Богоматерь Утоли мои печали. 18-19в

Аватар пользователя Елена Кислицына
Богоматерь Утоли мои печали. 18-19в. До реставрации.
Фото до реставрации: 
Богоматерь Утоли мои печали. 18-19в. До реставрации.
Богоматерь Утоли мои печали. 18-19в. После укрепления,раскрытия и восполнения утрат левкаса.
Фото в процессе реставрации: 
Богоматерь Утоли мои печали. 18-19в. После укрепления,раскрытия и восполнения утрат левкаса.
Богоматерь Утоли мои печали. 18-19в.
Фото после реставрации: 
Богоматерь Утоли мои печали. 18-19в.
Произведение принадлежит: 
музею
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

Икона в аварийном состоянии. Отставание левкаса и красочного слоя от основы в виде вздутий, сопровождающееся шелушением красочного слоя и грозящее осыпями. Утраты левкаса и красочного слоя . Изображение частично находится под записями, заходящими на авторскую живопись. По всей поверхности видны поздние вставки грунта коричневого цвета(предположительно следы поздней реставрации). По полям изображения вставки из воска . Икона находится под слоем пожелтевшего лака, спаявшегося с пылевыми загрязнениями. Общее пылевое загрязнение.

Состояние до реставрации: 

Тыльная сторона: щит иконы, размером 68*56,4*2,6см состоит из трех досок. Левая размером 68*16*2,6 см, средняя- 68*22,8*2,6см, правая- 68*17,1*2,6см. Доски обработаны рубанком.
Шпонки врезные, встречные ,сквозные : верхняя размером 3,8-3,4*57,2 см
Нижняя 3-3,6*57,2 см.
Основа имеет отщепы по верхнему и нижнему краям. Основа, шпонки и торцы закрашены краской коричневого цвета, наблюдается ее шелушение . По всей поверхности видны следы краски черного и белого цвета в виде капель и подтеков.
В верхней части правого торца бумажная наклейка
На нижней шпонке надпись черной краской ПКГ
89-ик
В нижней части левой доски надпись краской черного цвета 89-ик. В нижней части правой доски надпись КП-1184.
Общее пылевое загрязнение.
Лицевая сторона: икона без ковчега. В правой верхней четверти, на изображении фона проявился сучек.
Паволока: полотняного плетения, белая, лежит по всей поверхности.
Левкас: клеемеловой, средней толщины, белого цвета, рыхлый. Связь с основой неудовлетворительная. Отставания левкаса от основы в виде вздутий, грозящих осыпями: в левой верхней четверти, на изображении фона с заходом на изображение нимба Богородицы
17*3 см;
В центральной верхней части, на изображении нимба Богородицы 3,5*4 см;
В левой части, на изображении мафория Богородицы 14*2,5 см и 21*3,6 см;
На изображении правой руки Богородицы 4*0,7 см;
В нижней части, на изображении молитвы 12,5*5,5 см
В правой части, на изображении нимба Иисуса, а так же одежд Богородицы 34*2,5-3 см.
Отставания левкаса от основы по всему периметру изображения.
Утраты левкаса на изображении полей, а так же в нижней части, на изображении левой руки Богородицы с заходом на изображение молитвы.
По всей поверхности мелкосетчатый кракелюр.
Поздние вставки левкаса коричневого цвета(предположительно следы поздней реставрации)
Вставки воска по периметру изображения, а так же
Красочный слой: техника выполнения-масляные краски, золочение. Изображение частично находится под поздними записями, заходящими на авторскую живопись(предположительно следы поздней реставрации): Утраты красочного слоя соответствуют утратам левкаса. Шелушения красочного слоя по всему периметру изображения. Мелкосетчатый кракелюр по всей поверхности; потертости на изображении полей.
Покрывной слой: Изображение находится под слоем пожелтевшего лака, спаявшегося с пылевыми загрязнениями.

Методика: 

Фотофиксация, описание сохранности.
Воск был удален механическим способом при помощи скальпеля.
Укрепление левкаса и красочного слоя проводилось 5% раствором заячьего клея при помощи папиросной бумаги (предварительно поверхность обрабатывалась раствором этилового спирта с водой в пропорции 1:1) .После чего В места отставаний были сделаны проколы и подведен 8% раствор заячьего клея .Поверхность запрессовывалась.
Удаление пылевых загрязнений с тыльной стороны иконы проводилось 2% раствором детского мыла с водой при помощи щетинной кисти. Поверхность вытерта насухо.
Удаление профилактических заклеек папиросной бумаги проводилось при помощи греческой губки, смоченной в теплой воде. Поверхность вытерта насухо.
Для пробного раскрытия авторской живописи был выбран участок в правой нижней четверти, на изображении поля, с заходом на изображение фона.
Проба № 1 : для раскрытия золочения использовался состав медицинского спирта с пиненом (1:1) . Результат удовлетворительный- слой олифы удален.
Проба № 2 : для раскрытия авторской живописи использовался состав диметилсульфоксид с пиненом и этиловым спиртом(1:1:1). Результат удовлетворительный.
Фотофиксация.
Раскрытие проводилось по всей поверхности по пробе № 1 и пробе №2.
Фотофиксация.
Т.к при раскрытии авторской живописи открылись поздние вставки левкаса, отличающиеся по цвету от авторского , были сделаны шурфы(где видно, что перелевкаска лежит по утратам авторского слоя) проведена фотофиксация после чего вставки были удалены при помощи скальпеля.
Повторное укрепление проводилось на изображении одежд Богородицы, а так же на нижнем поле по методике, описанной в пункте 3. В места отставаний красочного слоя и левкаса от основы был подведен состав 8% клея с 8% ПВС. Поверхность запрессовывалась.

Восполнение утрат левкаса проводилось в пределах утрат составом 10 % заячьего клея с «отмученным» мелом.
Фотофиксация.
Икона была покрыта составом даммарного лака с пиненом(1:1)
Восполнение утрат живописи проводилось темперными красками»Мастер Класс» в пределах утрат, с элементами реконструкции. Восполнение утрат серебра на полях проводилось твореным серебром в пределах утрат.
Фотофиксация

С уважением, Елена

Средняя оценка
(11 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
179
points

хорошая работа. я не иконщик, но реставрацию темперки видел.

Restavrador

239
points

Спасибо!особенно ценно мнение реставраторов!

С уважением, Елена

176
points

Это обман зрения, или в процессе реставрации вы увеличили число потерь красочного слоя и грунта по вздутиям?

248
points

:)нет,это неотмытый левкас:)

С уважением, Елена

231
point

Спасибо,Лешь!эта икона сейчас висит в экспозиции в нашей картинной галерее:)

С уважением, Елена

163
points

так и подумал, глядя на икону - если можно так выразится "южно-русские письма" ("...времён Очакова и покоренья Крыма..."))), - картуш снизу способствует подобным мыслям...

Отправить комментарий

соци_логия:
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.