Для чего нужны дневниковые записи реставраторов?


197
points

Многие реставраторы уже знакомы с книгой Филатова Виктора Васильевича "Помню много". Книга является своеобразным завещанием талантливого педагога и  реставратора.Опрос возник под впечатлением от прочитанного.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
360
points


Помню, когда меня учили оформлять реставрационные дневники, мой руководитель сказал мне:"Хватит мудрить. Реставратор должен быть как чукча: что вижу, то и пою". С тех пор именно по этому принципу я и оформляю дневники. Может быть у кого-то есть иные рецепты?

С уважением Владимир Сорокин

242
points

Согласна.
Да и вообще, КАЖДАЯ вещь,попавшая в реставрацию, уникальна и требует своего подхода.Невозможно все делать по заданной программе:)) Вот потому-то и считаю важным записывать ВСЕ - мелочи бывают очень важны впоследствии ..иногда они приводят к чему-то большему:)
Думаю,что у каждого реставратора есть свои ,наработанные годами ,"секретики мастерства";)) Все приходит с опытом,а его надо записывать,чтобы не забывать и развиваться.

335
points


Не смог удержаться, даю выдержки из последних записей Филатова (мне показалось,там указана значимость рабочих записок):
"На этом и закончилась «моя личная оттепель», пришедшаяся на время начала большой оттепели в стране. Она была недолгой, моя личная оттепель, продолжалась всего-навсего десять лет... хотя, конечно, десять лет в составе человеческой жизни — срок немалый. А предшествовали ей долгие годы лишений, страданий и унижений, когда я жил, скрывая от всех вокруг любые сведения о моем происхождении и судьбе родителей, постоянно готовый к тому, что мне укажут на дверь или, еще того хуже, запрут дверь изнутри.
Право быть вместе со всеми я, в отличие от многих и многих других, не получил при рождении — это право мне пришлось заслужить и доказать, пройдя войну. Я не думал о том, каким образом и в какой форме мне это зачтется — и зачтется ли вообще. Но по окончании войны они «простили» меня, хоть я и не знаю, кто эти они. Тогда я еще не понимал, что полностью и навсегда прощает только Бог и что у людей короткая память. Сегодня они прощают тебя, а завтра забывают о том, что простили, — и ты снова виновен, даже если не знаешь своей вины.
Они «простили» меня на десять лет. Но за эти десять лет жизнь успела подарить мне столько впечатлений, что хватило на всю оставшуюся жизнь, и я уже никогда потом не зависел ни от их милости, ни от их гнева. За десять лет я увидел то, что хотел увидеть, и пережил то, что хотел пережить. У меня есть двадцать четыре блокнота с записями и множество фотографий — и, хоть иногда и не верится, что летописцем и фотографом был я сам, записям и фотографиям в конце концов удается убедить меня в этом.
Я давно уже решил довести книгу моих воспоминаний до «последней Италии» — и остановить ее вместе с поездом на Киевском вокзале. Потому что поезд этот ввез меня в жизнь, которую помню не один я. Другие помнят ее тоже: им и писать о ней. Ведь ценность человеческой памяти определяется не объемом воспоминаний — она определяется их возрастом. Возраст моих воспоминаний гораздо преклонней возраста воспоминаний большинства моих современников — в этом и состоит ценность моей памяти. Если Брешко-Брешковская была «бабушкой русской революции», что так смешило меня в детстве, то я без тени улыбки называю себя «сыном русской революции»... нет, видимо, все-таки «пасынком русской революции», учитывая сложный характер наших взаимоотношений. Я видел двадцатые годы, пережил тридцатые, воевал в сороковые и радовался потеплению в пятидесятые: только об этом я и рассказал в этой книге.
Советский Союз на самом высоком и беспощадном витке своего развития оттолкнул меня так же, как оттолкнула послереволюционная действительность. И только уже в девяностые годы они опять решили простить меня — правда, теперь, мне уже не требовалось их неумелого «прощения». Пусть простит меня Тот, кто умеет прощать — полностью и навсегда."
 Виктор Филатов

С уважением Владимир Сорокин

237
points

Потрясающе! Я восхищаюсь этим человеком.

С уважением,
Ольга Третьякова

352
points

я рад, что Филатов не дожил до сегодняшнего дня и не видит результатов опроса, по поводу реставрационных дневников

225
points

Уважаемый Владимир Иванович, комментарий Ваш циничен,но верен лишь отчасти.Книга написана на основе "ДНЕВНИКОВЫХ записей", а значит так же является документом эпохи. Уверен, будь жив Виктор Васильевич,он бы понял все правильно.

С уважением Владимир Сорокин

253
points

Несмотря на то, что я в своей жизни столкнулась с фактом, что дневник это компромат на реставратора, но все-таки считаю, чте вести его надо, т.к. пользы от этого значительно больше, чем вреда. И не только для наших потомков, но и для нас самих, ведь, если ты попал в реставрацию по судьбе, то будешь в ней до скончания века. Мой покойный муж, известный реставратор А.П.Некрасов говорил, что кроме общего дневника на объекте, который ведет старший специалист, каждый должен вести свой "колдун". Так он называл дневники. У В.В.Филатова их было 24. С уважением Л.П.Б.

236
points

В.В. Филатову удалось многое, но было бы не верно приписывать это удаче или любви к записям о реставрации. Талантливый и литературно одаренный исследователь прижизненно осуществил один из главных своих трудов: биографию реставратора XX века, включая отрезок времени практически столетия. Дневник есть техническая документация. сухая констатация факта, фиксирующая время и место проведения определенных реставрационных мероприятий. Научная биография питается целым комплексом источником. дневники реставрационные, несомненно имеют важное значение, но разделяя дневники рест. и личные не стоит забывать, что последние, есть личное переживание автора и в источниковедении называются "источниками личного происхождения".
Книга В.В. Филатова является на мой взгляд замечательным литературным произведением, безусловно посвященном реставрации, но предназначенном гораздо большему кругу читателей.

240
points

преклоняюсь перед фактом ответственности творящих

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.