ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Реставрация и консервация произведений из янтаря XVII и XVIII веков

Журавлёв А.А.

Особенности янтаря как материала.

Янтарь является преимущественно верхнемеловой - эоценовой смолой некоторых хвойных деревьев, находящейся на определённой степени фоссилизации, т. е. процесса окисления и полимеризации.

По химическому составу янтарь - это аморфное высокомолекулярное соединение органических кислот. Он содержит некоторое количество серы, азота и минеральных веществ. Наиболее полную информацию по свойствам янтаря дает книга С.С. Савкевича "Янтарь".

Цвет стоит рассмотреть подробнее, чтобы внести ясность в один из наиболее сложных вопросов: каков же цвет янтаря и его природа, так как в отдельных изданиях говорится о существовании десятков, а порой и в сотен оттенков.

Различают первичную и вторичную окраски янтаря. Первичная окраска обусловлена следующими факторами:
- структурой янтаря;
- рассеиванием в нём света;
- наличием различных включений.

Вторичная окраска обуславливается процессами окисления. Структурный фактор играет главную роль. Нетрудно заметить, что при всём разнообразии цветовых оттенков в янтаре преобладают жёлтые тона. Это объясняется наличием в макромолекуле янтаря особых групп углерода и кислорода (С=О). Изменяя температуру и давление с помощью автоклавов, можно осветлить и обесцветить янтарь до водянисто - прозрачного оттенка. Повышение температуры выше 100° (при нормальном атмосферном давлении) вызывает потемнение янтаря от желтого до буровато-красного цвета вплоть до черного (обугливание).

Но даже в янтаре, находящемся в нормальных влажностно- климатических условиях (температура 20° и влажность 60%) окисление янтаря происходит очень интенсивно. Уже через год бастард (полупрозрачный янтарь зеленовато-оливкового цвета) светлеет и глубина осветления составляет около 1 мм. В дальнейшем процесс замедляется, и легкая желтоватая окраска появляется через 10-15 лет. Через 20-25 лет гладкая поверхность камня меняется, ее стеклянный блеск переходит в восковой, приобретая так называемую благородную патину, а в цветовой палитре янтаря появляются красивые яркие желто-оранжевые тона. В зависимости от вида янтаря с годами может происходить и дальнейшее потемнение его поверхностного слоя до коричневого и бурого цветов.

Такие изменения сопровождаются значительным присоединением кислорода, что особенно видно на торцах шлифов или разломах элементов изделий 17-18 веков. Внешняя зона этих элементов покрыта коркой красновато-коричневого оттенка, постепенно переходящая в оранжевый, жёлтый, а затем - зеленоватый или белый цвета в неизменённом янтаре.

Но главной причиной бесконечного количества оттенков цвета янтаря является наличие в нём микроскопических пустот. Их образование зависело от специфики выделения смолы янтароносными деревьями. Давление в смоляных ходах деревьев может достигать 100 атмосфер. В связи с различными условиями нахождения деревьев, их возраста, времени года, участка ствола или ветви, величина давления колеблется, так же как и содержание в живице (древесной смоле) летучих веществ. Порции смолы перемешивались, проникали друг в друга, создавая множество вариантов замысловатых узоров и натёков. К тому же, попадая на поверхность дерева, смола под воздействием солнечных лучей размягчалась, что способствовало диффузии газовых пузырьков - в янтаре появлялись прозрачные участки. Таким образом в одном куске камня цвет может меняться от прозрачного, где пустот мало (600 на мм² ), до костяного, где их количество может достигать до миллиона и более. В зависимости от этого выделяют следующие разновидности янтаря: прозрачный, дымчатый, бастард (полупрозрачный), костяной и пенистый 2.

При нагревании без доступа воздуха до 140-150°С янтарь делается пластичным. На этом свойстве основаны технологические приёмы его обработки - каление и прессование. В результате прогрева замутнённый янтарь становится прозрачным, изменяя свой цвет в сторону потемнения, в нём появляются круглые трещинки, по внешнему виду напоминающие рыбью чешую. Происходит это из-за разрыва наиболее слабых связей в структуре полимера и выделением части летучих компонентов, а также из-за наличия внутренних напряжений в материале.

Способность янтаря изменять цвет и окрашиваться была известна с давних времён. Плиний Старший в труде "Естественная история" упоминает об окраске янтаря с помощью корня Anchusa tinctoria , прогрева в льняном масле и жире.

Главным достоинством современного способа колорирования янтаря3 является отсутствие вредного воздействия на его поверхность и долговечность окраски.

В заключение краткого обзора физико-химических свойств янтаря как материала, необходимо добавить, что и янтарное сырьё разнится между собой по элементарному составу. Так вскрышной янтарь, т. е. извлекаемый из молодых отложений, обладает более толстой коркой окисления и большей твёрдостью по отношению к неизменному янтарю 4. Быстрее всего разрушается слоеный янтарь и янтарь с органическими и минеральными включениями.

Первоисточник: 
Реставрация и консервация произведений из янтаря XVII и XVIII веков. Журавлёв А.А.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.