ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

ГРАФИКА В ПАСПОРТЕ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЖИВОПИСИ

ЯБЛОКОВ А.Л.

Художник-реставратор, принимая в реставрацию произведения изобразительного искусства, как правило, не имеет реставрационной документации, либо получает разнородные, бессистемные сведения о состоянии сохранности объекта.

Практически реставратор сам ведет документацию реставрационного процесса. Однако до сих пор нет эффективных (а именно для этой цели ведется документация) методик для контроля реставрации.

От художника-реставратора в первую очередь требуется организация технико-технологических исследований и подробное описание методов, материалов реставрации, фиксация изменений живописи при использовании различных видов фотографии и графических форм.

Форма ведения реставрационной отчетности пока не отвечает требованиям, предъявляемым к научной документации; недостаточна даже теоретическая разработанность понятия "научная документация" в реставрации и обязательные формы. До сих пор реставраторы руководствуются в основном только собственным представлением о ведении документации, которая складывается полустихийно. Отсутствие критериев научного документирования процесса реставрации прямо отражается на качестве реставрации, так как сам реставратор выбирает метод контроля своей работы.

Практическим руководством для заполнения Паспорта реставрации движимого памятника истории и культуры может служить некоторый набор требований к текстовой и иллюстративной части. Паспорт реставрации и инструкция по его заполнению утверждены приказом N 531 от 29.07.76 Министерства культуры СССР. Единичные попытки его усовершенствования не касаются вопросов воспроизведения и отражения в иллюстративной части Паспорта как самого объекта реставрации (живописи), так и оценки способов фиксации результатов реставрационных работ.

Теоретическая разработка реставрационной документации обусловлена различного рода информационно-поисковыми системами (ИПС), которые, по мнению большинства авторов, связаны с успешным применением компьютеров в музейной каталогизации. Однако опыт последних лет показывает, что автоматизированные ИПС на базе отечественных ЭВМ еще лет десять будут недоступны музейным реставраторам для качественного представления иллюстративной части реставрационной документации. К сожалению, в нашей области теоретическая разработка с компьютерным подходом обычно игнорирует реальные условия проведения реставрационных работ по средневековой живописи. В учебных программах для реставраторов отсутствует курс основ компьютерной техники, нет единых терминов, технических условий основных процессов консервации и раскрытия, слабо технологически оснащены реставрационные процессы. Рассматривая научно-реставрационную документацию как разновидность отчетности научно-исследовательской работы, нельзя не признать справедливой критику Паспорта реставрации из-за невозможности использования его относительно свободной формы как основы для системного документирования в АИПС. Но изменение формы текстового раздела Паспорта для более удобной обработки на ЭВМ с последующей распечаткой дополнительных экземпляров не решает задачи иллюстративной, что прежде всего связано с теоретической и технической неразработанностью компьютерной обработки воспроизведений живописи и, тем более, полихромной скульптуры. Именно поэтому фотография в различных видах и графика еще очень долгое время для художников-реставраторов будут наиболее доступной и практичной формой иллюстрации реставрационного процесса в живописи.

Автору как художнику-реставратору и как художнику-графику приходилось участвовать в разработке и изготовлении различных форм документации, применяемой в отделе темперной живописи ВНИИ реставрации. Специфичность изготовления реставрационной графики прежде всего в максимальной простоте порядка ее выполнения, фотографической точности основных точечных элементов и пересечений линий, которые служат координатами для привязки условных обозначений при воспроизведении поверхности живописи. Важно то, что за уровень обязательных условий выполнения графики взяты требования к оформлению технической графики по "Требованиям к составлению отчетов о НИР" (М., ГКНТ, 1970). В реставрационном паспорте обязательно изготовление графики с учетом требований репрографии, если паспорт делается не в одном экземпляре и первый экземпляр требует значительных трудозатрат.

