ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

О ПРИМЕНЕНИИ АКРИЛО-СИЛОКСАНОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ ДЛЯ КОНСЕРВАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ И КАМНЯ

Макарова Л.И., Маслов К.И.

Эпоха «новых синтетических материалов» в реставрации ознаменовалась в числе прочего использованием для консервации памятников акрило-силоксановых композиций. Посредством совмещения кремнийорганических соединений (КОС) и акриловых полимеров удалось получить консолиданты, обладающие особыми свойствами, и усовершенствовать некоторые консервационные технологии. Наиболее широкое распространение акрило-силоксановые композиции получили за рубежом, где они уже больше 30 лет используются для консервации каменной скульптуры и монументального декора.

Механизм «совмещения» и, соответственно, род связи элементов в акрило-силоксановых композициях возможен двух видов: КОС и акриловый полимер либо могут быть связаны в композиции химически, либо представлять собой механическую смесь компонентов.

В случае смешения химического взаимодействия между компонентами не происходит, однако имеет место взаимодействие компонентов смеси на уровне надмолекулярных структур: разнородные по своей природе компоненты образуют полимерную систему, представляющую собой так называемую «ВПС» — взаимопроникающую полимерную сетчатую систему1. В такой системе каждый из полимеров строит свою полимерную сетку, химически не зависимую от второго полимера, так как входящие в систему полимеры разнородны по своей природе и не могут вступать между собой в химическое взаимодействие. Кремнийорганическая составляющая образует в этом случае нерастворимую сетку, в которую «вплетены» линейные «нити» полиакрилата. Такая система в химии полимеров носит название полу-ВПС. Взаимопроникающая сетчатая система обладает свойствами, присущими каждому из ее компонентов в отдельности. Подобное явление наблюдается, в частности, при смешении Paraloid B72 — сополимера этилметакрилата и метилакрилата — и MTMOS — метилтриметоксисилана (мономера или частично полимеризованного, Dri Film 104).

В композициях второго вида, в состав акриловой компоненты которых входит акриловая или метакриловая кислоты (например БМК5 — сополимер бутилакрилата с метакриловой кислотой), возможно химическое взаимодействие продуктов гидролиза MTMOS с метакриловой кислотой по реакции:

Образующийся в результате этой реакции привитой сополимер, подобно композициям первого вида с полу-ВПС структурой, также обладает свойствами, присущими обоим компонентам в отдельности. Следует, однако, заметить, что образующийся сополимер содержит гидролизующиеся Si-O-C связи (аналогично MTMOS), в результате чего свойства такой композиции должны заметно отличаться от свойств смесей, подобных Болонскому коктейлю, в котором акриловый сополимер не содержит кислотных групп.

В 1960—1970-е годы, в период «бури и натиска» «синтетики», химиком-технологом ВЦНИЛКР (Всесоюзной центральной лаборатории консервации и реставрации музейных художественных ценностей, с 1979 - ВНИИР, с 1991 - ГосНИИР) А. В. Ивановой с коллегами или по ее рекомендациям испытывались в числе прочих синтетических материалов также и акрило-силоксановые композиции. В хронологически первой (1968 года) публикации, посвященной применению кремнийорганических соединений и водных дисперсий полимеров в консервации настенных росписей мавзолея Гур-Эмир (Узбекистан), упоминаются эксперименты с кремнийорганическими смолами, модифицированными акриловыми полимерами2. В статье владимирских специалистов, реставратора А. П. Некрасова и химика-технолога Л. Г. Балыгиной, в сборнике материалов Киевского совещания 1973 года упоминаются «соединения кремнийорганики и акрилатов № 21 и № 22», которые, по их свидетельству, подбирались А. В. Ивановой3.

Дальше экспериментов, однако, в 1960—1970-е годы дело не пошло и акрило-силоксановые материалы в реставрации монументальной живописи в то время не нашли применения4.

В 1960-е годы была предпринята попытка использовать акрило-силоксановые сополимеры для консервации бумаги. Соответствующие «консервирующие материалы» были предложены Н. Н. Яшвили5, однако нам неизвестно, применялись ли они реставраторами.

Мы не располагаем также сведениями, когда были введены в реставрацию и насколько широко распространены акрило-силоксановые композиции, которые упоминаются М. К. Никитиным и Е. П. Мельниковой в их книге «Химия в реставрации», изданной на излете советской эпохи, в 1990-м году6. Авторы рекомендуют применять подобные материалы:

— в качестве защитных пленок для живописи — К9 — 20 % , БМК-5 - 5 %7;

— для укрепления землебита — К9/БМК-5 (3:1)8;

— для консервации руинированных кладок и карбонатных пород - лак К921, смолы К42, К101 и ПБМА, БМК-5, 40БМ, 80БМ9;

— для укрепления частично разрушенной древесины — К921, К9 + МСН-7+ ПБМАнв10;

Авторы упоминают также — без указания, правда, области применения — следующие композиции на основе КОС: ПБМА+К9; ПБМА+К921;БМК-5+К911;

К сожалению, информация, содержащаяся в книге М. К. Никитина и Е. П. Мельниковой, не подкреплена соответствующими литературными ссылками.

