ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Из истории реставрации Янтарной Комнаты (опыт международных контактов)

Журавлев А.А.
Журавлев Александр Александрович
Реставратор высшей категории,
член Союза Художников РФ,
директор и художественный руководитель
воссоздания Янтарной Комнаты
в период с 1981 по 1997 год.

В 1981 году распоряжением Совета Министров РСФСР объединению «Реставратор» было поручено воссоздать интерьер Янтарной комнаты Екатерининского дворца (Ныне ГМЗ «Царское Село») в г. Пушкине. В состав объектов, подлежащих восстановлению, входили: живописный плафон, деревянная позолоченная резьба, бронзовые бра, наборный паркетный пол и янтарные панели.

По подсчетам автора проекта воссоздания Янтарной комнаты – архитектора Кудринского А.А. на панелях в «чистом весе» должно было находиться около 860 кг янтарного резного убранства. Сметным отделом объединения «Реставратор» был выполнен сметно-финансовый расчет всех видов работ, учитывавший заработную плату, оборудование и янтарь, с учетом его подорожания. Общая сумма на август 1983 года составила 4,5 миллиона рублей. Все расходы городские власти брали на себя, а Совет Министров РФ обязал Калининградский Янтарный комбинат регулярно поставлять высококачественное сырье (янтарь 1 класса и уникальный).

В 1981 году Управление культуры Исполкома Ленсовета назначило Журавлева А.А. – автора статьи – начальником участка по воссозданию янтарных панелей Янтарной комнаты. Подрядчиком выступила мастерская №2 объединения «Реставратор». Самыми первыми работниками были: бригадир Ванин А. П., Крылов А.М., Волков В.Б., Домрачев В.М., Петров Н.Г. и Жирнов В.М., ставшие впоследствии ведущими специалистами всей янтарной мастерской.

С сентября 1983 года благодаря помощи Матвиенко В.И., у реставраторов появилось свое помещение.

Для контроля над ведением работ и апробированию методик по воссозданию янтарных панелей, флорентийских мозаик, реставрации произведений из янтаря XVII – XVIII веков из коллекции Екатерининского дворца был создан Научно-Художественный совет по воссозданию Янтарной комнаты, куда вошли видные деятели культуры, известные художники и искусствоведы, научные работники и криминалисты из Москвы и Ленинграда.

Все понимали грандиозность проекта, заседания проходили бурно, и взгляды на способы воссоздания Янтарной комнаты были порой абсолютно противоположны, поскольку на момент начала работ определенной концепции воссоздания Янтарной комнаты еще не существовало; была лишь уверенность в реальности поставленной цели. Эта уверенность основывалась на имевшемся уже тогда опыте работы с янтарем, поскольку за период с 1979 по 1981 год группой реставраторов, в составе которой находились Журавлев А.А., Ванин А.П. и Крылов А.М. для экспозиции «Янтарь XVII – XVIII веков» в Музее Янтаря г. Калининграда были выполнены четыре фрагмента Янтарной комнаты в масштабе 1:1, а так же копии изделий из коллекций Государственного Эрмитажа, Екатерининского и Павловского дворцов, Оружейной Палаты Московского Кремля. В это же время этой же группой были отреставрированы янтарные шкатулка и зеркало Петра 1 из коллекции Государственного Эрмитажа, а так же посох и распятие из Оружейной Палаты, подаренные Музею Янтаря. Важно подчеркнуть, что при работе над этой экспозицией отрабатывалась технология художественной обработки янтаря, использовавшаяся в дальнейшем при воссоздании панелей Янтарной комнаты.

Одной из основных проблем, стоявших перед Научно-Художественным Советом, был вопрос о цветовой палитре будущих янтарных панелей. Для решения этого вопроса нам было необходимо обратиться за помощью к зарубежным коллегам   - полякам и немцам, традиционно занимающихся янтарем. Опыт общения с польскими и немецкими мастерами дал уверенность в том, что наши поиски идут в правильном направлении, но, к сожалению, к этому времени многие секреты мастерства и технологии, в том числе и окраски янтаря, были уже утеряны. Однако беседа весной 1984 года в г. Гданьске с создателем янтарной коллекции изделий XVII – XVIII веков в замке Мальборка госпожой Яниной Грабовской и профессором Торуньского университета господином Веславом Домасловским окончательно убедили нас в том, что янтарь красили, однако рецепт его окраски оставался тайной. Приоткрыть завесу этой тайны помогли архивные данные, такие как, например, донесение поручика Андриянова от 3 августа 1762 года о варении янтаря при изготовлении и монтаже Янтарной комнаты в Царском Селе: « Сего потребно к янтарным работам для варения янтаря масло репного 12 фунтов, для мытья вареного янтаря мыла 4 фунта, гуммимастики 2 фунта, свеч простых сальных - 100 для дачи мастерам в ночное время»(1). В результате, методики по реставрации шкафа – кабинета XVIII века, переданные польскими реставраторами, найденные архивные данные, заключение специалистов кафедры технологии органических красителей Ленинградского технологического института им. Ленсовета легли в основу решения Научно-Художественного Совета о воссоздании Янтарной комнаты в колорите на время ее изготовления в Царском селе. Технологическому институту совместно с объединением «Реставратор» было поручено разработать методику окраски янтаря, результатом чего в 1988 году стала кандидатская диссертации (Ачкасова Н.А.) и два авторских свидетельства на изобретение способа окраски янтаря(2), достоинством которого является отсутствие вредного воздействия на поверхность камня и его долговечность.