В реставрационной практике всегда широко использовались рисунки, схемы,. таблицы. При реставрации произведений монументального искусства и архитектурного убранства часто используются картограммы, на которых условными графическими знаками обычно фиксируется та часть реставрационной информации, которая обычно дублируется описанием и фотофиксацией. Таким образом, взятый из картографии термин "картограмма" не связан с научной картографией в научном отношении. Именно поэтому реставрационная картограмма не имеет отношения к научному моделированию объекта реставрации живописи и является лишь одной из иллюстративных графических форм.

Для тех художников-реставраторов, которые не имеют специального художественного образования, но хотели бы использовать при документировании графические средства для реставрационных целей, мы рекомендуем основную литературу [2,3,4]. Мы не ставим перед собой задачу подробно описать то, как делается технический рисунок для реставрационной документации. Упоминание технических средств связано обычно с функциональным назначением такой графики -сделать более наглядным описание процесса и обеспечить топографическую привязку текстовой части и фотодокументации.

Для реставрационных работ с операционным микроскопом при увеличениях 12-25 крат музейная норма измерений =1 см не годится, поэтому в технологических рисунках и картограммах, связанных с микроскопным контролем, нужна точность рисования, обусловленная техникой исполнения и возможностями невооруженного глаза. Теоретически разрешение нормального человеческого глаза очень высоко и может доходить до различения 18 линий на 1 мм, практически сетка штрихов при 6-8 лин/мм чаще смотрится и воспринимается пятном, что связано с психо-физическими особенностями зрительного восприятия. При наличии у художника-реставратора качественного рисовального инструмента с толщиной = 0,3 мм на одном миллиметре площади нетрудно провести две линии. Если выбранный формат для рисунка соответствует формату Паспорта реставрации (А4, разворот АЗ), а рисунок сделан черной тушью на чертежной бумаге, на бумаге для графических работ с мелованной или специально грунтованной поверхностью, то никаких технических трудностей при репрографии такой реставрационной графики быть не должно.

Довольно часто говорят, что фотодокументация исключает необходимость реставрационной графики. Картина сегодняшних требований к реставрационной фотографии в настоящее время довольно пестра, тогда как размер отпечатка должен быть 18-24 см, цвет черно-белый, поверхность глянцевая. При информационном подходе этих требований явно недостаточно, чтобы научно определить технические условия переработки изображения живописи при фотосъемке. Например, цветной слайд 24x36 мм, сделанный фотокамерой типа "Никон Ф 3" (Япония) при масштабе съемки 1:1, обладает в общей оценке большей информационной емкостью, чем черно-белый отпечаток на бумаге с негатива 13x18 см , полученного штативной фотокамерой ФКР 13x18 с объективом "Индустар", и значительно превосходит по отображению тонких структур поверхности воспроизведение живописи на телевизионном экране или дисплее ЭВМ.

Наш опыт, связанный с реставрацией комплексов средневековой живописи по методикам отдела темперной живописи ВНИИР, показывает, что всегда при больших объемах консервационных работ, сжатых сроках исследования и документирования до реставрации, при экспертизе состояния сохранности живописи, когда возрастает объем макрофотосъемок фактуры живописи, обязательна реставрационная документация в графической форме, подобной картограммам монументальной живописи.

При реставрационных работах, связанных с разборкой и сборкой иконостасов и алтарей, их общий вил должен быть выполнен с точностью фотографической съемки. Неровная поверхность стены или скульптурная форма исключают способ прямого калькирования, который широко используют художники-реставраторы при копировании станковой живописи. Калькирование исключается и при разрушениях поверхности отдельно взятых икон, чаще всего за исходное изображение для изготовления картограммы - технического рисунка живописи или скульптуры - берется фотоизображение объекта реставрации. При наличии среднеформатного увеличителя "Беларусь-2" (9x12) при несложном усовершенствовании осветительной части возможно проекционное фотоизображение в определенном масштабе и рисование с фотографической точностью всех линейных элементов. Для удобства прорисовки используется цветной слайд 6x6 см или черно-белый, полученный контактной печатью. При обязательной фотофиксации живописи на всех стадиях реставрации применение проекции позволяет выполнять графику в любом масштабе и точно фиксировать топографию любых фрагментов живописи.

