Заказ цветов с доставкой как выполняется доставка цветов.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
Но. ради Бога, — размышляйте,
И хотя криво, — да сами.
Г. Лессинг

Возникновение процессов литья в древности обусловлено рядом причин. К первой следует отнести географическое положение и климат той или иной страны; вторая заключается в наличии необходимого и доступного сырья; третья, пожалуй, самая важная, состоит в достаточно высоком уровне развития производительных сил региона и необходимой потребности в металлических изделиях.

Общее направление технического прогресса идет от камня к металлу, хотя отдельные народы и регионы проходили эти стадии в разное время. Традиционно считается, что век металла в Старом Свете начался на Ближнем Востоке, где еще в начале VI тысячелетия до н. э. из природной меди ковкой изготовляли небольшие предметы [I]. Подобным образом обрабатывали и золото. Но металл встречался реже, чем камень. Так что его открытие еще не вывело человечество из каменного века, и еще очень долго наряду с металлическими изделиями использовались каменные.

Прошло еще около трех тысяч лет, пока на Ближнем Востоке не начали выплавлять медь из руды, что явилось крупнейшим техническим переворотом: из меди стали изготавливать первые металлические орудия, предметы быта и другие изделия, появилась новая, более производительная и совершенная технология — литье. Чуть позже было обнаружено, что гораздо более прочный материал можно получить, если сплавить медь и, например, олово (что дает бронзу, которая обладает и более высокими литейными свойствами). Высказывались предположения, что позднее об этом открытии узнали в Китае и Европе (где первое появление бронзовых орудий отмечается на Балканах примерно в 2500 г. до н.э.).

Каким же образом распространялось металлургическое дело в Старом Свете? Была ли одна прародина металла или несколько? Принадлежала ли честь открытия металлургии шумерам, как, например, полагал шведский археолог О. Монтелиус (1843-1921 гг.), или египтянам, как некогда утверждали многие, или же обитателям горных районов Анатолии и Тавра? Вопрос имеет более глубокий смысл, чем это может показаться на первый взгляд. Так как искусство извлечения из руд и обработки металла относится к самым выдающимся достижениям человечества, возникла теория о народах-избранниках и народах, зависевших от их творений, слепо воспринимавших все чужеродные идеи.

Идея получения металла, бесспорно, могла независимо прийти в голову представителям совершенно разных народов. Как обстояло дело на отдельных континентах, неизвестно: были ли здесь самостоятельные и многочисленные первичные центры, или эта идея, как и металлические изделия, распространялась диффузионным путем?

Если правы полицентристы, и в Старом Свете металлургия зарождалась в любом из районов, где для этого существовали необходимые условия, то в каждом из них должны быть обнаружены простейшие изделия, выполненные с помощью примитивнейших приемов технологической обработки самородной меди. Так, например, считал американский ученый Т. Ричард [2].

На самородной меди делают акцент все сторонники самостоятельного зарождения металлургии. Они считают, что первоначально медь обрабатывали методом холодной ковки, т. е. под ударами молотка медный самородок приобретал необходимую форму. Однако один из сторонников выплавки, австрийский археолог М. Мух опытным путем доказал, что достаточно вокруг насыпи медной руды разжечь костер, чтобы медь начала выплавляться. Для этого необходимы два условия: наличие достаточного количества серы в руде и обильное поступление воздуха.

Если правы моноцентристы, и медные изделия вместе с идеей их получения диффузионно распространялись в регионах Старого Света, то во вторичных регионах нельзя будет обнаружить доказательства использования примитивнейших форм и технологии, т.е. зачатки металлургии (естественно полагать, что усваивались новейшие, последние, а не первичные идеи и приемы).

Вообще представляется, что исследователи и историки иногда преувеличивают роль диффузии накопленного опыта литья из одного региона в другие. Несомненно, в результате торговых отношений, обмена специалистами-ремесленниками, войн между странами Древнего Востока и Европы, а также миграции народов неизбежным было заимствование не только готовых образцов и изделий, но и техники и технологии их изготовления. Подобный обмен, конечно, ускорял распространение новейших технологий по континенту и вовлечение новых регионов в орбиту цивилизации, но это является лишь временным фактором, а не обязательным условием появления новых идей.

