ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОПИРОВАНИЯ МРАМОРНОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Парфенов В.А.

Как известно, памятники не вечны, так как любые материалы, лежащие в их основе (будь то бронза, мрамор и даже гранит), с течением времени постепенно разрушаются.

Причиной тому служит влияние неблагоприятных факторов окружающей среды, которое значительно усилилось в последние десятилетия из-за плохой экологии. Кроме того, нередко памятники страдают и из-за покушений вандалов. Поэтому сегодня приходится с сожалением констатировать, что темпы разрушения столь высоки, что никакая превентивная консервация и реставрация не в силах остановить эти процессы. Самым логичным выходом из сложившейся ситуации является постепенная замена экстерьерных памятников (по крайней мере наиболее ценных из них) на копии с переносом оригиналов в закрытые музейные помещения. По этому пути уже давно пошли в Италии, где в музеи прячут шедевры эпохи Возрождения, а также в Греции, где подобным образом спасают античные статуи (здесь уместно вспомнить, например, изготовление копий знаменитых кариатид с портика храма Эрехтейон на афинском Акрополе). Интересен также и пример Франции, где еще в 1964 году заменили на копию скульптурную группу «Танец» (работа Жана-Батисты Карпо) с главного фасада здания «Гранд-опера».

Конечно, сама по себе идея замены оригинальной скульптуры копиями всегда вызывала и вызывает в обществе неоднозначное отношение, а порой и жаркие споры. Помимо аргументов, связанных с историчностью памятников и их ролью в цельности восприятия образа конкретного места, одним из главных аргументов противников этой идеи является тот факт, что современные копии чаще всего изготавливаются с использованием материалов и технологий, которые сильно отличаются от старинных. С этой точки зрения представляет интерес информация о новейших технологиях копирования скульптуры, которая может в корне изменить взгляд на эту проблему.

В последнее десятилетие за рубежом (в Италии, Великобритании, Австрии и ряде других европейских стран) все более широкое распространение получает технология копирования скульптуры из натурального мрамора, основанная на использовании камнеобрабатывающих станков с числовым программным управлением (ЧПУ) и трехмерных (3-D) сканеров1.

3-D сканеры — это малогабаритные переносные приборы, действие которых основано на использовании лазерных дальномеров или сложных проекционных оптических систем, формирующих растр (систему «бегущих» черно-белых белых полос на поверхности памятника), который несет в себе информацию о форме поверхности объекта2.

После компьютерной обработки данных измерений, полученных с помощью 3-D сканера, формируется так называемое облако точек, которое в виде графического файла в формате STL загружается в микропроцессор фрезерного станка с ЧПУ. По этим данным станок начинает постепенно (шаг за шагом — сначала очень грубо, а затем со все более высокой точностью) фрезеровать глыбу мрамора. После обработки заготовки на станке, которая занимает по времени от одной до трех недель (в зависимости от сложности объекта), производится «финишная» шлифовка и полировка поверхности. Несмотря на то, что обе эти операции выполняются не станком, а специалистом-скульптором вручную, человеческий фактор здесь полностью исключен, поскольку эта работа выполняется строго под контролем 3-D сканера.

Сканер позволяет контролировать соответствие поверхности оригинала и изготавливаемой копии в каждой отдельно взятой точке поверхности скульптуры в течение всего процесса «ручной» доводки. В итоге получается высокоточная копия, полностью идентичная оригиналу (точность соответствия не хуже 0,5 мм).

Перечислим основные преимущества описанной выше технологии.

Копия изготавливается из того же самого материала, что и оригинал памятника. В совокупности с полным соответствием формы и мельчайших деталей поверхности копии оригиналу это позволяет обеспечить практически абсолютную аутентичность.

Процесс изготовления копии является неинвазивным (полностью исключается любой контакт с поверхностью памятника). Это особенно актуально при изготовлении копий хрупких и сильно эродированных скульптур.

Использование 3-D сканирования и станка с ЧПУ позволяет значительно (в разы!) сократить время, необходимое для создания копии. Уменьшение доли «ручной» работы обеспечивает более низкую стоимость изготовления мраморной копии по сравнению с традиционными технологиями (вырубкой скульптуры из глыбы мрамора или изготовления копии путем отливки из полиэфирной смолы в специально приготовленную форму).

Создание 3-D «виртуального» образа скульптуры на начальном этапе работы по созданию копии позволяет легко масштабировать ее размеры, а кроме того — реконструировать утраченные фрагменты исходного памятника.

В случае необходимости возможно тиражирование абсолютно идентичных между собой копий исходного объекта.

Следует заметить, что изложенный здесь подход к созданию копий памятников из мрамора основан на использовании самых современных технических решений и отвечает мировым тенденциям в сфере сохранения объектов культурного наследия. С этой точки зрения, очень важно донести информацию о данной технологии до возможно более широкого круга отечественных специалистов и музейных работников, от которых будет зависеть то, по какому пути пойдет развитие процесса копирования мраморной скульптуры в нашей стране в ближайшие годы. Сегодня на повестке дня стоит вопрос о создании копий для сохранения уникальной коллекции западно-европейской скульптуры XVII—XIX веков Летнего сада в Санкт-Петербурге и ряда музейных комплексов Ленинградской области и Подмосковья. Хочется надеяться, что в этих работах будут использованы самые современные технологии копирования, что по достоинству оценят благодарные потомки.

___________

1 Одна из первых работ в данной области описана в статье P. S. Fowles, J. H. Larson, The replication of an Egyptian relief, in: Kautek W., Konig E. (Eds.), Lasers in the Conservation of Artworks (LACONA II), Restauratorenblatter (Special Issue), Mayer & Сотр., Vienna, 1999.

2 А. Я. Фрейдин, В. А. Парфенов, Трехмерное лазерное сканирование и его применение для съемки архитектурных сооружений и реставрации памятников // «Оптический журнал», Т. 74, № 8, с. 44-49, 2007. G. Sansoni, F. Docchio, 3-D optical measurements in the field of cultural heritage: the case of the Vittoria Alata of Brescia // Instrumentation and Measurement, IEEE Transactions on, Vol. 54, Issue 1, p. 359-368, 2005.

Первоисточник: 
Сохраним памятники культуры! Сборник. Составитель и научный руководитель К.И.Маслов. М., 2009
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.