СВ.Апостол Андрей 15в- дипломная работа в академии

Аватар пользователя Елена Кислицына
СВ.Апостол Андрей 15в. до реставрации
Фото до реставрации: 
СВ.Апостол Андрей 15в. до реставрации
СВ.Апостол Андрей 15в. в процессе раскрытия авторской живописи
Фото в процессе реставрации: 
СВ.Апостол Андрей 15в. в процессе раскрытия авторской живописи
СВ.Апостол Андрей 15в. после реставрации
Фото после реставрации: 
СВ.Апостол Андрей 15в. после реставрации
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

Икона находится под поздней записью. Задание Рест.Совета на частичное раскрытие авторской живописи.

Историческая справка: 

Икона из довоенного собрания Псковского музея. До 1918 года являлась частью иконостаса церквиУуспения Богоматери с Пароменья в г. Пскове. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена немцами в восточную Пруссию. После войны, в 1948г. Была возвращена в Псковский музей. В 2005 икона была укреплена по всей поверхности, так же раскрыта от поздних записей верхняя её часть (реставратор Цветков).

Состояние до реставрации: 

Тыльная сторона:
Основа: щит иконы состоит из двух сосновых досок, общий размер 52 х 158см. Ширина правой доски 46 см. и 5,5 левой. Доски имеют коробление относительно плоскости по вертикали около 0,3см. В соединении досок образовалась щель шириной 0,7-0,3см. По бокам авторских досок прикреплены 2 сосновые надставки (предположительно XVIIIв.) шириной по 7,5см.
Крепление щита: щит иконы скреплён двумя врезными, сквозными, сосновыми, односторонними шпонками, врезанными справа. Так же доски скреплены пятью деревянными шкантами (нагелями). Надставки прикреплены к щиту иконы с боковых торцов 6-ю деревянными шпонками (нагелями) диаметром~2см. Поверхность досок обработана скобелем. Шпонки: щит иконы скреплён 2-мя врезными сквозными сосновыми, односторонними шпонками. Верхняя: неподвижна, стёсана; длина 52,5см, ширина справа 5,5см., слева – 4,5см. Выступает справа 0,3см., слева-1,5см. глубина залегания около 1,5см. нижняя: неподвижна; длина 52,5см., ширина справа 6см., слева – 5см. Выступает справа на 3см., слева на 2,5см. Глубина залегания 1,5см.
Правая доска: имеются 3 выбоины рядом с сучками в верхней и средней части доски приблизительно 4х1см. и шириной 0,5см; вдоль надставки 2 небольших скола 3х0,5см. и 9х0,5см; в верхней части имеется гвоздевое отверстие (не сквозное) с выбоиной вокруг него около 2х1см.
Надписи: вверху, розовым мелком «Н-237», перечёркнутая зелёной масляной краской. Вверху (справа) тёмно-синим восковым мелком «271921», ниже зелёной масляной краской: , надпись перечёркнута зелёной масляной краской. В средней части иконы имеется надпись зелёной краской. Ниже, вверх ногами, надпись чёрной масляной краской «Р-Р-111» (перечёркнута зелёной масляной краской). В нижней части имеется надпись (вверх ногами) синим мелком «5,-157». В нижней части имеются водные разводы и белый налёт (возможно от поражения грибком).