Другой способ получения графики с фотоотпечатка связан с калькированием либо с прорисовкой тушью по фотоотпечатку и последующим вытравливанием фармеровским ослабителем тонового изображения [1]. В издательской практике это называют обтяжкой, обтравкой, отбеливанием. Рецептуру и описание отбеливания можно найти в любом фотосправочнике. Недостаток обтравки или перерисовки "на штрих" в том, что при недостаточном опыте часть рисунка может быть смыта, смазана, либо повреждена в процессе фиксировавния и последующей промывке в проточной воде, а недостаточная промывка после обтравки может привести со временем к пожелтению бумаги.

Таким образом, когда нужно оперативно и точно выполнить графическую реставрационную документацию, следует применять принцип упрощенной фотограммы создание линейного рисунка, сделанного с использованием фотографии общего вида, фрагмента, микрофрагмента. Чтобы нагляднее представить процесс изготовления и заполнения фотограммы, приводится принципиальная схема процесса документирования живописи.

Документирование в предложенной схеме имеет открытый характер, что позволяет совершенствовать рабочую модель научно-реставрационной документации от иллюстрации до воспроизведения на дисплее. Широкое использование диапозитива в качестве основного фотодокумента позволит существенно повысить качество фотодокументации, в экономичной, компактной и долговечной форме решить задачу факсимильного воспроизведения живописи, что принципиально невозможно при черно-белых отпечатках на фотобумаге.

Просмотр большого количества картограмм, выполненных ручной прорисовкой в масштабе 1:20, 1:10, показывает, что в большинстве случаев художник не может избежать значительного расхождения между, линейными элементами картограмм и живописи. Не следует подчеркивать и подробно объяснять необходимость научного документирования живописи, имеющей исключительную художественно-историческую ценность, но если на картограммах нет топографической привязки отдельных участков изображения (до 1 дм 2), или противоаварийные работы не включают фиксацию макроучастков в 1*2, СМ , то такие картограммы не обеспечивают возможность оперативного контроля за изменением состояния живописи как во время, так и после проведения реставрационных работ. Графические формы реставрационной документации использовались и используются нами при работе с иконостасными комплексами Большого Кремлевского Дворца и Кирилло-Белозерского музея-заповедника, с живописью и полихромной скульптурой готических алтарей, монументальной живописью Дионисия в Ферапонтовом монастыре.

Таким образом, главное внимание при выполнении графической документации живописи на плоскости должно быть направлено на быстроту точного заполнения и извлечения реставрационной информации, без опасений перегрузить иллюстративную часть Паспорта реставрации.


Фото скульптуры до реставрации и упрощенная фотограмма с одного негатива.


Минимальный комплект картограмм для одной скульптуры.

Картограммы с различной степенью графической деталировки.

Картограммы о акцентом на различных деталях резьбы.



Схематическое изображение с обозначением основных цветов и послойной структурой живописи.
СТРАТИГРАФИЯ КРАСОЧНОГО СЛОЯ
1. 1- дуб, 2- проклейка, 3- грунт, 4- проклейка, 5- охра красная, свинцово-оловянистая желтая, киноварь, свинцовые белила, б-авторский лак с втертой грязью, 7- поновительские лаки.
2. 1- дуб, 2- проклейка, 3- грунт, 4- проклейка, 5- свинцовые белила с киноварью, б- авторский лак с втертой грязью, 7-поновительская запись из смеси свинцовых белил с киноварью, 8- поновительские лаки.
3. 1- дуб, 2- проклейка, 3- грунт, 4- проклейка, полимент, 5- золото, б- белковое покрытие, 7- поновительские лаки.
4. 1- дуб, 2- проклейка, 3- грунт, 4- проклейка, 5- киноварь, 6- красная органика, 7- поновительские лаки.
5. 1-дуб, 2-проклейка, 3- грунт, 4- проклейка,-5- золото, б- поновительские лаки с втертой грязью.

