ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

О ПРИМЕНЕНИИ АКРИЛО-СИЛОКСАНОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ ДЛЯ КОНСЕРВАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ И КАМНЯ

Макарова Л.И., Маслов К.И.

Эпоха «новых синтетических материалов» в реставрации ознаменовалась в числе прочего использованием для консервации памятников акрило-силоксановых композиций. Посредством совмещения кремнийорганических соединений (КОС) и акриловых полимеров удалось получить консолиданты, обладающие особыми свойствами, и усовершенствовать некоторые консервационные технологии. Наиболее широкое распространение акрило-силоксановые композиции получили за рубежом, где они уже больше 30 лет используются для консервации каменной скульптуры и монументального декора.

Механизм «совмещения» и, соответственно, род связи элементов в акрило-силоксановых композициях возможен двух видов: КОС и акриловый полимер либо могут быть связаны в композиции химически, либо представлять собой механическую смесь компонентов.

В случае смешения химического взаимодействия между компонентами не происходит, однако имеет место взаимодействие компонентов смеси на уровне надмолекулярных структур: разнородные по своей природе компоненты образуют полимерную систему, представляющую собой так называемую «ВПС» — взаимопроникающую полимерную сетчатую систему1. В такой системе каждый из полимеров строит свою полимерную сетку, химически не зависимую от второго полимера, так как входящие в систему полимеры разнородны по своей природе и не могут вступать между собой в химическое взаимодействие. Кремнийорганическая составляющая образует в этом случае нерастворимую сетку, в которую «вплетены» линейные «нити» полиакрилата. Такая система в химии полимеров носит название полу-ВПС. Взаимопроникающая сетчатая система обладает свойствами, присущими каждому из ее компонентов в отдельности. Подобное явление наблюдается, в частности, при смешении Paraloid B72 — сополимера этилметакрилата и метилакрилата — и MTMOS — метилтриметоксисилана (мономера или частично полимеризованного, Dri Film 104).

В композициях второго вида, в состав акриловой компоненты которых входит акриловая или метакриловая кислоты (например БМК5 — сополимер бутилакрилата с метакриловой кислотой), возможно химическое взаимодействие продуктов гидролиза MTMOS с метакриловой кислотой по реакции:

Образующийся в результате этой реакции привитой сополимер, подобно композициям первого вида с полу-ВПС структурой, также обладает свойствами, присущими обоим компонентам в отдельности. Следует, однако, заметить, что образующийся сополимер содержит гидролизующиеся Si-O-C связи (аналогично MTMOS), в результате чего свойства такой композиции должны заметно отличаться от свойств смесей, подобных Болонскому коктейлю, в котором акриловый сополимер не содержит кислотных групп.

В 1960—1970-е годы, в период «бури и натиска» «синтетики», химиком-технологом ВЦНИЛКР (Всесоюзной центральной лаборатории консервации и реставрации музейных художественных ценностей, с 1979 - ВНИИР, с 1991 - ГосНИИР) А. В. Ивановой с коллегами или по ее рекомендациям испытывались в числе прочих синтетических материалов также и акрило-силоксановые композиции. В хронологически первой (1968 года) публикации, посвященной применению кремнийорганических соединений и водных дисперсий полимеров в консервации настенных росписей мавзолея Гур-Эмир (Узбекистан), упоминаются эксперименты с кремнийорганическими смолами, модифицированными акриловыми полимерами2. В статье владимирских специалистов, реставратора А. П. Некрасова и химика-технолога Л. Г. Балыгиной, в сборнике материалов Киевского совещания 1973 года упоминаются «соединения кремнийорганики и акрилатов № 21 и № 22», которые, по их свидетельству, подбирались А. В. Ивановой3.

Дальше экспериментов, однако, в 1960—1970-е годы дело не пошло и акрило-силоксановые материалы в реставрации монументальной живописи в то время не нашли применения4.

В 1960-е годы была предпринята попытка использовать акрило-силоксановые сополимеры для консервации бумаги. Соответствующие «консервирующие материалы» были предложены Н. Н. Яшвили5, однако нам неизвестно, применялись ли они реставраторами.

Мы не располагаем также сведениями, когда были введены в реставрацию и насколько широко распространены акрило-силоксановые композиции, которые упоминаются М. К. Никитиным и Е. П. Мельниковой в их книге «Химия в реставрации», изданной на излете советской эпохи, в 1990-м году6. Авторы рекомендуют применять подобные материалы:

— в качестве защитных пленок для живописи — К9 — 20 % , БМК-5 - 5 %7;

— для укрепления землебита — К9/БМК-5 (3:1)8;

— для консервации руинированных кладок и карбонатных пород - лак К921, смолы К42, К101 и ПБМА, БМК-5, 40БМ, 80БМ9;

— для укрепления частично разрушенной древесины — К921, К9 + МСН-7+ ПБМАнв10;

Авторы упоминают также — без указания, правда, области применения — следующие композиции на основе КОС: ПБМА+К9; ПБМА+К921;БМК-5+К911;

К сожалению, информация, содержащаяся в книге М. К. Никитина и Е. П. Мельниковой, не подкреплена соответствующими литературными ссылками.