Левая доска: в средней части иконы выбоина размером 6-1,5см. внизу, вдоль подставки скол 6-1см.
Левая наодставка: имеется несколько небольших скосов вдоль торца. Вверху неразборчивая надпись карандашом «9сп,14». Ниже надпись чёрной шариковой ручкой «1490».
Левая надставка: вверху скол части основы 9х0,5х1см. В нижней части несколько небольших сколов, так же надпись красным фломастером «№8».
Общее состояние: наличие потёртостей, загрязнений, пятен влаги, царапин, потёртости углов.
Торцы досок щита: ширина 4,5см.
Верхний: 10см. справа-гвоздевое отверстие, через 5см. ещё одно аналогичное отверстие. 25см. слева имеется гвоздь (без шляпки); 8см слева – гвоздевое отверстие.
Левый: наличие 3-х шкантов вверху, в середине и внизу. Внизу скол части основы 8х1,5х0,5см. 20см. сверху наличие 2-х гвоздевых отверстий и одного загнутого гвоздя; 16сч. Снизу наличие 3-х аналогичных отверстий. В середине имеется трещина около 36см. длинной. Выше шканта имеется гвоздевое отверстие. В верхней части имеется бумажная наклейка с надписью «1490» (инв № музея).
Правый:наличие 3-х аналогичных гвоздевых отверстий. У среднего нижнего шканта имеются небольшие трещины. В середине наличие одного гвоздевого отверстия. В средней нижней части глубокие царапины. Вверху наклейка с надписью «1490»
Нижний: 4см. справа гвоздевое отверстие; 5 и 15см. слева так же гвоздевое отверстие. В средней части большое количество трещин. Общее пылевое загрязнение торцов, наличие водных разводов.
Лицевая сторона:
Основа; наличие ковчега, шириной 0,5см. ширина полей: верхнее - 5см., нижняя – 8см., левое - 11см., правое – 11см.
Наличие накладного нимба полукруглой формы, высотой 1,5-4см., шириной -4-7см.
Наличие разрыва по всей длине стыка досок ~ 0,3-0,7см. Наличие скола части основы в нижней части 2х1см.
Павалока: льняная, плетение прямое, по утку 10 нитей, по основе 12 нитей на 1см2. Лежит ровным слоем по всей поверхности, кроме надставок. Утраты: верхней части иконы по краю 1х1см; 3х1см; 1х1см; 2х2; по всей линии разрыва досок; в нижней части по краю 1,5х0,5см; 5,5х2,5см; 0,5х1см; 0,5х1см; 3х1; 2х1,5см.
Левкас: меловой, белый, толщина 0,1-0,2см. связь с основой удовлетворительная. По всей поверхности разнохарактерный грунтовый кракелюр. Наличие выбоин левкаса в середине иконы на изображении плаща 0,5х0,2см.,на изображении ног 3х0,6; 0,1х0,1; 0,5х0,см. Наличие трещины на нимбе.
Красочный слой: живопись многослойная, толщина до Техника исполнения – яичная темпера. Икона частично раскрыта от поздних записей.(фрагмент с изображением рук и нимба). Авторский слой лежит под толстым слоем олифы и масляной записи (~198). Фон и поле покрыты поздним (не авт.) слоем позолоты, на полях поверх позолоты выполнен рисунок орнамента.
Утрата: в местах утрат левкаса. По всей поверхности разнохарактерный кракелюр, не совпадающий с грунтовым.
Покрывной слой: икона покрыта масляным лаком (олифой). Слой олифы толстый, потемневший, неравномерный..

