ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Описание консервационных и реставрационных процессов

Пригородова О.Д.

("Дневник реставратора") ("Реставрационный паспорт художественного произведения", п. 9)

Описание ведётся в форме дневника. Мы приводим примерную схему.

1. Дезинфекция. Инструменты. Рецептура применяемых препаратов. Даты начала и окончания процесса.

2. Дезинсекция. Инструменты. Рецептура применяемых препаратов. Даты начала и окончания процесса.

3. Укрепление. Химические анализы грунта. Результаты. Указать процентную концентрацию раствора клея, технология процесса укрепления. Инструменты. Что именно подвергалось укреплению: паволока, грунт, красочный слой. В случае укрепления уже раскрытого произведения, имеющего свежую покровную плёнку, указать, чем и как производилось укрепление: рыбьим клеем (процентная концентрация), яичной эмульсией (состав), воско-смоляной мастикой (состав). Даты начала и окончания процесса.

4. Реставрация деревянной основы. Какие виды работ проводились: удаление загрязнений с поверхности (чем, как); пропитка доски (чем, как); заполнение трещин (как, состав материала); заполнение лётных отверстий жучка-точильщика (чем, как). Вставка новых кусков древесины в места утрат первоначальной деревянной основы. Вставка утраченных шпонок, смена их (и почему). Выпрямление доски (чем и как). Даты начала и окончания процесса.

5. Оклад. Если оклад необходимо снять (указать причину), составить схему расположения частей окла-да на иконе (как). Удаление загрязнений (как, рецептура применённого для промывки препарата). Даты начала и окончания процесса. Если оклад остаётся на иконе, удаление загрязнений на нём (как, рецептура применяемого для промывки препарата). Даты начала и окончания процесса. Если оклад (или его фрагменты) повреждён, произвести его реставрацию (самостоятельно или совместно с реставратором по металлу). Даты начала и окончания процесса.

6. Укрепление. Дополнительное укрепление на участках, закрытых ранее окладом; дополнительное укрепление после заполнения трещин. Даты начала и окончания процесса.

7. Удаление загрязнений с лицевой поверхности. Инструменты. Даты начала и окончания процесса.

8. Удаление покровной плёнки. Состав композиции растворителей. Экспозиция компресса (если применялся), работа тампоном, кистью, скальпелем. Описать опробирование различных растворителей с целью подбора наиболее подходящего для работы, указать различие этих растворителей, их действие и почему выбран тот или иной из них. Чем пластифицирована плёнка, подвергнутая действию растворителя. Даты начала и окончания процесса. Если проводились химические анализы покровной плёнки, указать результаты. Оговорить применение при этой работе бинокулярной или обычной лупы.

9. Удаление позднейших наслоений. Способ удаления позднейших наслоений (раскрытие авторского слоя живописи от прописей, записей, лежащих непосредственно на слое живописи, на покровном слое, либо поверх слоев перелевкасок), выполненных поверх живописи, покровного слоя. Записи, прописи (масляные, темперные). Указать, сколько слоев. Послойно ли выполнялось раскрытие. Указать состав растворителей, экспозицию компресса, материал компресса. Описать опробирование различных растворителей с целью подбора наиболее подходящего для работы. Указать различие этих растворителей, их действие и почему выбран тот или иной из них. Указать действие реактивов на различные цвета. Применялись ли механические способы удаления записей (прописей). Инструменты. Чем пластифицирован слой, подвергнутый действию растворителей. Указать все результаты химических анализов связующего красок и пигментов (если они проводились). Даты начала и окончания процесса. Оговорить применение при этой работе бинокулярной или обычной лупы.

10. Подлевкаска (восполнение утрат авторского грунта). Удаление загрязнений с обнажённых участков паволоки и древесины (чем, как, инструменты). Наносилась ли ткань на наибольшие по размеру участки обнажения древесины (имитация паволоки). Какая ткань выбрана, её подготовка. Проклейка основы на местах утрат левкаса (процентная концентрация и температура клеевого раствора, количество проклеек). Приготовление реставрационного левкаса (состав). Технология подлевкаски (инструменты, сколько слоев, последовательность их нанесения, сушки каждого из них). Использование прежних вставок, если они достаточно крепкие (если производился химический анализ их состава, указать). Обработка вновь нанесённого реставрационного левкаса (чем, как). Указать, в каких случаях применялась (если применялась) воско-смоляная мастика (её состав). Чем, как. Даты начала и окончания процесса.

11. Восполнение утрат авторского красочного слоя (тонирование). Тонирование потёртостей. Тонирование участков сохранившихся вставок. Тонирование вновь подведённого левкаса. Способы: пуантель, заливка, тонирование нейтральным тоном; в цвет авторской живописи (менее плотно), с воспроизведением рисунка и живописи. Указать, на каком связующем замешивались краски. Какие краски применялись: акварель, растёртые на яичном желтке пигменты, фабричная темпера и т.п. Способ приготовления связующего. Производились ли тонировки творёным золотом, серебром. Применялось ли листовое серебро, золото. Даты начала и окончания процесса.

12. Консервация с оборота. Вощение оборота, торцов и боковых сторон (чем, как, инструменты). Даты начала и окончания процесса.

13. Нанесение покровного лака. Чем, как, дата выпуска материала, сколько слоев. Срок высыхания. Даты начала и окончания процесса. Через сколько времени после окончания тонировок нанесён покровный слой.

14. Монтировка оклада. Указать причины, по которым использован щит. (Согласно схеме, составленной до снятия оклада с произведения, оклад монтируется обратно на произведение, либо на щит, обтянутый холстом.) Даты начала и окончания процесса.

Первоисточник: 
Реставрация Икон. ВХНРЦ. М., 1993
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.