ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ НАХОДОК

ЗВЕРЕВ В.В., ЛЕЛЕКОВ Л.А.

1. Восприятие обществом принципов и руководящих положений реставрационной теории на текущем этапе более чем неудовлетворительно и далеко от однозначности. Такие понятия как "реставрация" и "реконструкция" различными специалистами наполняются противоречивым смысловым содержанием. Еще одну степень семантической деформации привносит и профессиональный жаргон. В итоге происходят неоправданные подстановки значений и воцаряется путаница.

Ниже излагаются методические рекомендации по реконструкции и реставрации археологических находок, применимые для реставрационного процесса, построенного по известной триаде: археологическое изучение объекта теоретическая реконструкция его прежних функций, геометрических размеров и фактурно-колористических особенностей - материально реализуемое восстановление памятника (реставрация в общеупотребительном понимании).

2. Реконструкция - это метод изучения прошлого, когда на основе собранных данных восстанавливаются полно или фрагментарно памятники культуры, а также факты, явления или процессы истории. Применяется в научных дисциплинах, развитие которых связано с изучением исторического прошлого. В сфере реставрации реконструкция представляет собой часть реставрационного процесса, когда происходит теоретическое конструирование памятника прошлого в его прежнем виде с точки зрения формы. Реконструкция, в отличие от реставрации, не предполагает практического восстановления памятника, а представляет собой результат научного исследования, опирающегося на вещественные остатки, письменные свидетельства и может выражаться в научном описании памятника, рисунке, чертеже, макете, модели.

3. Реконструкция - начальная стадия реставрационного процесса, на которой проводится историко-археологическое изучение объекта, согласование данных научного исследования, когда восстанавливается древняя форма объекта в тех ее формальных свойствах и качествах, которые не даны в непосредственном наблюдении, а также фиксирование результатов изучения в понятиях, знаках и символах какого-либо формализованного языка.

4. Реконструкция объекта выполняется археологами или искусствоведами, владеющими методами исторического, художественного и эстетического анализа памятников материальной культуры, а также способами перекодирования и фиксирования историко-культурной информации, заложенной в артефактах -предметах материальной культуры (предметы природного происхождения реконструкции и реставрации не подлежат).

5. Объектом реконструкции являются памятники материальной культуры (артефакты) в их авторском исполнении. При реконструкции археолог должен дать по возможности полную характеристику древней формы объекта с точки зрения его исторического стиля, в преломлении местных художественных традиций, школы и индивидуальной манеры древнего автора. В процессе реконструкции археологические находки должны быть исследованы с художественной и технической точек зрения.

6. Исследуя художественную сторону артефакта, археолог дает описание исторической трансформации художественного образа в пространстве, и времени, а также изменения традиционной формы под воздействием вкусов данной эпохи, социальной среды и силы авторской индивидуализации образа. Иными словами, в своих изысканиях археолог должен ответить на вопрос о соотношении традиции и новаторства в трактовке формы объекта в композиционном, пространственном, иконографическом, стилистическом и др.отношениях.

Для этой цели археологом используется арсенал средств, разработанных в археологической науке и искусствоведении. Искусствоведческий или археологический методы включают в себя: а) выдвижение на основе опыта и интуиции ученого рабочей гипотезы относительно формы, функционального назначения и пространственной ориентации вещи; б) изучение закономерностей формообразования; в) поиск аналогичных предметов среди надежно датированных, форма и функции которых известны, а также анализ изображений данного предмета (если таковые имеются) в других произведениях искусства прошлого; г) критический анализ сведений о данной вещи, содержащихся в древних письменных источниках.

Для полноты характеристики объекта с художественной точки зрения археолог применяет методы формального анализа памятников: иконографический, стилистический, иконологический, типологический, системный, культурологический, структурно-функциональный, статистико-математический и др.

9. Исследование художественной стороны произведения искусства должно заканчиваться восстановлением объекта в той форме, в которой он был создан древним автором, и созданием научного описания, чертежа, рисунка или макета.

10. Исследование технической стороны археологического памятника имеет целью ответить на вопросы, связанные с процессом создания памятника. Исследователь должен дать характеристику вещества, из которого сделан памятник, определив его состав, прочность, а также технических и технологических приемов, использованных при создании предмета. Кроме того, для реставрации необходима характеристика количественных и качественных изменений, происшедших в материальной структуре памятника под воздействием физических, химических, биологических и других факторов разрушения. Важна также характеристика степени сохранности объекта.

11. Технико-технологическое исследование проводится археологом с помощью специалистов различных областей знания: химиками, физиками, биологами, и другими, владеющими физическими, химическими, биологическими и другими аналитическими методами и средствами, и умеющими перекодировать техническую информацию, заложенную в памятнике, на язык символов и понятий своих дисциплин.

12. Археолог должен интерпретировать данные технических анализов, применительно к историко-культурной ситуации, как процесс создания артефакта, согласовать их с данными художественной реконструкции.

13. Реконструкция археологического памятника должна быть документально оформлена в виде паспорта художественного произведения, научного отчета, информационной карты АИС "Памятник" и документальной фотографии, макета, модели, схемы или рисунка.

14. Реконструкция археологической находки, хотя и является результатом научного изучения, однако не может считаться проектом реставрации, поскольку согласно Конвенции реставраторов, закрепленной в Венецианской хартии 1934 г., "восстановление древнего стиля не является целью реставрации", а также "восстановление памятников в прежнем виде немыслимо и абсурдно" /И.Э. Грабарь/.

15. Основной задачей реставраторов по отношению к археологическим находкам, как и к любым культурным ценностям, является долговременное сохранение в максимально возможной полноте присущих им историко-документальных и культурно-художественных качеств. Вопреки частным утверждениям, бытуемым в специальной литературе, в задачи научной реставрации не входит восстановление формы или утраченных элементов и качеств предмета. Восстановление формы объекта оправдано лишь в тех случаях, когда необходима сборка, механическое соединение сохранившихся подлинных частей объекта или устранение механических деформаций изделий из металлов и иных пластичных материалов.

