ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Хотя большинство растворов и других препаратов, рекомендуемых на предыдущих страницах, может быть легко приготовлено хранителями музеев, имеющими в своем распоряжении лаборатории, может быть все-таки полезно привести названия некоторых средств, имеющихся в продаже, которые были с успехом применяемы в лаборатории Британского музея. Приводим также несколько пояснений относительно применения несложных аппаратов.

Для обработки гравюр и печатного материала, когда употребляется беление, наиболее полезными сосудами являются ванны из папье-маше, применяемые при фотографических работах. Они легче, чем ванны из глины или из эмалированной стали, не бьются и не имеют ржавчины, как последние, когда эмаль отскакивает.

Кисточки можно получить разнообразные как по величине, так и по мягкости и твердости. Полезно указать также во избежание недоразумений, что при применении едких щелочных растворов кисточки должны быть из растительного волокна. Для чистки монет и других мелких предметов очень удобны щеточки, известные под названием «египетских зубных щеточек». Они сделаны из волокнистого дерева, раздерганного на волокна с одного конца на 10—15 мм. Обычно их диаметр приблизительно равен диаметру карандаша, но бывают такие щеточки и больших размеров, но в таком случае они приготовляются короче и вделанными в кольцеобразную ручку.

Для некоторых целей чрезвычайно полезны (кисточки из стеклянных волосков, какие приготовляются и продаются для выскабливания чернил или для ретуши фотографических негативов. Бывают постоянно нужны тампоны из ваты для легкого промывания и для употребления растворов и тому подобных целей. Их можно во многих случаях держать прямо в руке, но это неудобно и нежелательно, когда растворы могут повредить кожу. Лучший способ — изготовить кисточку из ваты, т. е. взять кусок ваты, перевязать его ниткой, оставив оба конца неперевитыми, и продеть через стеклянную трубочку (у которой концы несколько сужены над лампой) так, чтобы вата образовала плотную пробку и подушечку на конце этой трубки. Если требуется закругленная более плотная подушечка (тампон), то легко получить ее, проталкивая кусок ваты через стеклянную трубочку, пока она не выйдет, сколько надо за стекло.

Конечно, можно применять металлические трубочки вместо стекла, напр., медные трубочки, когда применяется фторо-водородная кислота.

Металлический цинк применяется в различных формах: как цинковая пыль, цинковый порошок и гранулированный цинк. Первый представляет очень мелкую форму цинка и должен покупаться готовый. Пыль должна быть свежей, так как некоторые образцы настолько активны, что они окисляются самопроизвольно и делаются бесполезными даже в закупоренной бутылке, а темносерый порошок делается почти белым. Цинк в форме порошка приготовляется следующим образом: плавят цинк в ковше и наливают его в ступку, предпочтительно железную, и усиленно мешают все время, пока происходит затвердевание. Цинк затем легко толчется в грубый порошок, который ради удобства может быть просеиваем через сито различной степени мелкости. В этом состоянии, вероятно, он наиболее полезен для обработки предметов из бронзы и из других материалов в соединении с раствором едкого натра. Обычный гранулированный цинк приготовляется следующим образом: наливают расплавленный цинк с высоты в ведро холодной воды, затем тщательно высушивают, прежде чем его складывать. В этой форме он очень полезен для восстановления металлов при применении раствора едкого натра или разведенных кислот.

В тексте говорилось о замазке «пирума» при обработке предметов из железа с сильной ржавчиной. После нагревания и просушки она (замазка) сильно затвердевает. Ее нужно накладывать тонкими слоями, так как толстые слои, по-видимому, нескоро затвердевают насквозь. Одинаковые результаты получаются при применении каолина (китайская глина), превращенного в тесто с помощью раствора силиката натра. Он может быть окрашен в желаемый цвет прибавлением надлежащих пигментов.

Вопрос о связывающих составах (цементах, клеях), имеющих чрезвычайно различное применение в музеях, слишком обширен, чтобы его можно была разобрать здесь с достаточной подробностью. Один из очень полезных (клеев может быть приготовлен растворением целлулоида в смеси ацетона и амил-ацетата, взятых в одинаковых объемах. Этот состав может быть сделан любой консистенции, и его можно улучшить и усилить для некоторых целей прибавлением таких веществ, как, гумми-даммар в надлежащем растворителе, напр., бензоле. Однако для многих целей коллекционеры предпочитают употреблять связывающий состав, называющийся «неколъ», который содержится в завинчивающихся тюбиках и очень удобен для употребления. Применяя его согласно указаниям, данным на каждом тюбике, или накладывая слой «неколя» в помощь целлулоидному лаку на поверхности, которые надо соединить, и тщательно просушивая, получают более надежную спайку, чем та, которая достигается обычно шеллаком. Высохший «неколь» водостоек, и вследствие этого он предпочтительнее всякого другого прозрачного клея, имеющего в основании желатину.

