ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 
ГРОМОВ А.И.

Введение

Идея использования вычислительных средств для создания электронных каталогов музейных коллекций появилась в конце 60-ых годов в связи с бурным внедрением компьютеров в различные сферы человеческой деятельности. Несколько позже компьютеры привлекли внимание реставраторов. Однако больших успехов на этом поприще далеко не всем удалось достичь. Это породило сомнения в целесообразности использования ЭВМ в практике реставрации музейных художественных ценностей. До сих пор число скептиков несколько превышает число энтузиастов и, надо признать, что для этого имеются основания. В основном этот скепсис порожден отсутствием школы и опыта использования компьютеров в музейной и реставрационной практике, с одной стороны, и попытками использовать традиционные "компьютерные" подходы к решению нетривиальных задач, с другой. Но не следует считать, что ситуация столь уж безнадежна. Незначительный имеющийся опыт компьютеризации реставрационной и музейной деятельности поучителен сам по себе и тем, что он мал, и тем, что он отражает.

Опыт зарубежных коллег показывает, однако, что компьютерная техника может эффективно использоваться не только для решения проблем каталогизации, но и для исследовательских задач в области искусствоведения и практической реставрации [1-4]. Первые опыты применения вычислительной техники для решения узко специальных реставрационных задач во ВНИИР [5] порождают определенный оптимизм. До сих пор вычислительная техника имела альтернативу: либо дорого - и тогда значительные возможности, либо дешево, но малопроизводительно и не очень эффективно. Это стало одним из факторов, сдерживающих распространение вычислительной техники в сфере искусства. Другим тормозящим фактором явились попытки использовать дешевую и низкопроизводительную технику в целях реализации тех концепций, которые нельзя было воплотить на данном оборудовании, что привело к дискредитации самой идеи. Примером могут явиться попытки использовать опыт французских и канадских музейных систем каталогизации, реализованных на мощных для своего времени компьютерах без существенных ограничений по памяти и по быстродействию. Попытки реализации этих концепций на технических средствах с ограниченными объемами памяти и низким быстродействием первоначально вызывали иллюзию возможности использовать подобную идеологию (при тестовой эксплуатации с малыми объемами обрабатываемых данных), которая скоро исчезала, как только возрастали объемы обрабатываемой информации, а сами люди становились требовательней. К сожалению, до сих пор мы находимся в плену старых концепций и представлений, хотя современная вычислительная техника предоставляет принципиально новые возможности при крайне низкой стоимости (если сравнивать величину отношения удельной производительности к стоимости у современных компьютеров и выпускаемых 5-8 лет назад).

Суммируя, можно выделить следующие проблемы, пренебрежение которыми неизбежно ведет к неудачам на пути компьютеризации реставрации, консервации и экспертизы произведений искусств:

Отсутствие у пользователей представлений о возможностях вычислительной техники для данной области;

Нечеткое представление сути решаемых или предполагаемых для решения проблем;

Отсутствие формализованных средств описания предметной области искусства;

Отсутствие программного обеспечения, соответствующего классу решаемых проблем;

Отсутствие аппаратуры, способной реализовать соответствующее программное обеспечение.

В одном из своих интервью Н.Винер сказал, что ЭВМ полезна ровно настолько, насколько важны и полезны идеи ее пользователей [6]. Другими словами, первое необходимое условие успеха внедрения вычислительной техники - наличие четких представлений об области применения ЭВМ, или иначе, наличие формализованных моделей, передающих основные черты изучаемого явления. Второе условие - существование эффективных методов анализа и реализации таких моделей.

Таким образом, прежде чем решать вопрос о внедрении вычислительной техники в музейную и реставрационную практику, необходимо знать, какой круг проблем должен решаться, какими возможностями обладает техника и каковы затраты на ее внедрение, учитывая не только материальные, но и людские ресурсы (обучение основам информатики, освоение вычислительной техники, адаптация к формам и методам решения поставленных проблем и т.д.).

Десять лет назад в своей работе [7] Я.А. Шер писал: "Сейчас, по-видимому, настала пора, когда можно говорить о системном подходе к использованию информационно-вычислительной техники в музеях ...", но, увы, и сегодня мы еще только говорим об этом. В этой работе делается попытка разобраться в проблеме использования электронно-вычислительной техники в практике реставрации музейных художественных ценностей с современных позиций системного подхода1, чтобы помочь входящим в эту область выбрать направление дальнейшего развития или ... отрицания его.

Первоисточник: 
Художественное наследие. Сборник научных трудов. Внеочередной выпуск. ВНИИР. М., 1989
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.