ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

53. При отсутствии каких-либо сведений следует писать: неизвестно, не изменилось, не выяснено.
54. Описание выполняет реставратор, привлекая к этой работе научных сотрудников

Описание выполняют как приложение к "Реставрационному паспорту художественного произведения" на отдельных листах в количестве 3-х экземпляров.

ВНИМАНИЕ! Если при выполнении описания окажется, что некоторые пункты его дублируют паспортные рубрики, в последнем делают отсылку на приложение.

На следующей странице мы приводим образец титульного листа.

Раздел А. Технико-технологические характеристики памятника.

Здесь должны быть отражены основные сведения о первоначальном состоянии произведения (его технологические особенности, структура и манера письма).

I.Характеристика первоначальной основы (особенности формы, количество частей, порода дерева, способ крепления, характеристика шпонок, способ обработки оборота, торцов, боковых сторон, наличие сорочки, одновременной созданию произведения; наличие и характер ковчега, лузги, размеры полей, профиль лузги; наличие и характеристика паволоки; наличие и характеристика грунта.

ВНИМАНИЕ! В случае изменения авторской формы и размеров основы указать предполагаемые.

II. Техника авторского красочного слоя: желтковая темпера, клеевые краски, золочение, серебрение, "двойник", цветные лаки.

III. Состав авторского покрытия: олифа, белковое покрытие и проч.

IV. Описание основных колеров.(1

Названия колеров располагают в спектральном порядке, начиная с жёлтого, кончая чёрным и белым. (2

Описывая доличное письмо, указывать, на каких частях изображения имеется тот или иной колер, в чистом виде или смеси.

Описывая личное, - указывать состав санкиря, состав охрения, состав пробелов, состав обводки рисунка.

V. Манера письма.

1. Доличного письма: есть ли графья, есть ли подготовительный рисунок, отличается ли он от окончательного; характер красочного слоя (тонкий, плотный, равномерный, пастозный, жидкий, мазками указать, на каких участках); каков общий характер (живописный, графичный), есть ли преобладание одного цвета или живопись построена на контрастных цветах.

2. Личного письма: санкирь (его цвет, оттенок, как нанесён - прозрачно, плотно), охрение (оттенок, как нанесено - прозрачно, плотно или тонко, пасто-зно); какую площадь по отношению к санкирю занимает (нанесено ли охрание малой площадью или по всей поверхности лика); характер границ между санкирём

и охрением (чёткая, стушёванная, сплавленная); пробела (тонкие, пастозные, длинные, короткие); волосы (цвет, характер разделок прядей, локонов, характер причёски); зрачки (цвет, форма, как подчёркнуты); нос (форма); уста (форма, оттенены ли); есть ли подрумянка, её характер; характер завершающего рисунка (тонкий, грубый, широкий живописный, плотный, жидкий).

3. Аналогии подобной манеры письма (если известны, указать их).

4. Атрибуционные выводы (век, традиции письма).

Раздел Б. Сюжетно-композиционная (иконографическая) Характеристика памятника(3.

I. Указать тип иконы:

- по её месту в интерьере (моленная-пядница, аналойная, иконостасная - местного, деисусного, праздничного, пророческого ряда; настолпная, врата, дверь, складень);

- по сложности композиции (одночастная-односюжетная, многочастная, с клеймами, с изображением на полях, с изображением на раме, двухрядная и др.).

II.Соответствует ли название иконы изображению (если нет, то почему - неправильно названа в документах или открылось новое изображение). Если икона многочастная или с клеймами (жития, деяний), то перечислить название частей, клейм в соответствующем порядке. Дать название иконы в соответствии с изображением.

III. Что представляет собой изображение. Дать описание композиции, отмечая особенности, имеющие символическое и иконографическое значение.

1. Цвет фона, цвет полей, наличие и характер филёнки (одинарная, двойная, по всему периметру, в ковчеге), цвет филёнки.

2. Цвет нимбов, характер их очертания (обводкой киноварной, жемчужной, двойной, одинарной; графьёй - двойной, одинарной; орнаментирован, с каменьями, кресчатый); если изображена мандорла, какова её форма, цвет. Чьи изображения не имеют нимбов.

3. Положение фигур, фигуры (оглавная, поясная, в рост, в молении - и кому, - сидящая на престоле, лежащая на одре, сидящая на коне и др.), указать возраст изображённого (юный, средовек, старец; то же относится к женскому изображению).

4. Положение рук ( в молении, в жесте адорации, благославляющие - имясловно, триперстно; сложенные на груди, покрытые одеждой, держащие младенца, держащие свиток - развёрнутый, свёрнутый, книгу - раскрытую, закрытую - указать цвет обреза книги,- чашу - с чем, ковчежец, храм, крест, копьё, меч, поводья и др.).

5. Описание одежд, есть ли на одеждах орнаменты.

6. Сопутствующие изображения: позём (одинарный, двойной, с травами, с орнаментом; на каком уровне фигуры находится его граница, чем граница отмечена); характер горок, растительности; есть ли изображения птиц, коней или других животных, являются ли символическими изображениями или реалиями; характер архитектурных элементов; есть ли и как изображены различные предметы: троны, столики, орудия труда, кувшины, утварь, кадильницы, лампы и др.; есть ли изображения облаков, характер их написания, есть ли картуши; какие предметы отмечены ассистом.

IV. Известны ли иконографические аналогии, к какому времени относится извод данной иконографии.

V. Дать зарисовки всех встречающихся орнаментов, в том числе рясна и звёзд на мафории Богоматери; на тканях и одеждах, на троне, на позёме, на полях и др.; очертания картушей. Указать аналогии. Дать зарисовку орнамента оклада, орнамента на сорочке и паволоке.

VI. Дать зарисовки всех надписей, отметив их цвет и цвет окружающего фона; указать, чем они выполнены (кисть, перо), высоту строк, наличие строчной или буквенной графьи.

VII. Атрибуционные выводы (век, традиции письма).

ВНИМАНИЕ! Используя сведения из документа, каждый исследователь должен ссылаться на архивный номер паспорта и фамилии составителей описания.

__________

1) Следует различать понятия: пигмент (сухое красяшее вешество), краска (пигмент, стертый на связуюшем), колер (составленный цвет).

2) 1. Золото (твореное, листовое); серебро (твореное, листовое); двойник; олово; поталь; полимент красный, желтый и т. д.

Пигменты

2. Белила свинцовые.

3. Аурипигмент.

4. Реальгар.

5. Охра желтая.

6. Окра темная.

7. Охра типа сиены натуральной.

8. Киноварь.

9. Баканы (типа краплаков).

10. Охра красная.

11. Земляная коричневая типа сиены жженой.

12. Земляная коричневая типа капут-мортуум.

13. Земляная коричневая типа умбры жженой.

14. Земляная коричневая типа умбры натуральной.

15. Глауконит.

16. Зелень медная.

17. Зелень медная искусственная.

18. Натуральный малахит.

19. Азурит.

20. Лазурит.

21. Вивианит.

22. Индиго.

23. Черные (древесный уголь, копоть,. шунгит).

3) Составление этого раздела предполагает знание содержания ветхозаветных и евангельских тем, на которые писались иконы.

Первоисточник: 
Реставрация Икон. ВХНРЦ. М., 1993
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.