Растворы ацетата целлюлозы и целлулоидные чрезвычайно ценны и являются самыми полезными среди клеев и цементов. Наиболее часто употребляемая крепость ацетата целлюлозы — 1, 2½ и 5 частей на 100 частей ацетона. Для большинства случаев достаточно хорош ацетон, имеющийся в продаже; для тонких работ, однако, следует употреблять еще раз продиетиллированный ацетон. Растворитель для целлулоида, который в большинстве случаев применяется, как было указано, представляет смесь ацетона и амил-ацетата в одинаковых объемах, прибавление последнего необходимо. Что касается концентрации этого раствора, то она обыкновенно сходна, с крепостью оказавшегося наиболее полезным ацетатного раствора. Старые фотографические пленки превосходно заменяют целлулоид, но до применения желатиновый слой должен быть удален с обеих сторон пленки. Если этого не сделать, то в растворе образуется осадок, тонкой желатиновой пленки.

Целлулоидные пленки дают более вязкую и более прозрачную пленку, чем ацетат целлюлозы. Этот последний склонен делаться мутноватым, если предметы, на которые он накладывается, влажны. Ацетат гораздо менее горюч, чем целлулоидная пленка, но в некоторых случаях это неважно. Так как целлулоид приготовляется из нитратов: целлюлозы, то не следует применять целлулоидные растворы к окрашенным предметам, так как всегда может случиться, что нитраты распадутся под действием света, в особенности в соединении с влажностью.

Парижская штукатурка широко применяется для изготовления грунта и основы многих предметов там, где присутствие воды не опасно. Следует употреблять только самые чистые марки этой штукатурки и совершенно нельзя употреблять ту, которая дает больше чем ¼ грамма растворимого вещества на 100 см3 воды, когда для цемента было замешано 3 грамма на 100 см3 воды. В продаже существует много быстро затвердевающих сортов этой штукатурки; они содержат квасцы и другие растворимые вещества, что может повлечь за собой серьезные неприятности, так как эти растворимые соли могут затем выкристаллизовываться и разрушать поверхность объекта, когда они применяются.

Часто случается, что требуется грунтовка или заполнение веществами, не содержащими воды. Такое вещество легко приготовить из целлулоидного раствора с различными веществами в виде крупного и мелкого порошка. Подобные заполнители в особенности полезны в тех случаях, когда предметы были пропитаны ацетатом целлюлозы или целлулоидом. Напр., некоторые большие китайские картины на сухой земле или глине, распавшиеся на куски, нужно было монтировать в деревянных рамах, чтобы предупредить вибрацию. Они были обработаны с обратной стороны раствором целлулоида, чтобы глина не разваливалась, а затем вложены в пасту или замазку, сделанную из песка и 10-процентного целлулоидного раствора. Эта замазка при высыхании сжимается в, твердую массу, но с достаточной эластичностью. Планка, сделанная из этой смеси, в 1 фут длины и в ½ кв, дюйма сечения, оказывает значительное сопротивление при попытках согнуть ее.

Как заполнители были эффективны и другие вещества, как кизельгур и каолин. Опилки являются очень полезным веществом в соединении с целлулоидом, в особенности, когда состав применяется для дерева. Смесь опилок различных цветов с ацетатом целлюлозы или с целлулоидом имеется в продаже; первая продается под названием «невоспламеняющееся пластическое дерево» («Non-inflammablePlasticWood»), а вторая просто как пластическое дерево («Plastic Wood»).

Следует употреблять этот состав с известным избытком, так как он при высушивании сильно сокращается в объеме, при этом он делается настолько плотным, что его можно резать, строгать и вообще обрабатывать, как обыкновенное дерево. Уменьшение в объеме можно сделать незначительным, если приготовить вышеупомянутый состав из целлулоида с песком в надлежащей концентрации. Тогда это вещество получает большое сходство с песчаником.