В начале 1990-х годов смесь Этилсиликата 40 (ЭТ-40) и акрилового полимера БМК-5 была использована сотрудниками ГосНИИР Е. И. Антоновой, Б. Т. Сизовым и немецким исследователем С. Симоном для консервации мраморного надгробия князя Щербатова в Донском монастыре в Москве12. Компоненты смеси брались в соотношении: 1 объем этилсиликата на 2-6 объемов 5 % раствора БМК-5 в смеси этилового спирта и ацетона (1:1). Консолидант был использован для укрепления камня, в котором деструкция сочеталась с отслаиванием поверхностной корки. Так как введение полимерной добавки несколько уменьшило проникающую способность укрепителя, концентрацию ЭТ-40 пришлось, по словам исследователей, снизить с 30 до 20-10 % .

С 1990-х годов в лаборатории химических технологий реставрационных процессов ГосНИИР проводится работа по внедрению в реставрацию акрило-силоксановых композиций. В публикации В. И. Гордюшиной и Т. С. Федосеевой 1999 года сообщается об экспериментальной, работе по укреплению разрушенной древесины композициями «на основе кремнийорганических олигомеров — метилтриэтоксисилана, олигоорганосилоксана и олигоорганосилазана и акриловых полимеров — БМК-5, ГТБМА, сополимера бутилакрилата с винил ацетатом». Кремнийорганические и акриловые компоненты, по словам исследователей, подвергали совместному гидролизу. По результатам работы был сделан вывод, что наибольший укрепляющий эффект наблюдается при пропитке древесины 10 %-ным раствором силоксаноакриловой композиции в изопропиловом спирте13.

В дальнейшем сфера использования разработанного в лаборатории химических технологий «акрисила» была расширена. На основе «Акрисила 95 марки Б» был разработан «композиционный материал» для восполнения утрат музейных экспонатов из дерева и деревянной основы живописи14. В 2005 году, после испытаний на ускоренное старение образцов древесины с доделками на акрисиле, по свидетельству разработчиков, каких-либо изменений в этих образцах с 1998 года замечено не было. К сожалению, никаких деталей о составе и свойствах «Акрисила 95 марки Б» разработчики не сообщали, ограничиваясь лишь указанием на его «акрилат-кремнийорганическую» природу.

В 2006 году вышла статья О. Н. Беляевской и Г. Э. Вересоцкой, в которой описаны работы по консервации с использованием «Акрисила 50А» — одного из продуктов «совместного синтеза акрилового полимера с силазаном» — живописного панно на северном фасаде Политехнического музея15. В этой статье упоминается об укреплении в 2000 году 3 %-ным раствором Акрисила 50А фрагмента живописи на фасаде Успенского собора Московского кремля. Хорошее состояние укрепленных Акрисилом 50А росписей, наблюдаемое более 5-ти лет, пишут авторы, «говорит о возможности применения этого материала для укрепления красочного слоя». Они сообщают также, что по результатам исследования, проведенного в лаборатории (в рамках темы 2.8.2 за 2003 год), «глубина проникновения в грунт 5 %-ных составов с 50 %-ным содержанием кремнийоганической составляющей может достигать более 20 мм при максимальной степени насыщения и находится в прямой зависимости от плотности подложки и сочетания растворителей, использованных для приготовления составов».

По словам О. Н. Беляевской и Г. Э. Вересоцкой, укрепление и придание гидрофобных свойств живописи панно Политехнического музея было проведено следующим образом: «в соответствии с поставленной задачей — укрепление распыленного красочного слоя с верхней частью грунта с приданием им гидрофобных свойств — для проведения консервационных работ была использована серия растворов совмещенных акрилат-кремнийорганических соединений марки «Акрисил» с разным процентным содержанием акрилатов и кремнийорганической составляющей (5,30 и 50 %). Консервационные работы проводились по поверхности всех трех живописных композиций 2,5 %-ным раствором Акрисил 50А в смеси органических растворителей».

«Укрепление шелушений красочного слоя на центральной композиции «Семья», — пишут авторы, — проводилось в два этапа: 1 — предварительная пропитка 2,5 %-ным раствором Акрисил 50А в зависимости от состояния и толщины укрепляемого слоя (1-3 пропитки мокрым по мокрому); 2 — обработка 5 %-ным раствором Акрисил 70А в смеси органических растворителей (1-2 пропитки мокрым по мокрому)».

«После расчистки и обработки растворителем красочный слой был дополнительно укреплен 2,5 %-ным раствором Акрисил 50А».

Участки грунта с красочным слоем, отслоившиеся в результате морозного выветривания, и «выборочно» аварийные участки грунта вдоль трещин были укреплены 10 %-ным раствором Акрисил 50А, и на том же связующем выполнено восполнение утрат грунта.

После окончания работ стенопись в течение трех недель предохранялась от прямого попадания влаги.

Первоисточник: 
Сохраним памятники культуры! Сборник. Составитель и научный руководитель К.И.Маслов. М., 2009
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.