Следует отметить, что первые медные и бронзовые изделия — это не грубые орудия типа неолитических макролитов (крупных отливок), а преимущественно сложные художественные изделия — иглы, булавки, застежки и прочие украшения, изготовление которых требовало высокого мастерства. Это связано с тем, что с самого зарождения металлургии произошло разделение труда. По социально-экономическим признакам выделились два типа производства: первый (более древний) — изготовление в мелких «подсобных» мастерских изделий для собственного пользования (семьи, общины); второй — производство изделий для обмена. Они возникли у рудников, где изготавливались слитки и различные изделия. Очевидно, здесь же изготавливался и специальный литейный инструмент, что требовало высокой квалификации и не позволяло производителям заниматься другими видами работ. Таким образом, возникали металлургические центры. Слитки металла, изделия и литейный инструмент посредники доставляли в различные регионы на достаточно большие расстояния. Клинописные тексты, перечисляя города-поселения древних царей, упоминают Бадтибир. Это название можно перевести как «поселение металлистов», или как «поселение бога Тибира», которого некоторые исследователи сопоставляют с библейским Тувалкаином — «ковачем всех орудий из меди».

Как правило, первые открытые месторождения руды залегали близко к поверхности земли, и поэтому в большинстве случаев были бедными, а производство металла требовало большого количества топлива, как правило, дров. В результате месторождения истощались, а леса вокруг них вырубались. Это приводило к миграции металлургических центров и диффузии технологий в другие регионы. Этим, в частности, объясняется то, что точно определенных мест, где в древности добывали и обрабатывали металлсодержащие руды, очень мало.


Рис. 1. Основные меднорудные зоны [5]

Существуют несколько схем развития металлургии. Остановимся лишь на двух. Первая принадлежит Р. Форбесу [3]. Ее кратко можно представить следующими стадиями: I — самородного металла как камня; II — самородного металла (самородные золото, серебро, медь, метеоритное железо обрабатывали ковкой); III — рудной (из руд получали медь, свинец, серебро, сурьму, сплавы меди — бронзу и латунь); IV — металлургии железа.

Эта схема носит общий характер и достаточно логична. Однако для аргументации первых двух стадий оснований недостаточно. Более удачна схема английского историка в области металлургии Г. Г. Кошена [4], включающая следующие стадии: I — холодной, в дальнейшем горячей ковки меди (в этот период ее принимали за разновидность камня); II — плавления самородной меди и отливки простых изделий в открытые литейные формы; III — выплавки меди из руд (начало истинной металлургии); IV — получения бронз (сплавов на основе меди).

Схема Г. Г. Коплена получила достаточно широкое признание. Следует, однако, отметить, что схемы Р. Форбеса и Г. Г. Коплена схожи — они основаны на предположении существования первоначальной стадии обработки самородной меди и расписаны лишь с разной степенью подробности.

Благодаря археологическим исследованиям сейчас можно достаточно достоверно назвать основные месторождения меди, разрабатывавшиеся в бронзовом веке: Синайский п-ов, о-ва Кипр, Крит и Лесбос; Кавказ, Тоскана (Италия), Альмерия (Испания), Корнуэлл (Англия), Рудные горы (Сев. Германия), горы Марта (Венгрия), Зальцбург (Австрия), Тироль (Швейцария), Эро (Франция), Урал, Алтай, Гунгерия (Индия). Основные меднорудные месторождения приведены на рис. I. Р. Форбес составил одну из первых карт последовательности «диффузии» металлургической техники и технологии в Старом Свете (рис. 2). Из нее следует, что первичным металлургическим центром является регион Копетдаг — Памир -Тянь-Шань. Отсюда медь и металлургические процессы распространились по Европе и Азии (последовательность распространения указана цифрами у стрелок). Однако эта схема многими археологами оспаривается. Более современная хронологическая карта (рис. 3) приведена Е. Н. Черных [5].


