ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
ГРОМОВ А.И.

Введение

Идея использования вычислительных средств для создания электронных каталогов музейных коллекций появилась в конце 60-ых годов в связи с бурным внедрением компьютеров в различные сферы человеческой деятельности. Несколько позже компьютеры привлекли внимание реставраторов. Однако больших успехов на этом поприще далеко не всем удалось достичь. Это породило сомнения в целесообразности использования ЭВМ в практике реставрации музейных художественных ценностей. До сих пор число скептиков несколько превышает число энтузиастов и, надо признать, что для этого имеются основания. В основном этот скепсис порожден отсутствием школы и опыта использования компьютеров в музейной и реставрационной практике, с одной стороны, и попытками использовать традиционные "компьютерные" подходы к решению нетривиальных задач, с другой. Но не следует считать, что ситуация столь уж безнадежна. Незначительный имеющийся опыт компьютеризации реставрационной и музейной деятельности поучителен сам по себе и тем, что он мал, и тем, что он отражает.

Опыт зарубежных коллег показывает, однако, что компьютерная техника может эффективно использоваться не только для решения проблем каталогизации, но и для исследовательских задач в области искусствоведения и практической реставрации [1-4]. Первые опыты применения вычислительной техники для решения узко специальных реставрационных задач во ВНИИР [5] порождают определенный оптимизм. До сих пор вычислительная техника имела альтернативу: либо дорого - и тогда значительные возможности, либо дешево, но малопроизводительно и не очень эффективно. Это стало одним из факторов, сдерживающих распространение вычислительной техники в сфере искусства. Другим тормозящим фактором явились попытки использовать дешевую и низкопроизводительную технику в целях реализации тех концепций, которые нельзя было воплотить на данном оборудовании, что привело к дискредитации самой идеи. Примером могут явиться попытки использовать опыт французских и канадских музейных систем каталогизации, реализованных на мощных для своего времени компьютерах без существенных ограничений по памяти и по быстродействию. Попытки реализации этих концепций на технических средствах с ограниченными объемами памяти и низким быстродействием первоначально вызывали иллюзию возможности использовать подобную идеологию (при тестовой эксплуатации с малыми объемами обрабатываемых данных), которая скоро исчезала, как только возрастали объемы обрабатываемой информации, а сами люди становились требовательней. К сожалению, до сих пор мы находимся в плену старых концепций и представлений, хотя современная вычислительная техника предоставляет принципиально новые возможности при крайне низкой стоимости (если сравнивать величину отношения удельной производительности к стоимости у современных компьютеров и выпускаемых 5-8 лет назад).

Суммируя, можно выделить следующие проблемы, пренебрежение которыми неизбежно ведет к неудачам на пути компьютеризации реставрации, консервации и экспертизы произведений искусств:

Отсутствие у пользователей представлений о возможностях вычислительной техники для данной области;

Нечеткое представление сути решаемых или предполагаемых для решения проблем;

Отсутствие формализованных средств описания предметной области искусства;

Отсутствие программного обеспечения, соответствующего классу решаемых проблем;

Отсутствие аппаратуры, способной реализовать соответствующее программное обеспечение.

В одном из своих интервью Н.Винер сказал, что ЭВМ полезна ровно настолько, насколько важны и полезны идеи ее пользователей [6]. Другими словами, первое необходимое условие успеха внедрения вычислительной техники - наличие четких представлений об области применения ЭВМ, или иначе, наличие формализованных моделей, передающих основные черты изучаемого явления. Второе условие - существование эффективных методов анализа и реализации таких моделей.

Таким образом, прежде чем решать вопрос о внедрении вычислительной техники в музейную и реставрационную практику, необходимо знать, какой круг проблем должен решаться, какими возможностями обладает техника и каковы затраты на ее внедрение, учитывая не только материальные, но и людские ресурсы (обучение основам информатики, освоение вычислительной техники, адаптация к формам и методам решения поставленных проблем и т.д.).

Десять лет назад в своей работе [7] Я.А. Шер писал: "Сейчас, по-видимому, настала пора, когда можно говорить о системном подходе к использованию информационно-вычислительной техники в музеях ...", но, увы, и сегодня мы еще только говорим об этом. В этой работе делается попытка разобраться в проблеме использования электронно-вычислительной техники в практике реставрации музейных художественных ценностей с современных позиций системного подхода1, чтобы помочь входящим в эту область выбрать направление дальнейшего развития или ... отрицания его.

Первоисточник: 
Художественное наследие. Сборник научных трудов. Внеочередной выпуск. ВНИИР. М., 1989
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.