Дюропрен, о котором говорилось выше в связи с тканями, по-видимому, представляет раствор хлорированной резины и является превосходным средством для защиты металлов от ржавчины или коррозии, даже после продолжительного пребывания в воде и в разведенных кислотах. При высушивании он образует упругую нелипкую пленку, хорошо воспринимающую краски и лаки.

Для заполнения металла, в особенности кованого или литого железа, продается полезный состав, называемый «Mendessi». При искусном употреблении он делается очень твердым, и его можно точить, шлифовать и полировать. Он не содержит хлористого аммония и не вызывает значительной ржавчины. В его состав входит главным образом мелко раздробленное железо, смешанное с сульфатом и отчасти фосфатом кальция.

Пластицин является полезным в том случае, когда нужно удержать частицы поломанного предмета на своем месте после наложения цементирующего состава, пока последний затвердеет настолько, что будет в состоянии выдерживать напряжение. Пластицин полезен также для приготовления форм и отпечатков. Эти формы особенно пригодны, когда материал для отливок — гипс (plaster), так как гипс не прилипает к жирной поверхности пластицина. Для крупных форм в жарком климате во избежание деформации этот состав не рекомендуется. Так, напр., это произошло с большими моделями в одном из австралийских музеев — модели постепенно теряли форму; однако, как показал опыт, это можно было поправить, наложив на них слой целлулоидного лака (5%), который образовал бы плотную корку, способную противостоять изменениям формы.

Пластицин иногда употребляется в музеях, чтобы держать на стеклянных полках мелкие предметы, там, где последние подвергаются сотрясению. Его нельзя применять к предметам из слоновой кости или других веществ пористого характера, так как пластицин передает им вазелин или другие жирные составные вещества и вызывает коричневатые пятна.

При работе по [восстановлению предметов из кожи часто необходимо заполнять трещины и отверстия. Здесь хорошо пользоваться гуттаперчей, размягченной нагреванием. Чтобы она лучше пристала к поверхности кожи, последнюю следует покрыть раствором гуттаперчи в хлороформе. Другим средством, могущим заменить кожу при заполнении, является состав, известный, под названием «Chatterton's Compound» («состав Чаттертона»). Он растворяется сероуглеродом до состояния крутой полужидкой пасты и в этом виде накладывается на трещины. Можно употреблять обыкновенную коричневую гуттаперчу, так как она имеет большое внешнее сходство с кожей, но в тех случаях, когда необходимо иметь чисто белую гуттаперчу, ее можно купить в виде небольших палочек, продающихся как цемент для зубов.

Нельзя считать перечень примечаний полным, не упомянув об очень трудной работе патинирования. Трудность этой работы зависит от различного состава металла или сплавов и от обработки, которой они подвергались раньше. Если мы имеем дело с таким металлом, как медь, то многое зависит от его чистоты, т. е. от отсутствия в нем других металлов. Можно было бы предполагать, что чистая электролитическая медь, получившаяся из сульфата меди, является идеальной. Однако затруднение возникает именно вследствие ее чистоты.

Как было уже указано, чудесная патина, находимая на многих бронзах, обязана своей красотой и прочностью присутствию окиси олова, окрашенной соединениями меди. Очевидно, нельзя ожидать, что чистая медь может дать такой слой. Что же касается предметов из бронзы, то они не 'гомогенны и состоят из частей то богатых, то бедных оловом, даже в том случае, если литье происходило одновременно. Нередко можно видеть рядом друг с другом сплавы белого и желтого цвета, причем они отделяются подобно тому, как отделяется масло от воды, хотя бы они были хорошо смешаны. Бывает, что некоторые части целиком или частично превратились в смесь меди и окисей олова. Прибегать же для образования патины к химическому приему имеет смысл только в том случае, когда после очистки предмета имеется достаточно твердого металла.

Обычный способ заключается в том, что сперва подвергают предмет из металла действию паров кислот для того, чтобы образовать плотно сидящий слой медистых соединений, цвет которых в дальнейшем можно изменить действием солей или щелочей. Там, где можно удовлетвориться черным или серым оттенком патины, самым простым и лучшим реагентом является очень сильно разведенный раствор сульфита натра. Требуется порядочное количество этого раствора, чтобы совершенно покрыть им предмет, предназначенный для окраски. Для получения хорошего результата нужно, чтобы поверхность металла была блестящей и совершенно свободной от каких-либо жировых веществ. Для получения вышеупомянутой патины нужно образовать пленку сульфита на металле.

