Иоанн Предтеча

Аватар пользователя Елена Кислицына
Иоанн Предтеча
Фото до реставрации: 
Иоанн Предтеча
Иоанн Предтеча
Фото в процессе реставрации: 
Иоанн Предтеча
Иоанн Предтеча
Фото после реставрации: 
Иоанн Предтеча
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

4. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ Основа поражена жучком-точильщиком, по периметру наклеена пожелтевшая, потемневшая бумага. Отставание левкаса от основы, сопровождающееся шелушением красочного слоя. Авторская живопись а также золочение частично находятся под записью. Изображение находится под слоем пожелтевшего лака . Общее пылевое загрязнение

Историческая справка: 

Икона ранее реставрировалась: по всей поверхности видны поздние записи(предположительно гуашь) , заходящие на авторскую живопись.

Состояние до реставрации: 

Тыльная сторона: щит иконы, размером 35,5*31*3см состоит из двух досок. Левая размером 35,5*28,4*3см, правая- 35,5*1,5*3см.Доски обработаны рубанком, имеют незначительное коробление.
Шпонки врезные, сквозные ,торцевые. Верхняя выступает из паза на 0,7 см., нижняя на 0,8 см. В правой верхней части основы многочисленные царапины .По правому,левому и нижнему краям основы видны следы жизнедеятельности микроорганизмов. В средней части, по левому краю доски отщип древесины. По всему периметру следы потемневшей, пожелтевшей бумаги.В центральной части видны следы краски белого цвета. В левом верхнем углу надпись 0370 , чуть выше бумажная наклейка с номером 18.
Торцы залевкашены . В верхней части левого и правого торцов вбиты гвозди с веревкой серого цвета. Общее пылевое загрязнение.
Лицевая сторона: икона без ковчега.
Паволока: не просматривается.
Левкас: клеемеловой, средней толщины, белого цвета, плотный.Связь с основой ослаблена. Отставания левкаса от основы наблюдаются по правому полю, по верхнему полю, а также в левом нижнем углу. По всей поверхности средне-сетчатый кракелюр грунтового характера. Мелкие утраты по краям.
Красочный слой: техника выполнения-желтковая темпера, золочение. В верхней правой части, на изображении 2го клейма ожег 5*3 см Изображение частично находится под поздними записями, заходящими на авторскую живопись(предположительно следы поздней реставрации)Связь с левкасом удовлетворительная. Шелушения красочного слоя по всему периметру изображения. Средне-сетчатый кракелюр по всей поверхности; потертости. Точечные утраты по всему изображению.
Покрывной слой: Изображение находится под слоем пожелтевшего лака. Общее пылевое загрязнение.

Методика: 

Фотофиксация, описание сохранности.
Укрепление левкаса и красочного слоя проводилось 5% раствором заячьего клея при помощи папиросной бумаги (предварительно поверхность обрабатывалась раствором этилового спирта с водой в пропорции 1:1) .После чего В места отставаний были сделаны проколы и подведен 8% раствор заячьего клея .Поверхность запрессовывалась.
Удаление пылевых загрязнений с тыльной стороны иконы проводилось 2% раствором детского мыла с водой при помощи щетинной кисти. Поверхность вытерта насухо. Удаление бумаги проводилось при помощи скальпеля.
Фотофиксация
.Заделка дырочек основы проводилась составом очеса с клеем ПВА, после высыхания первого слоя дополнялась составом опилок с клеем ПВА.
Удаление профилактических заклеек папиросной бумаги проводилось при помощи греческой губки, смоченной в теплой воде. Поверхность вытерта насухо.
. Для пробного раскрытия авторской живописи был выбран участок в центральной части, на изображении одежд Иоанна Предтечи.
Проба № 1 : для раскрытия авторского золочения использовался состав этилового спирта с пиненом (1:1) . Результат удовлетворительный.
Проба № 2 : для раскрытия авторской живописи использовался состав диметилсульфоксид с пиненом(2:1). Результат удовлетворительный. Выявлено: 0 – слой авторской живописи
0 – слой позднего лака
Фотофиксация.
Раскрытие проводилось по всей поверхности по пробе №2. и № 1
Фотофиксация.
Восполнение утрат левкаса проводилось в пределах утрат составом 5 % заячьего клея с «отмученным» мелом.
Фотофиксация.
Восполнение утрат живописи проводилось акварельными красками «Ленинград» в пределах утрат, с элементами реконструкции. Утраты золочения были восполнены твореным золотом.
Икона была покрыта составом даммарный лак с пиненом (1:1).
Фотофиксация

С уважением, Елена

Средняя оценка
(7 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
151
point

а датировка иконы?

169
points

Мстёра?, 2 пол. XIX века

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.