Схематическое представление удаления записей и лаков:
1- дуб, 2- проклейка, 3- клее-меловой грунт, 4- авторский красочный слой, 5- авторский лак, 6- клеевая запись, 7- промежуточный лак, 8- масляная запись, 9- поновительский лак.

Не ставя описание сохранности живописи под сомнение, следует отметить, что некоторые особенности структуры поверхности и послойного устройства живописи лучше и нагляднее можно представить на рисунках и схемах, которые можно назвать стратиграммои красочного слоя. Назначение стратиграмм может быть различно, общепринятого подхода к их изображению мы еще не выработали; существуют варианты, которые далее приведены.

При наличии на операционном стереомикроскопе микротубуса для рисования исчезают трудности зарисовки любого микроучастка живописи или полихромии скульптуры без обязательного проведения микросъемки изъятого образца красочного слоя. Кроме того, становится простой зарисовка "вырезки" любого микроучастка живописи в перспективе, когда в техническом рисунке - блокдиаграмме - совмещаются изображения характера микрорельефа и стратиграфии поперечного разреза красочного слоя. Блок-диаграмма является очень убедительной графической моделью для отображения как состояния сохранности, так и техники живописи. При небольшом количестве таких изображений они могут использоваться в виде отдельных таблиц, соединяясь с врезками, сечениями, стратиграммами, фотографиями и текстами. Особый смысл имеют блок-диаграммы микрочастицы живописи, которые дают пространственный образ стратиграфии живописи и строятся с использованием микроскопии живописи, микрофотографий и микропрепаратов живописи. Блок-диаграммы микрофрагментов живописи позволяют связывать в целостном представлении зрительные реалии микрорельефа и микроструктуры живописи при интерпретации результатов лабораторных микроанализов, технико-технологических исследований и экспертизы состояния ее сохранности.

ДЕМОНСТРАЦИОНАЯ СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ПАСПОРТЕ РЕСТАВРАЦИЙ

  Фотофиксация в цветных слайдах  
                           
СХЕМА состояния сохранности   СХЕМА документации фрагментов   ФОТО
ДО
реставрации
  ФОТО в процессе реставрации   ФОТО после реставрации   СХЕМА реставрационных операций
Общий вид Общий вид Общий вид Общий вид Общий вид Общий вид
                               
СХЕМЫ стратиграфии     Рентгенография, фотофиксация в УФ - и ИК - лучах  
     
  Фотофиксация в цветных слайдах  
                             
  СХЕМА состояния сохранности   ФОТО
ДО
реставрации
  ФОТО в процессе реставрации   ФОТО после реставрации   СХЕМА реставрационных операций
  ФРАГМЕНТ ФРАГМЕНТ ФРАГМЕНТ ФРАГМЕНТ ФРАГМЕНТ
                         
  Рентгенография, фотофиксация в УФ - и ИК - лучах  
                               

Автор надеется, что изложенные формы реставрационной графики привлекут внимание специалистов к методическим принципам иллюстрирования в реставрационных целях. Только при условии, когда оперативный микроскопный контроль будет согласован с целесообразной фотофиксацией, а топографически точная графика - с адекватным описанием реставрационных операций, только тогда Паспорт реставрации будет представлять рабочий инструмент сохранения первоначальной живописи.

ЛИТЕРАТУРА

Солдатенков Е.С. Система реставрационной документации и пути ее совершенствования в мастерской реставрации станковой масляной живописи ГосРусского музея. - В сб.: Вопросы комплексного исследования художественных музеев. - Л.: 1987, с.105-138.

Атабеков НА. Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги. - М., 1975.

Пахомов В.В. Книжное искусство. Кн.П. Иллюстрации.-М., 1962. 43П с.

Боумен У. Графическое представление информации. - М., 1971. 225 с.

Авдотьин Л.Н. Технические средства в архитектурном проектировании. - М., 1986,312 с.

Первоисточник: 
Художественное наследие. Сборник научных трудов. Внеочередной выпуск. ВНИИР. М., 1989
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.