Другими веществами, применяемыми для образования таких пленок, являются растворы из хлоридов мышьяка, сурьмы и платины, которые откладывают соответствующие соли на меди, бронзе или латуни. Сходный результат можно получить применением разведенного окисленного раствора хлористо-калиевого теллура, который дает постоянный и приятный серо-черный цвет.

Трудным делом является получение зеленой патины на восстановленных предметах из бронзы, в особенности трудно покрыть ею удовлетворительно всю поверхность ровным слоем. Обычный прием: — это действие на поверхность кислотой в жидкой или в газообразной форме: в первом случае — погружением или смазыванием с помощью кисточки или тампона из ваты, а в последнем случае — подвешиванием объекта в закрытой банке, содержащей на дне раствор кислоты. Последняя должна быть такой крепости и характера, чтобы давать пары при обычной температуре. Несмотря на большое количество опытов, невозможно рекомендовать какой-либо раствор, наверняка дающий хороший результат. Средство, которое во многих случаях было очень удачным, — это раствор, содержащий хлористый аммоний и хлорную кислоту. Для патинирования сплавов, которые содержат незначительное количество олова, очень хорошо прибавлять хлористо-оловянный аммоний, так как он отдает окись слова, которая находится в основе естественной патины. Уксусная и молочная кислоты в соединении с раствором хлористого аммония также дают прекрасные результаты. После обработки кислотным раствором, за которым следует продолжительное промывание, можно значительно изменить цвет погружением в едкий натр или в раствор карбоната или бикарбоната натра. Едкие растворы склонны придавать медным, соединениям скорее синий, чем зеленый оттенок.

Для обработки газом рекомендуется уксусная кислота, за которой следует фумигация аммонием (Fink and Eldridge, см. стр. 53). Один из самых успешных опытов был проделан над рукой из бронзы, очищенной быстрым погружением в азотную кислоту, затем в разведенный сульфит натра; дальше последовало промывание, высушивание и, наконец, подвешивание ее над разведенной соляной кислотой, к которой было добавлено несколько кристаллов хлористого кальция. Хлор и его производные дали очень твердую патину темнозеленого цвета, не изменявшуюся в лаборатории в течение пяти лет.

Другим очень хорошим составом, который дает зеленый слой и плотно пристает, является раствор кислого двущавелевокислого калия и хлористого аммония в следующей пропорции: 4 части первого на 15 частей второго приблизительно в 280 частях воды.

Несомненно, однако, что после предварительной многократной и тщательной промывки бронз самым надежным и самым быстрым приемом, легко регулируемым, является употребление окраски, состоящей из карбоната меди, суспендированной в шеллаке. Таким образом, мы имеем возможность получить оттенки от яркозеленого малахитового до темносинего лазурного. Этим способом можно получить очень художественные эффекты. Против него можно возразить, что это подделка, но такая подделка не является большей, чем та, когда мы получаем слой медных соединений зеленого цвета химическими средствами. Шеллак надежнее в том отношении, что он не оставляет на металле разъедающих хлористых соединений и является прекрасным защитным слоем при любой влажности в атмосфере.

Раствор хлористого олова для чистки предметов из бронзы и металлического железа приготовляется следующим образом гранулированное олово растворяется в соляной кислоте (концентрированная продажная кислота), разведенной одинаковым объемом воды. Можно твердое хлористое олово развести в воде, к которой прибавляется концентрированная соляная кислота в отношении 1:10 по объему. Этот состав надо держать в хорошо закупоренной бутылке вместе с гранулированным оловом. При употреблении следует прибавить крепкий раствор хлористого аммония. Некоторые работники сообщали, что у них возникали затруднения в том, что растворы хлористого олова превращались в студень, но это никогда не случится, если приготовить их теми способами, которые были указаны выше. , При приготовлении растворов всегда рекомендуется производить работу в вытяжных шкафах или под специально поставленными вытяжными колпаками. Когда таковых не имеется, лучше всего производить работу на открытом воздухе или в хорошо вентилируемой комнате. Особенно надо остерегаться, чтобы кислоты и крепкие щелочи, не попадали на кожу или на одежду. Бели это случится, то необходимо принимать немедленные меры для нейтрализации, а именно: против ожогов от кислот — аммоний в большом количестве и уксус — от едких щелочей. После нейтрализации поврежденные части тела и одежды тщательно промываются в проточной воде.

Первоисточник: 
ОЧИСТКА И РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ. А. Скотт, ОГИЗ, М.-Л., 1935
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.