Рис. 2. Последовательность распространения металла по Старому Свету в представлении Р. Форбеса [3]

Сегодня у археологов есть данные, позволяющие уточнить время и место начала промышленного использования человеком металла. Так, установлено, что на Балканском п-ве крупнейшие металлургические центры выплавки меди существовали уже в середине V тысячелетия до н. э., причем только из руды одного медного рудника Аибунар было выплавлено около тысячи тонн меди! Возможно, там использовали и технологию литья [6].

Что же следует из вышесказанного? Если трудно с достаточной степенью достоверности определить начало века металла, назвать самых первых изобретателей литья, то тем более сложно выявить зачинателей художественного литья. Для этого, как минимум, необходимо наличие достаточно большого количества отливок, но именно эти доказательства до наших дней не сохранились. Все свои знания о древней металлургии исследователи строили до сих пор исключительно на базе предельно малой доли древнего металла, сохранившегося в коллекциях. Это объясняется не только разными природными условиями, влияющими на сохранность древних отливок, но и возможностью их неоднократного переплавления (важное преимущество металла).

В Китае, например, в эпоху Сун при нехватке бронзы для отливки монет население заставляли сдавать все бронзовые изделия и даже переплавляли статуи Будды, аргументируя это тем, что Будда по свойственному ему милосердию не отказался бы пожертвовать своими изображениями ради блага народа. В России же при Петре I на пушки было переплавлено огромное количество колоколов (кого интересовала их художественная ценность!). Следует отметить, что определение «художественной ценности отливок» неоднозначно: то, что представляет художественную ценность для одних народов, часто недооценивается другими. Так, долгое время европейцы не признавали искусство Черной Африки или Америки доколумбового периода, считали его примитивным и варварским; великолепные самобытные изделия из медных сплавов, золота разламывали и расплавляли. Об огромном количестве исчезнувших навсегда бронзовых греческих скульптур сегодня можно судить лишь по их мраморным римским копиям. Разная сохранность также зависит от количества отлитых однородных предметов: одни отливали в единственном экземпляре, а другие — большими сериями, так что шедевры могли погибнуть, а какое-нибудь рядовое серийное изделие сохранилось и стало критерием художественного уровня эпохи.


Рис. 3. Хронология распространения древнейшего металла [5]: 1 — VII-VI тыс. лет до н. э.; 2 — V тыс. лет до н. э.; 3 — IV тыс. лет до н. э.; 4 — III тыс. лет до н. э.; 5 — II тыс. лет до н. э.; 6 — I тыс. лет до н. э.; 7 — I тысячелетие н. э.

Как отмечал Л. Н. Гумилев [7], для сравнения древних культур, уровня совершенства их технологий нужно, в первую очередь, учитывать системы ценностей изучаемых пародов, и различная степень сохранности материальных остатков не должна мешать этому. Для воинственных кочевников (древних хуннов, скифов, аланов, позже гуннов и викингов) самыми важными были оружие и воинское облачение, поэтому и технический прогресс, и художественное развитие шли в направлении совершенствования технологий изготовления оружия и украшения воинских доспехов. Для земледельческих оседлых народов характерным было украшение жилищ и орудий труда; в сильных развитых государствах (Египет, Китай, Греция) особое развитие получают монументальная скульптура и архитектурный декор.

Почему и как появилось художественное литье? Скорее всего, это объясняется тем, что человек с глубокой древности старался украсить свою одежду, предметы быта, оружие всеми доступными ему способами в соответствии с эстетическими вкусами времени и общества; тайны окружающей природы вдохновляли его на создание магических рисунков и лепных или резных идолов, с помощью которых он пытался победить свой страх перед неведомым; он стремился изобразительными средствами выразить свое понимание того, что его окружало, свой внутренний мир, свое отношение к природе и жизни. Археологические раскопки показывают, что уже у неолитических племен одной из целей межплеменных войн было добывание «богатства» (красивых камней, перламутра, раковин и др.), которое не использовалось, а лишь своим блеском радовало глаз. Потом человек научился создавать красивые вещи из дерева, кости, камня, глины. В век металла появился замечательный вид искусства — художественное литье, которое позволило создавать на века произведения высокой пластики и выразительности, как монументальные, так и обиходные или кабинетные.