Методика: 

Фотофиксация, описание сохранности
Для пробного раскрытия выбран участок 10х10см в середине на левом поле с заходом на фон. Раскрытие проводилось послойно, всухую, при помощи микроскальпеля с контролем в микроскоп. Поверхность притиралась составом пинен + даммарный лак (4:1) при помощи ватного тампона.
В результате выявлены:
0 - авторское золочение
00 – авторская потемневшая олифа
1 – позднее золочение
10 – поздняя олифа
2 – слой перелевкаски
3 – позднее золочение
4– запись тёмно-коричневого цвета
5– охристая запись с изображением орнамента
50 – слой потемневшей олифы
Фотофиксация
Для пробного раскрытия изображения одежд Апостола Андрея был выбран участок 10х10 см. чуть ниже изображения правой руки Апостола Андрея. Раскрытие проводилось послойно, всухую, при помощи скальпеля с контролем в микроскоп. Поверхность притиралась составом пинен + даммарный лак (4:1) при помощи ватного тампона.
В результате выявлены:
0 - авторский слой
00 – авторская потемневшая олифа
1 – слой записи тёмно-коричневого цвета
2 – слой потемневшей олифы
Так же выявлено различие контуров авторского слоя.
Фотофиксация
Для отработки методики раскрытия выбран участок ниже контрольного. При помощи ватного тампона нанесён состав диметилсульфоксид + пинен (1:2). Время экспозиции 5мин. Результат неудовлетворительный.
При помощи ватного тампона участок был притёрт составом этиловыи спирт + вода (1:1), затем наносился раствор диметилсульфоксида с пиненом (1:1). Время экспозиции 5мин. Результат – слой записи частично размягчён.
Раскрытия проводилось послойно, вниз от контрольного участка, при помощи скальпеля с контролем в микроскоп с довыборкой всухую.
Для удаления слоя перелевкаски (2) выбрана методика смачивания слоя тёплой водой при помощи ватного тампона и последующее утоньшением размягчённого слоя скальпелем. Для удаления слоя охристой записи (5) выбрана методика – нанесение при помощи ватного тампона диметилсульфоксида, время экспозиции 5мин.
Поверхность притиралась составом даммарного лака + пинен (1:4) при помощи ватного тампона.
Продолжение послойного раскрытия авторской живописи от поздних записей по отработанной методике вниз от вышеуказанного места.
В результате обнаружен авторский слой с изображением одежд оранжевого цвета с ассистом (выполненным золотом). В местах утрат ассиста, частично, наблюдается слой поздней записи охристого цвета, частично повторяющий рисунок ассиста. Вдоль края изображения одежд обнаружена опись чёрного цвета.
Продолжение послойного раскрытия вправо и вниз по отработанной методике. В результате обнаружен авторский слой изображения плаща тёмно-бордового цвета с наличием ассиста (выполненного золотом), в местах утрат которого, частично, наличие охристой записи (повторяющий рисунок ассиста). Так же обнаружены потёртости авторского слоя и поздние вставки, отличающиеся по цвету и тону (намного темнее) от авторского слоя.
Фотофиксация
Послойное раскрытие изображения ноги:
30 – слой поздней потемневшей олифы
3 – слой поздней записи с искаженным рисунком ноги.
2 – слой записи тёмно-коричневого цвета
1 – слой записи охристого цвета
0 – авторский слой
Фотофиксация.




Исследования нижних слоёв красочного слоя. Рентгенограмма.
Исследование фрагмента в инфракрасном свете Левкас меловой
Рентгеновские снимки изобржения ноги и одежды ничего не показали. Т.к. поздняя запись очень плотная.
Снимок фрагмента с изображением ноги в инфракрасном свете: после того как поздние слои записи были утоньшены снимок показал наличие отдельных фрагментов живописи на изображении ноги.
Макросъемка шурфов
До
СВ.Апостол Андрей 15в - макросъемка шурфов
В процессе

После

Фрагмент №1
До

В процессе

30 – слой поздней потемневшей олифы
3 – слой поздней записи с искаженным рисунком ноги.
2 – слой записи тёмно-коричневого цвета
1 – слой записи охристого цвета
0 – авторский слой
После

С уважением, Елена

Средняя оценка
(10 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
222
points

Елена Владимировна,Вы прошли замечательную школу. Практически,образцовый отчет.

С уважением Владимир Сорокин

216
points

старалась!
сейчас уже нет возможности прикоснуться к 15веку.....в основном 20в приносят на реставрацию,в лучшем случае 18:)

С уважением, Елена

225
points

Елена Владимировна,у Вас вся жизнь впереди.Наверняка будут предметы не худшего достоинства.Хотя,прекрасно Вас понимаю.Однажды соприкоснувшись с древними предметами и "прощупав" их руками,проглядев в микроскоп многосложные покрытия и каждый оттенок красочного слоя, со временем начинаешь ностальгировать по древности.У меня был печальный опыт соприкосновения с древностью. Я работал у  частника на предметах  15-16 веков.Вещи были исключительные, работать-одно удовольствие. Старые реставраторы знают,насколько благодатны древние вещи в работе: любой вклад в такие произведения всегда эквивалентен благодарности этих предметов,они оживают в твоих руках (с поздними предметами такое явление встречается реже).Но, к сожалению,поскольку предметы были коммерческого использования (хотя и прошедшие экспертизу в музеях), у меня не осталось ни фотографий, ни отчетов. Даже книга Брюсовой по этому собранию вышла настолько минимальным тиражом,что просто разошлась в подарок.Но зато есть,что вспомнить...

С уважением Владимир Сорокин

185
points

Эту икону до сих пор еще раскрывают! сегодня только на нее смотрела!

Отправить комментарий

документаци_:
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.