16. Следует помнить, что реставратор не является представителем культуры прошлого или нейтральным и объективным посредником между прошлым и настоящим. Он лишь представляет культуру современности. Поэтому ему не дано заново повторить художественный или технологический акт прошлого искусства с авторской аутентичностью. Реставратор лишь имитирует такой акт с помощью новых технологических средств в новом социокультурном контексте и таким образом с неизбежностью привносит свою личность и индивидуальность в облик и свойства объекта реставрации. Иными словами, деятельность реставратора, как и всякого другого специалиста, в той или иной степени является неизбежной самоинтерпретацией. Каждая очередная реставрация невольно уменьшает документально-историческую подлинность предмета, меняя в определенной мере его художественные свойства. Две, три и более реставрации искажают историческую достоверность предмета до такой степени, что невозможно использовать его в качестве исторического источника.

17. Объектом научной реставрации является подлинник в сколь угодно фрагментированном виде. Дополнения и доделки подлинника в принципе нежелательны и допустимы только в случае невозможности обеспечить иными средствами долговременную сохранность и физико-механическую целостность предмета. Другими словами, дополнения и доделки возможны лишь в целях консервации. Никакие иные соображения не могут оправдывать их, особенно ссылки на желательность добиться целостности эстетического восприятия и законченности художественного образа.

18. В понятие конечных целей реставрации, помимо обеспечения долговременной сохранности предмета, входит еще удлинение сроков между периодически повторяющимися реставрационными вмешательствами. Чем дольше такой срок, тем выше искусство реставратора. Поэтому средства реставрации, то есть методики, инструменты и материалы, выбираются, прежде всего исходя из конечных целей реставрации, упомянутых выше.

19. Методика научной реставрации археологических находок должна разрабатываться в соответствии с техническим состоянием объекта, процессами его разрушения, а также методологическими требованиями общего характера. Для однотипных объектов примерно равной сохранности возможна типовая методика, хотя и не в каждом конкретном случае. Реставрация уникальных находок требует целевой индивидуальной методики, предварительно отрецензированной и формально утвержденной в соответствующей инстанции.

20. Средства реставрации не должны затруднять или делать невозможными реставрационные вмешательства в будущем и не должны искажать, скрывать, уничтожать специфику технологии, посредством которой был создан предмет.

21. Выбор материалов реставрации должен учитывать не только химическую инертность к материалам памятника и коррозионную стойкость после окончания процесса реставрации, но и безопасность здоровья реставраторов. Иными словами, нельзя пользоваться токсичными, легковоспламеняющимися материалами. При необходимости их использования обязателен инструктаж по технике безопасности.

Современная научная реставрация археологических находок обязательно должна сопровождаться научными исследованиями. Цель таких исследований: 1) изучение технологии, посредством которой был создан объект, включая физико-химические данные о его составе и структуре; 2) разработка методики реставрации в соответствии со степенью сохранности предмета, направленностью процесса разрушения и данными о составе и структуре; 3) накопление банка данных в интересах дальнейшего использования.

Минимальный объем аналитических исследований обязателен, так как в настоящее время он возможен почти везде. Предпочтительны неразрушающие методы исследования и контроля. Отбор проб для разрушающих методов должен производиться только специалистами и сводиться к допустимому минимуму.

Одним из центральных требований современной научной реставрации, включая реставрацию археологических находок, является полнота и высокий уровень ведения реставрационной документации, включающей фотографии, схемы, рисунки, картограммы полевой стадии. Археолог должен уметь ориентироваться в разделах, которые ведутся физиками, химиками, биологами, реставраторами.

состоянием объекта, процессами его разрушения, а также методологическими требованиями общего характера. Для однотипных объектов примерно равной сохранности возможна типовая методика, хотя и не в каждом конкретном случае. Реставрация уникальных находок требует целевой индивидуальной методики, предварительно отрецензированной и формально утвержденной в соответствующей инстанции.

20. Средства реставрации не должны затруднять или делать невозможными реставрационные вмешательства в будущем и не должны искажать, скрывать, уничтожать специфику технологии, посредством которой был создан предмет.

21. Выбор материалов реставрации должен учитывать не только химическую инертность к материалам памятника и коррозионную стойкость после окончания процесса реставрации, но и безопасность здоровья реставраторов. Иными словами, нельзя пользоваться токсичными, легковоспламеняющимися материалами. При необходимости их использования обязателен инструктаж по технике безопасности.

Современная научная реставрация археологических находок обязательно должна сопровождаться научными исследованиями. Цель таких исследований: 1) изучение технологии, посредством которой был создан объект, включая физико-химические данные о его составе и структуре; 2) разработка методики реставрации в соответствии со степенью сохранности предмета, направленностью процесса разрушения и данными о составе и структуре; 3) накопление банка данных в интересах дальнейшего использования.

Минимальный объем аналитических исследований обязателен, так как в настоящее время он возможен почти везде. Предпочтительны неразрушающие методы исследования и контроля. Отбор проб для разрушающих методов должен производиться только специалистами и сводиться к допустимому минимуму.

Одним из центральных требований современной научной реставрации, включая реставрацию археологических находок, является полнота и высокий уровень ведения реставрационной документации, включающей фотографии, схемы, рисунки, картограммы полевой стадии. Археолог должен уметь ориентироваться в разделах, которые ведутся физиками, химиками, биологами, реставраторами.

Первоисточник: 
Художественное наследие. Сборник научных трудов. Внеочередной выпуск. ВНИИР. М., 1989
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.