Многие древние художественные изделия — сложные комплексы, каждая часть и деталь которых взаимно дополняют одна другую. В их изготовлении часто принимали участие мастера многих ремесел. Знаменитая голова быка из Ура (2685 г. до н.э.), без изображения которой не обходится ни одна работа по культуре шумеров (рис. 4 — см. на вкладке), составная: золото, ляпис-лазурь; она украшает деревянный резонатор музыкального инструмента, инкрустированный перламутром. Ярчайшим примером такого произведения искусства является трон (рис. 5 — см. на вкладке) фараона Тутаихамона (XIV в. до н.э.). В его декорировке использованы самые разнообразные виды техники: резьба по дереву, литье, гравирование, чеканка, инкрустация полудрагоценными и драгоценными камнями. Не менее знаменита фигура крылатого льва с человеческим торсом из Урарту (VIII в. до н.э.), туловище которого отлито из бронзы и украшено тончайшей гравировкой и позолотой, а лицо вырезано из камня. И сам лев — только часть сложного великолепного трона урартского царя. Отдельные украшавшие его фигуры попали в музеи Лондона, Берлина, Парижа, Петербурга. Многие литые статуи и статуэтки художественно соединяются с постаментом из других материалов, создавая единую гармоничную фигуру, например, «Спящий Эрос» из Греции (рис. 6).


Рис. 4. Голова быка из царской гробницы в Уре. Золото, ляпис-лазурь, дерево, 2685 г. до н. э., Филадельфия, музей Университета [1]

Рис. 5. Трон фараона Тутанхамона, высота 1,5 м. Египет, Новое Царство, XVIII династия, XIV в. до н. э. Каир, Египетский музей [9]

Рис. 6. Спящий Эрос. Бронза на мраморе, 85,7x78 см. Греция, 250-120 гг. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей [1]

Авторы монографии не стремились обнаружить единые истоки мирового художественного литья, представить всеобъемлющую картину истории его развития. Задача заключалась в том, чтобы проследить, как человек вступал в век металла, вовлекался в процесс литья металлов; какое богатство представляют накопленные с древних времен произведения одного из видов художественного промысла, как древние и современные люди выражали в них свою духовность, свое представление о красоте и свое видение окружающего мира. Поэтому наряду с выдающимися вкладами мастеров-литейщиков разных стран и регионов в сокровищницу мирового искусства авторы рассматривают и менее известные, но заслуживающие внимания творения. Как ни печально, этот замечательный вид искусства во многих местах угасает, поэтому одна из целей авторов настоящего труда — возродить интерес к художественному литью, способствовать его сохранению, дать молодым людям импульс к овладению этим искусством.

К сожалению, во время подготовки рукописи монографии скончался один из авторов — заслуженный деятель науки и техники Украины, академик Транспортной Академии Украины, докт. техн. наук, проф. А. М. Петриченко, много сделавший для пропаганды литейного искусства. Авторы выражают благодарность его дочери, А. А. Петриченко, за помощь в завершении монографии, преподавателям кафедры МТ—5 МП У им. Н. Э. Баумана, художникам С. М. Микульскому, Р. Белолюбскому за предоставленные материалы, а также всем, кто помог в работе над книгой, и особенно руководству АО «ЛИТАФОРМ» за финансовую помощь в издании настоящего труда.

Широта охвата при сравнительной краткости изложения, безусловно, создает известные трудности. Авторы это понимают и с признательностью примут вес критические замечания и уточнения. Качество некоторых из представленных авторами иллюстраций недостаточно хорошее, но представить лучшие невозможно, так как оригиналы, к сожалению, уже не существуют.

Первоисточник: 
МИР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИТЬЯ. ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИИ. Бех Н.И., Васильев В.А., Гини Э.Ч., Петриченко А.М. УРСС. М., 1997
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.