ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 
БРЕГМАН К.Г.

Исследование и реставрация позднеготических алтарей Хермена Роде и Бернта Нотке проводятся в секторе полихромной скульптуры отдела темперной живописи ВНИИР.

На стадии предварительных технико-технологических исследований и разработки методики реставрации мы опирались на опыт нашего отдела в реставрации средневековой темперной живописи. Одним из основных методологических принципов работы отдела является убеждение, что реставрация живописи старых мастеров не имеет научного значения, если не преследует задачу максимальной сохранности образно- значимых элементов художественной формы. В связи с этим выявляется целый ряд реставрационных проблем и вопросов, которые пока не имеют удовлетворительного решения ни в области реставрации живописи, ни полихромной скульптуры. Теоретически недостаточно разработаны критерии оценки состояния сохранности памятника, вопросы качества реставрации, технологии использования основных консервационных материалов и методов раскрытия из-под записей, научно-реставрационной документации, адекватной сложной реставрационной манипуляции с объектом реставрации. Реставрационная практика и сегодня показывает как основную тенденцию стремление реставраторов живописи к узкой специализации, интуитивизм в принятии реставрационных решений. Все еще отсутствует материально-техническая база, соответствующая современному технологическому уровню, прежде всего в области средств визуального и приборного контроля реставрационных процессов. Большое значение для сохранности живописи приобретает работа по созданию контрольных средств и рабочих методик по опережающей форме научно-реставрационной документации. Поэтому работа, связанная с выявлением и фиксацией скрытых изображений, сейчас особенно актуальна и выделена в специальный раздел.

Конкретизация методических принципов применительно к живописи и скульптуре алтарей X. Роде и Б. Нотке объясняется как ограниченными возможностями сектора, кадровыми и материально-техническими, так и комплексом сложных реставрационных вопросов, связанных непосредственно с этими уникальными для музейных собраний СССР памятниками.

Научная неопределенность понятия о предмете и объекте реставрации приводит к противопоставлению научной и практической реставрации. Научная реставрация на стадии внедрения новых разработок сейчас легко теряет статус научной; внедряясь в реставрационную практику, она начинает определяться как практическая, что может представляться как ненаучная, ремесленная. В той подмене понятий виновата прямая аналогия научной реставрации и научно-экспериментальной работы вообще, без учета реставрационной специфики. В отличие от промышленного производства новых изделий, материалов, веществ и т.д., где существуют достаточно объективные показатели для оценки реализованных научных разработок, современная реставрация дает в качестве основного результата - произведение, которое зрительно должно максимально полно соответствовать современным научным взглядам на это произведение. Зрительное представление результатов научной реставрации (без реконструкции) не всегда совпадает с тем, что сейчас принято в реставрационно-музейной практике называть экспозиционным видом. Из-за отсутствия достаточно обоснованных критериев качества, т.е. квалиметрии применительно к конечному результату реставрации, различие в определениях ее научности не сводимо только к технологическим или эстетическим оценкам. При выдвижении принципиального, единичного показателя качества реставрации - максимальной сохранности при производстве реставрационных операций - мы давно убедились в необходимости не только щадящих методов реставрации, но также обязательного применения достаточно эффективного средства самоконтроля - стереомикроскопа. Использование нами в повседневной научно-реставрационной работе стереомикроскопа типа МБС дало не только реальное средство при разработке методики раскрытия алтарной живописи и полихромной скульптуры, но также позволило сформулировать некоторые основные требования по микротехнике реставрационной микроскопии и привести к широкому использованию микроскопов не только во ВНИИР, но и в периферийных реставрационных мастерских. Однако несмотря на большое количество музейных реставраторов-стажеров, осваивающих реставрационную микроскопию, у музейных работников существует определенный консерватизм и неприятие микроскопа как обязательного инструмента в научной реставрации живописи. Используя отечественный стереомикроскоп МБС в повседневной работе по реставрации и экспертизе произведений живописи, мы пришли к выводу, что художник-реставратор может избежать повреждений, лежащих за границей чувствительности зрительного анализатора, не вооруженного оптическими средствами. А это означает, что овладение реставратором методикой реставрации конкретного произведения, уникального или типичного для группы памятников, только с применением микроскопа обеспечивает высокую степень сохранности живописи и полихромии. Одновременно нами выявлена важная проблема разработки эргономически обоснованных требований и норм для реставрационной микроскопии, которые позволили бы не только ознакомить с опытом Отдела темперной живописи ВНИИР, но также готовить учебно-методические и инструктивные материалы по вопросам реставрационной микротехники. Наряду с постоянной работой по микроскопии живописи сотрудники сектора разрабатывают проблемы приспособления отечественной аппаратуры и приборов для реставрационных целей. К сожалению, из-за неудовлетворительной экспериментально-научной базы ВНИИР возможные разработки комплекта рабочего стола реставратора полихромной скульптуры остаются на стадии действующих макетов. Необходимый комплект должен включать рабочий стол, отвечающий требованиям микротехники; светотехническое оборудование, обеспечивающее воспроизведение различных световых условий, включая дневной свет; операционный стереомикроскоп с видеоканалом для второго наблюдателя; эргономически обоснованное рабочее кресло для постоянной работы с микроскопом.