В начале 1990-х годов смесь Этилсиликата 40 (ЭТ-40) и акрилового полимера БМК-5 была использована сотрудниками ГосНИИР Е. И. Антоновой, Б. Т. Сизовым и немецким исследователем С. Симоном для консервации мраморного надгробия князя Щербатова в Донском монастыре в Москве12. Компоненты смеси брались в соотношении: 1 объем этилсиликата на 2-6 объемов 5 % раствора БМК-5 в смеси этилового спирта и ацетона (1:1). Консолидант был использован для укрепления камня, в котором деструкция сочеталась с отслаиванием поверхностной корки. Так как введение полимерной добавки несколько уменьшило проникающую способность укрепителя, концентрацию ЭТ-40 пришлось, по словам исследователей, снизить с 30 до 20-10 % .

С 1990-х годов в лаборатории химических технологий реставрационных процессов ГосНИИР проводится работа по внедрению в реставрацию акрило-силоксановых композиций. В публикации В. И. Гордюшиной и Т. С. Федосеевой 1999 года сообщается об экспериментальной, работе по укреплению разрушенной древесины композициями «на основе кремнийорганических олигомеров — метилтриэтоксисилана, олигоорганосилоксана и олигоорганосилазана и акриловых полимеров — БМК-5, ГТБМА, сополимера бутилакрилата с винил ацетатом». Кремнийорганические и акриловые компоненты, по словам исследователей, подвергали совместному гидролизу. По результатам работы был сделан вывод, что наибольший укрепляющий эффект наблюдается при пропитке древесины 10 %-ным раствором силоксаноакриловой композиции в изопропиловом спирте13.

В дальнейшем сфера использования разработанного в лаборатории химических технологий «акрисила» была расширена. На основе «Акрисила 95 марки Б» был разработан «композиционный материал» для восполнения утрат музейных экспонатов из дерева и деревянной основы живописи14. В 2005 году, после испытаний на ускоренное старение образцов древесины с доделками на акрисиле, по свидетельству разработчиков, каких-либо изменений в этих образцах с 1998 года замечено не было. К сожалению, никаких деталей о составе и свойствах «Акрисила 95 марки Б» разработчики не сообщали, ограничиваясь лишь указанием на его «акрилат-кремнийорганическую» природу.

В 2006 году вышла статья О. Н. Беляевской и Г. Э. Вересоцкой, в которой описаны работы по консервации с использованием «Акрисила 50А» — одного из продуктов «совместного синтеза акрилового полимера с силазаном» — живописного панно на северном фасаде Политехнического музея15. В этой статье упоминается об укреплении в 2000 году 3 %-ным раствором Акрисила 50А фрагмента живописи на фасаде Успенского собора Московского кремля. Хорошее состояние укрепленных Акрисилом 50А росписей, наблюдаемое более 5-ти лет, пишут авторы, «говорит о возможности применения этого материала для укрепления красочного слоя». Они сообщают также, что по результатам исследования, проведенного в лаборатории (в рамках темы 2.8.2 за 2003 год), «глубина проникновения в грунт 5 %-ных составов с 50 %-ным содержанием кремнийоганической составляющей может достигать более 20 мм при максимальной степени насыщения и находится в прямой зависимости от плотности подложки и сочетания растворителей, использованных для приготовления составов».

По словам О. Н. Беляевской и Г. Э. Вересоцкой, укрепление и придание гидрофобных свойств живописи панно Политехнического музея было проведено следующим образом: «в соответствии с поставленной задачей — укрепление распыленного красочного слоя с верхней частью грунта с приданием им гидрофобных свойств — для проведения консервационных работ была использована серия растворов совмещенных акрилат-кремнийорганических соединений марки «Акрисил» с разным процентным содержанием акрилатов и кремнийорганической составляющей (5,30 и 50 %). Консервационные работы проводились по поверхности всех трех живописных композиций 2,5 %-ным раствором Акрисил 50А в смеси органических растворителей».

«Укрепление шелушений красочного слоя на центральной композиции «Семья», — пишут авторы, — проводилось в два этапа: 1 — предварительная пропитка 2,5 %-ным раствором Акрисил 50А в зависимости от состояния и толщины укрепляемого слоя (1-3 пропитки мокрым по мокрому); 2 — обработка 5 %-ным раствором Акрисил 70А в смеси органических растворителей (1-2 пропитки мокрым по мокрому)».

«После расчистки и обработки растворителем красочный слой был дополнительно укреплен 2,5 %-ным раствором Акрисил 50А».

Участки грунта с красочным слоем, отслоившиеся в результате морозного выветривания, и «выборочно» аварийные участки грунта вдоль трещин были укреплены 10 %-ным раствором Акрисил 50А, и на том же связующем выполнено восполнение утрат грунта.

После окончания работ стенопись в течение трех недель предохранялась от прямого попадания влаги.

Первоисточник: 
Сохраним памятники культуры! Сборник. Составитель и научный руководитель К.И.Маслов. М., 2009
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.