Для практического подтверждения результатов проведенных работ весной 1988 года была организована поездка в г. Дрезден в музей Grünes Gewölbe, славящийся своей коллекцией произведений из янтаря XVII – XVIII веков, в числе которых находится знаменитый шкаф-кабинет высотой 209 см, выполненный в 1725 году кенигсбергскими мастерами, и являющийся ближайшим аналогом Янтарной комнаты. Цель поездки заключалась в том, чтобы вместе с немецкими коллегами, в том числе с доктором Менцхаузеном, составить цветовую палитру, которая бы соответствовала палитре шкафа-кабинета, для чего заранее были подготовлены колорированные пластинки янтаря. Эти образцы и явились эталонами цвета в проекте воссоздания Янтарной комнаты архитектора Кедринского А.А. 

Не менее сложной проблемой обернулось и воссоздание четырех флорентийских мозаик с изображением аллегорий пяти человеческих чувств («Зрение», «Слух», «Вкус», «Осязание и обоняние»), подаренных Елизавете Петровне императрицей австрийской Марией-Терезией.

В России работа по цветному камню в технике флорентийской мозаики не имела глубоких традиций, поэтому сведения об этой технологии были весьма скудные, в наших руках находились лишь черно-белые фотографии, и была известна фамилия итальянского художника Панини. Но попытки найти среди его работ изображения данных мозаик оказались безуспешны.

Однако весной 1984 года со слов сотрудника Екатерининского Дврца Г. Ходасевич стало известно, что в Мюнхенском издании Лукомского «Царское Село» есть упоминание о флорентийских мозаиках, где говорилось, что подобные мозаики находятся в замке Шёрнбрюн близ Вены. Благодаря неоценимой помощи профессора Махачека из Вены мы получили в распоряжение около 50 ксерокопий флорентийских мозаик из различных музеев, в том числе и хранящихся в резиденции Хофбург в Вене. Среди них обнаружились и заветные четыре мозаики, но с небольшими отличиями на заднем плане. Стараниями господина Махачека и главного хранителя Венского Музея истории искусств доктора Дистельбергера мы узнали, что оригиналы, т.е. живописные картоны, с которых и выполнены мозаики, хранятся во Флоренции в музее «Петра Дуре»; однако изготовление самих мозаик нам советовали заказать в мастерских этого музея, обосновывая это тем, что изготовление подобных произведение без опытных мастеров – большой риск.

Но решение было уже принято, и, собирая необходимую для работы цветовую палитру, мы объездили множество месторождений цветного камня в России. Большим подспорьем в этой работе стала одна из мозаик из коллекции дворца – «Вид порта в Ливорно», явившейся аналогом утраченных мозаик.

Российские мастера-камнерезы – Козлов В.М. и Игдалов Б.П. провели большую подготовительную работу по подбору камня и реставрации мозаичных итальянских столешниц XVIII века. Криминалистическая лаборатория под руководством Бондаренко И.И. определила состав мастик, на которые крепился к основе цветной камень.

И вот, в апреле 1987 года состоялась поездка во Флоренцию, туда, где когда-то были выполнены эти мозаики, и где находились живописные картоны. В состав делегации входили: Марченко А.В. – главный инженер объединения «Реставратор», Журавлев А.А. – художественный руководитель мастерской, Игдалов Б.П. – мастер-камнерез. Благодаря ведущему научному сотруднику музея госпоже Джусси мы узнали, что автором мозаик является Джузеппе Дзокки, мастерской руководил Луи Сириес, а основным заказчиком был венский императорский двор. В дополнение ко всем сведениям, которые мы получили в мастерской музея, в октябре 1987 года были получены четыре прекрасных больших слайда с живописных картонов, и сразу же в фотолаборатории Государственного Эрмитажа господином Теребениным были выполнены цветные фотографии в натуральный размер, которые и стали эталоном для проектов и работы в камне.

По привезенным материалам, доложенным Научно-Художественному Совету, было принято решение изготовить цветовой эталон – фрагмент оригинальной мозаики «Вид порта в Ливорно» для сравнения его с мозаиками, хранящимися в резиденции Хофбург в г. Вене, для чего была организована поездка в Вену, состоявшаяся в конце 1989 года.

Результаты поездки, методики, цветные эталоны, рецептура мастики, большой запас самоцветного сырья, привезенного со всех концов России – все это дало возможность приступить к выполнению мозаик.

В заключение хотелось бы выразить благодарность всем людям, оказавшим бескорыстную помощь в воссоздании Янтарной комнаты: наших зарубежных коллег, а так же сотрудников объединения «Реставратор» и Екатерининского Дворца, научных сотрудников Технологического института, института «Научфанпром», института Земной коры ленинградского Университета, лаборатории фотограмметрии института ВНИИМИ, специалистов Криминалистической лаборатории г. Санкт-Петербурга, сотрудников ГИОПа, искусствоведов и хранителей Государственного Эрмитажа, Русского Музея, музея Этнографии, Оружейной Палаты Московского Кремля, Третьяковской галереи, Музеев Янтаря в г. Калининграде и Паланге и многих-многих других.

 


(1) Из фондов РГИА Ф. 487, оп 12, д 119, л 2.

(2) Авторские свидетельства № 1329058 и № 1391174 Ельцов А.В., Ковжина Л.П., Ачкасова Н.А., Иванов П.М., Журавлев А.А., Тучинский С.Г.

Первоисточник: 
интернет
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.