Параллельно с поисковой и рационализаторской работой по данному комплекту было опробовано различное импортное и несерийное отечественное оборудование для указанных целей, что на данном этапе привело к выбору в качестве основного рабочего стереомикроскопа операционного микроскопа швейцарской фирмы "Вильд" марки М 650. Только благодаря целевому выделению валюты на приобретение части рабочего комплекта микроскопного оборудования "Вильд М 650" для научного исследования живописи Дионисия и Рублева, стало возможным конкретизировать вопросы качества раскрытия и общие проблемы консервации средневековой живописи. При этом еще отчетливее и определеннее можно видеть, что качество реставрационных работ всегда связано с научной организацией труда реставраторов на всех уровнях, от организации рабочего места и совершенствования технологического оборудования до теоретической разработки основных целевых установок, критериев, методов подготовки кадров. Следует отметить - в области реставрации полихромной скульптуры и резьбы такие кадры не готовит ни одно учебное заведение".

При разработке методики реставрации алтарей велись не только поиски и усовершенствование методов консервации, раскрытия, технико-технологических исследований живописи и научно-реставрационной документации. Сама реставрация живописи и скульптуры алтарей была бы невозможна без создания рабочей группы реставраторов, способной коллективно выполнять сложнейшие работы, которые по степени сложности соответствуют квалификационным требованиям реставраторов 1 категории и высшей. Опыт коллективной работы сотрудников сектора полихромной скульптуры совместно с аттестованными реставраторами других организаций (при стажировании их в темперном отделе) показал, что индивидуальное и групповое обучение реставраторов при Институте повышения квалификации эффективно только при совпадении многих факторов, которые, конечно, будут проанализированы, но сейчас трудозатраты на индивидуальную подготовку и переподготовку реставраторов полихромной скульптуры путем традиционного наставничества слишком велики и часто не оправдываются. Как правило, при довольно быстром накоплении профессиональных навыков и опыта (1,5 - 2 года) многие реставраторы предпочитают реставрацию живописи, которая лучше стимулируется: эстетически привлекательнее, понятнее, выше оценивается, лучше оплачивается и др., и в большинстве случаев может проводиться без сложной технологической оснастки.

При наличии специальных подразделении в структуре ВНИИР, ведущих теоретическую разработку музейного оборудования, температурно-влажностного режима хранения произведений живописи, светотехники, сектор полихромной скульптуры ВНИИР постоянно вынужден в значительной степени самостоятельно и оперативно приспосабливать имеющееся оборудование к меняющимся задачам реставрационного процесса. Из-за необеспеченности реставрационных работ во ВНИИР современным технологическим оборудованием эффективность внедрения и развития проводимых реставрационных разработок резко снижается. Поэтому представляется острой необходимостью техническое переоснащение реставрационных отделов и секторов ВНИИР.

