмм можно получить наглядную картину соотношения площадей авторской живописи и участков утрат до грунта, поздних записей и реставрационных тонировок, и при таком сопоставлении появляется возможность оценить качество проведенной реставрации.

Например, по существующим методикам реставрационные тонировки, выполненные при необходимости и по решению реставрационного Совета, должны лежать строго в пределах утрат авторского красочного слоя. В процессе послойного раскрытия поздняя запись должна оставаться на участках утрат авторского слоя. Несоответствие границ указанных участков при совмещении картограмм дает наглядное представление о качестве проведения операций раскрытия и тонирования.

Фотоотпечаток фрагмента живописи в ИК-лучах.

Распечатка обработанного на ЭВМ фрагмента живописи. Подсчитана площадь утрат авторского слоя в пределах лика.

 

Получение комплекта картограмм по анализу состояния сохранности, выполненных вручную по приведенной схеме, требует от реставратора высокой квалификации, с учетом техники изготовления, около месяца работы. Поэтому этот метод целесообразен только в единичных случаях при экспертизе уникальных памятников живописи и культуры, в связи с разработкой алгоритма машинной реализации графической реставрационной документации.

Очевидно, что оптическая информация должна с определенной степенью точности отражать состояние оптической плотности каждой точки визуально воспринимаемой картины. Чтобы представить оптическую информацию в цифровой форме, необходимо разбить плоскость изображения живописи с помощью координатной сетки, образованной линиями, параллельными осям X и У в декартовой системе координат на единичные участки или кадры, и присвоить каждому кадру свой уровень оптической плотности. Закодированная таким образом информация представляется в памяти ЭВМ. Такое представление оптической информации называется поэлементным или матричным и позволяет легко установить однозначное соответствие между картиной и ее представлением в памяти ЭВМ и тем самым обеспечить процесс кодирования изображения в цифровой форме и восстановления его при выводе из ЭВМ.

Работа по автоматизации анализа состояний сохранности поверхности красочного слоя нескольких фрагментов иконы была проделана нами с помощью системы обработки изображений PERICOLOR-2000 фирмы NUMELEC, которая включает в себя:

- видеомонитор цветной, профессионального класса повышенной четкости с разверткой 512x512 элементов, обеспечивающий воспроизведение изображения в 125 цветах на 8 уровнях плотности;

- клавиатуру и вращающийся шар управления курсором для ручного режима обработки изображения;

- блок памяти с накопителями на "твердом" и "гибком" дисках, которые позволяют сохранять информацию и ее каталогизировать;

- электронный планшет - устройство ввода графической информации;

- устройство цветной печати, обеспечивающее воспроизведение изображений 512x512 элементов в 125 цветах и позволяющее получать рабочие документы;

- устройство черно-белой печати, которое делает возможным воспроизведение изображения 512x512 элементов на 8 уровнях плотности;

- дополнительный блок CODIV-2000, предназначенный для ввода изображений с помощью телевизионной камеры.

Эта и подобные ей автоматизированные системы обеспечивают цифровую запись изображения в память ЭВМ, обработку его по заданному алгоритму при использовании операций выделения, корректировки, сложения, вычитания, подсчета площадей, масштабирования и других видов типологической обработки элементов изображения. На рис.1 представлен алгоритм обработки изображений фрагментов иконы.

Изображение с фотографий, полученных после спектрозональной съемки макрофрагмента живописи, вводится в ЭВМ. Весь процесс обработки контролируется на экране цветного видеомонитора. Сначала исходное изображение последовательно упрощается, выделяются интересующие участки (в данном случае утраты красочного слоя). Затем удаляется избыточная информация - убирается изображение ненужных деталей красочного слоя, кроме утрат, и исходное изображение представляется в виде наглядной картограммы с интересующими нас участками, выделенными с помощью контрастных условных цветов. Такую картограмму можно получить в виде цветной или черно-белой распечатки и проводить дальнейшую обработку изображения по задаваемой программе. Например, можно подсчитать площадь утрат и повреждений красочного слоя на картограммах, полученныых с отпечатков после фотографирования фрагмента живописи в видимом боковом и в ИК-свете, или представить на картограмме общую картину состояния сохранности красочного слоя исследуемого фрагмента живописи, включая участки поздних записей и реставрационных тонировок, и т.д.

АЛГОРИТМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИЗОБРАЖЕНИИ ОРИГИНАЛА

Телевизионный ввод изображения   →   Выделение участков в одинаковой оптической плотностью   →   Подсчет площадей выделенных участков

Схема ручной обработки изображена оригинала

Таким образом, применение автоматизированной системы обработки изображений позволяет оперативно получать наглядную графическую документацию, отражающую все стадии реставрационного процесса с минимальными трудозатратами в реальном масштабе и времени.

Предварительная видеозапись изображения оригинала в различных областях спектра дает возможность заменить трудоемкую операцию спектрозональной фотосъемки с последующим получением фотоизображений.

Наличие пакета прикладных программ в подобной автоматизированной системе обеспечит обработку изображения по заданному алгоритму, не привлекая дополнительные программные средства. А после изучения несложного и не требующего специальной подготовки языка пользователя ЭВМ реставратор-эксперт сможет сам, освоив возможности такой автоматизированной системы, проводить быстрый и качественный анализ исследуемого объекта.

Однако это довольно дорогостоящее оборудование, требующее специального обслуживающего персонала, поэтому имеет смысл при ведущих реставрационных организациях страны создать вычислительные центры коллективного пользования.

Проделанная нами работа дает основание сказать, что использование новейших технических средств позволяет оперативно контролировать качество реставрации, осуществляя научный подход к сохранению памятников культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Бутаков Е.А., Островский В.И., Фадеев И.Л. Обработка изображений на ЭВМ. - М., 1987.

Прэтт У.К. Цифровая обработка изображения. - М. 1982.

Авдотьин Л.Н. Технические средства в архитектурном проектировании. - М., 1986.

Первоисточник: 
Художественное наследие. Сборник научных трудов. Внеочередной выпуск. ВНИИР. М., 1989
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.