ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

[III] В таком громадном собрании, какое представляет собой Британский музей, было бы странно, если бы не оказалось время от времени контрабандистов в виде подделок, прокрадывающихся в выставочные витрины иод видом настоящих предметов искусства и мастерства. Одним из наиболее интересных предметов в этом отношении, подаренных музею известным коллекционером, является вещь, выдаваемая за мексиканскую погребальную вазу. Поверхность ее в нижней части, считавшаяся сделанной из камня, начала осыпаться очень своеобразным способом, а именно — это происходило не в одном определенном направлении и не по плоскостям, параллельным к естественному наслоению (стратификации). Ближайшее рассмотрение показало, что нижняя часть была очень искусно покрыта слоем песка и клея, подделана под песчаник. Дальнейшее наблюдение выявило как многочисленны и как искусно были сделаны добавления к этому фрагментарному оригиналу. Даривший — опытный в этой области человек, давший музею ряд других настоящих античных предметов подобного характера, не подозревал о подделке. Материалом подделок было вещество, сходное с портландским цементом, затем все было покрыто слоем ровного серого цвета из песка и клея, чтобы подделать под тонкозернистый песчаник. К несчастью для подделывателя, но к счастью для истины, чередование сухих и влажных дней вызвало трещины и расслаивание слоя песка и клея, что и обнаружило обман.

Случай другого рода, но сходный с предыдущим в том, что в его основе лежал настоящий материал, пострадавший настолько от дурного обращения, что не представлялось возможным его продать в том состоянии, в каком он был, — это ценный набор лиможских эмалей, подаренный музею хорошо известным коллекционером. Те, кому было поручено хранение этих эмалей, сомневались в возможности этого хранения. Подделка обнаружилась только тогда, когда, выяснилось, что поведение этих эмалей было совсем иным, чем подлинных эмалей.

Начали появляться на поверхности этих эмалей пузыри, они лопались и как будто обнаруживали известные зеленого цвета медистые соединения, совершенно такие же, как наблюдавшиеся при «бронзовой болезни». Но наблюдение под микроскопом показало, что это, какой-то сетчатый слой лака, и капля метилового спирта на крошечное место, которое представляло деталь чудесного темносинего цвета, вызвала сейчас же чисто белое место. Дальнейшее рассмотрение этих пузырей показало, что они также имели чистый белый слой, покрывающий медь. Окончательное исследование обнаружило, что к остаткам первоначальной эмали был добавлен тонкий одой парижского гипса, раскрашенный блестящими лаками с примесью надлежащих пигментов, и все было опять покрыто лаком, чтобы придать ровную блестящую поверхность. Все это было сделано о таким совершенным искусством, что обманывало даже опытных коллекционеров. Пузыри, которые вызвали подозрение в подлинности этих предметов, были вызваны солями, содержащимися в парижском гипсе, разрушающими металлическую медь и вызывающими значительное увеличение в объеме в точках повреждения.

Образец другого типа, а именно — бронзовый сосуд, обнаруживший признаки активной коррозии, был помещен в раствор сескви-карбоната натра, рекомендованный выше. Пробыв неделю в этом растворе, этот сосуд распался на две части. Оказалось, что это были два совершенно различных предмета, из которых каждый в отдельности был бесполезен и, не представлял интереса. При соединении их искусно скрытым составом, подобным замазке, и раскрашивании их в надлежащий зеленый цвет получился предмет, единственный в своем роде, хотя и не отличавшийся от подобных же предметов настолько, чтобы вызвать немедленное подозрение. Вышеприведенные примеры подтверждают, насколько важно в случаях сомнения в подлинности предметов экспериментальное научное исследование.

Первоисточник: 
ОЧИСТКА И РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ. А. Скотт, ОГИЗ, М.-Л., 1935
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.