Методики реставрации алтарей Х.Роде и Б.Нотке разрабатывались на основе методических принципов, сформулированных в 1981 г. Главная задача - раскрытие живописи и полихромии этих комплексов - обусловила направления работы;

1) стратиграфическое исследование живописи и полихромии алтаря Х.Роде; сравнительный анализ материалов красочного слоя живописи и скульптуры;

2) разработку основ реставрационной микроскопии и микротехники реставрационных операций;

3) усовершенствование способов раскрытия живописи и полихромии алтарей;

4) разработку форм графической реставрационной документации в виде упрощенной фотограммы для алтарной живописи, скульптуры и декора.

Живопись алтаря Хермена Роде начали реставрировать в 1982 г. В 1981 г. были проведены предварительные работы по микроскопии всей живописи алтаря (площадь 20 кв.м), отобраны микропробы красочного слоя основных цветов живописи, продолжены физико-оптические исследования живописи с целью выявления ее скрытых особенностей с использованием специальных фотосъемок в УФ, ИК и рентгеновских лучах. Полученные предварительные результаты по исследованию техники и технологии живописи алтаря Х.Роде определили вопросы, связанные с анализом возможностей стратиграфического исследования средневековой западноевропейской живописи.

Важно учитывать, что технология средневековой живописи требует постепенного наращивания красочных слоев в процессе создания художественного произведения. Многослойная структура старой живописи из-за разнородности составляющих -основы, красочного слоя, защитного покрытия, поздних записей - для выработки научно обоснованной методики ее реставрации требует анализа каждого слоя в отдельности, как и системы этих слоев в совокупности. В других областях знания метод послойного изучения структур, некоторых объектов получил название стратиграфии.

В реставрации живописи систематически такие исследования не проводятся, они не являются сейчас нормой технико-технологического предреставрационного изучения, полученные результаты зачастую не обрабатываются для многократного использования в справочных целях и для научной каталогизации произведений.

Микроскопический анализ послойного строения живописи, учитывая сегодняшний опыт, следует признать ограниченным по охвату материала. Анализируются микрочастицы живописи, которые не всегда адекватны реальной картине. Изъятие микропроб не гарантирует наличие в них всех компонентов красочных слоев. По отдельной микропробе - точке на относительно большой цветовой плоскости - нельзя ничего сказать о топографии распределения конкретного красочного слоя на поверхности, на различных участках живописи. В связи с реставрацией алтарной живописи и полихромной скульптуры, находящейся под записями, важной задачей для реставраторов стало определение сохранности первоначальной живописи, особенно находящейся под записями, близкими по цвету и рентгенографической плотности.

На первом этапе стратиграфического изучения мы вынужденно опускаем вопросы колориметрии, хотя научное изучение живописи и ее изменений тесно связаны и не мыслятся' в отрыве от проблем колорита и научного цветоведения. Однако колориметрия на уровне микроскопии настолько тонкая вещь, что в сегодняшней реставрации, в том числе и научной, пока неосуществима. Гораздо важнее для нас увязка результатов микроскопического изучения объекта и процессов реставрации с изучением микропроб живописи как модельных образцов для разработки методик реставрационных исследований методами инструментальной микроскопии.

Переход от относительно небольших увеличений операционного микроскопа (90х) к увеличениям инструментального оптического микроскопа в 300-600х и более крат требует накопления зрительной информации, аналогично тому, как реставратору приходится учиться смотреть по другому на живопись, если он начинает работать со стереомикроскопом (рабочее увеличение 6х-12х-25х). Сейчас становится все более очевидной затрудненность моделирования процессов старения конкретной живописи из-за несовершенства методов технико-технологического анализа взаимодействия неоднородного комплекса материалов красочного слоя с большим числом неопределимых факторов их старения. В реставрации вследствие научного скептицизма возникают сомнения в правомочности различия между ремесленной и современной научной реставрацией.

Сложности восприятия и переработки зрительной информации в реставрационном процессе обусловлены прежде всего многослойностью красочных слоев и покровных покрытий. При отборе микропроб красочного слоя и последующем изготовлении микрошлифа красочного слоя мы получаем возможность изучить стратиграфию красочного слоя живописи, но с некоторыми очень важными ограничениями, вызванными условиями и технологией изготовления микрошлифа. Строго говоря, на микрошлифе мы можем изучать его стратиграфию и лишь отдельные компоненты красочного слоя, но отнюдь не реальную стратиграфическую картину живописи на том микроучастке, где была взята проба. Интерпретация результатов изучения микрошлифа и микроскопического исследования микроучастка, самой пробы позволяют моделировать некоторую стратиграфическую картину, которая для реставраторов живописи может не иметь наглядного и убедительного характера. Отчасти это объясняется дельностью понятий и неопределенностью художественной терминологии, используемой художниками-реставраторами, и обилием материальных факторов, которые характеризуют красочный слой. Например, переменная глубина микрорельефа живописи, высота и линейные размеры микрошероховатостей красочного слоя, степень дисперсности пигментов и целый ряд других характеристик красочного слоя определяются сейчас в живописи и реставрации единым понятием - фактура. Не расчленено понятие - фактура: традиционная реставрация различает покровные покрытия, лессировки, собственно красочный слой (или слои), грунт и даже основу. Поэтому описание таких структур, как многослойная живопись, в любом реставрационном аспекте всегда представляет достаточно сложную проблему. Таким образом, если за основу стратиграфического изучения живописи алтарей мы взяли бы только анализ красочного слоя на микрошлифах проб красочного слоя, то выводы могли бы получиться характеризующими только сами микрочастицы материалов живописи и полихромии. Поэтому в качестве другого способа стратиграфического изучения живописи алтаря Х.Роде мы использовали микроскопическое обследование в реставрационном процессе с фиксацией полученных наблюдений в графической форме и в виде цветных микрофотографий.

Главная цель как научной, так и ремесленной реставрации -достижение максимально высокого качества работы, т.е. сохранение фактуры и колорита авторской живописи и даже патины времени (последнее понятие столь же неопределенное, как первые два). Исходя из этого, выполнение практически всех консервационных работ и по раскрытию предполагает определение реставратором некоторых эталонных участков сохранности авторской живописи, а также формулировку критериев отбора таких участков.

Для полихромии скульптуры Х.Роде и Б.Нотке характерны записи на большей части поверхностей скульптуры. Однако в поднутрениях скульптурной формы довольно часто встречаются небольшие участки авторской полихромии, находящихся только под слоем поверхностных загрязнений. Открытые участки такой полихромии можно считать эталонными, поскольку загрязнения легко удаляются под микроскопом и поверхность полихромии может исследоваться при увеличениях от 12,5 до 50х в зависимости от кривизны микроучастка. Постоянная работа по обследованию живописи и ее реставрации под контролем микроскопа показала, что только относительно однородные по пигментному составу красочные слои наблюдатель, художник и исследователь может интерпретировать без больших ошибок. Для определения стратиграфии, безусловно, необходимо увязывать в единый комплекс визуальное обследование живописи с микроскопическим, а микроскопическое обследование поверхности - с изучением микрошлифов.

При исследовании красочного слоя створок они были тщательно обследованы пол микроскопом "МБС 9" (25х), в местах утрат отобраны 200 микропроб красочного слоя, изготовлены постоянные препараты и поперечные шлифы, позволившие изучить стратиграфию красочного слоя (1.

__________

1) Все работы по лабораторному анализу материалов живописи и полихромии были выполнены под руководством зав.сектором отдела физико-химических методов исследования ВНИИР М.М.Наумовой.

Первоисточник: 
Художественное наследие. Сборник научных трудов. Внеочередной выпуск. ВНИИР. М., 1989
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.