ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

[III] Реставрация тканей и ковров различных типов представляет много проблем в зависимости от источника происхождения основного материала: либо животного, напр., шерсть и шелк, либо растительного, как полотно и бумага. Они могут быть простые или покрытые рисунками. Последние могут быть результатом живописи на самом материале или могут получаться путем применения пряжи различных цветов.

Самой первой проблемой в практике лаборатории было укрепление и восстановление китайских рисунков на шелку. Некоторые уже подвергались обработке в Китае наклеиванием их на современный шелк подходящего цвета, вероятно, с помощью клея. Этот последний сделался, по-видимому, ломким и не был в состоянии удержать раскрашенный старый шелк на месте. 2½ -процентный раствор ацетата целлулозы в ацетоне был применен и в этом случае и оказался вполне удачным, и по истечений 5 лет раскрашенные шелка казались такими же хорошими, как в момент окончания реставрации. Конечно, целлулоидный раствор был бы более вязким, а следовательно, и более крепким, но он был признан нежелательным по соображениям физико-химического характера, так как в случае его применения была бы некоторая тенденция к распаду под действием света и воздуха с последующими разрывами тонкой ткани. Рекомендуется все предметы, которые предполагается обрабатывать ацетатом целлулозы, держать, насколько возможно, в сухом состоянии, чтобы таким образом довести до минимума тенденцию к образованию беловатого или опалого налета. В случае, когда таковой появился, он легко удаляется тампоном из ваты, намоченной в ацетоне.

Некоторые стулья, обитые тканью, были очищены сначала пылесосом, а затем тщательным поверхностным промыванием мягкой материей, намоченной в смеси, состоящей из 4 частей бензола, 1 части метилового спирта, что придало им значительную яркость.

При чистке этим составом лучше пользоваться не слишком мягкой щеткой вместо куска материи в том случае, если материал в состоянии выдержать. Этот состав употреблялся и для удаления следов жира и маслянистых веществ, благодаря которым пыль и грязь впитываются в материю в различных формах. Чтобы укрепить волокно и в то же самое время сделать его менее способным воспринимать и удерживать пыль, ткань покрывается слоем раствора ацетата целлюлозы. Это прием, конечно, отчасти отнимал яркость, получавшуюся от чистки бензоловым составом [вероятно, вследствие склеивания очень тонких волокон. М. Ф.] Результат, однако, получался (Превосходный, так как эти стулья XVIII в. принимали вполне естественный вид вместо неестественной яркости после обработки бензоловым составом, яркости, которую между прочим, вообще невозможно поддерживать в лондонской атмосфере. Если раствор ацетата целлюлозы употребляется в пропорциях, о которых говорилось выше, и с помощью чистого белого куска материи, то при высушивании лак совершенно невидим, но придает материи некоторую жесткость. Здесь следует указать, что обязательно требуются предварительные опыты, прежде чем применять этот закрепитель к различным видам искусственного щелка, также как к цветным и окрашенным материям.1

Там, где нет возражений против коричневатого оттенка и где главным образом имеется в виду укрепление ткани, весьма эффективным является известный раствор «дюропрен». Его можно развести бензолом, толуолом или ксилолом, для того чтобы придать надлежащую крепость и прозрачность. Можно развести этот раствор на половину, одну треть или четверть его первоначальной крепости.

После ряда испытаний, проделанных в Люксоре, на лучшее средство для укрепления очень непрочного покрова на одном из внутренних гробов в гробнице Тут-Анх-Амена, остановились на дюропрене, который в этом случае был разведен ксилолом, выбранным вследствие высокой температуры окружающей атмосферы. Были испробованы и другие средства, но ни одно не укрепляло ткань лучше дюропрена, а светлотшричневый цвет ничего не портил в данном случае, так как покров уже сам по себе имел темнокоричневый оттенок. При сравнении кусков, обработанных дюропреном и не подвергавшихся обработке, не замечалось никакой разницы, за исключением большей прочности в обработанных кусках. Все растворенное вещество, по-видимому, поглощалось волокном и не оставалось пленок между отдельными нитями. Примененные растворы ацетата целлюлозы и целлулоида неизменно оставляли пленки, отклеивавшие волокно, в результате чего получался нежелательный опаловый оттенок, совершенно чуждый материалу.2

Раствор дюропрен применялся также для укрепления материи для! аэропланов, которые теперь находятся в музеях и которые, начали распадаться на куски вследствие покрытия их каким-то сортом лака или вследствие другой причины.

________

1 В лаборатории Института достигнуты после тщательной проверки вполне удовлетворительные результаты по закреплению шелковых и других тканей ацетатом целлюлозы. Однако новейшие изыскания в этом направлении заставляют думать, что, ацетат целлюлозы в таком виде, как предлагает автор, далеко не последнее слово и требует дальнейшей работы, что и предпринимается сейчас лабораторией Института М. Ф.

2 Чтобы не подучалось пленок между нитями, необходимо сделать процесс затвердевания лака более медленным и таким образом дать раствору больше времени для всасывания в самую нить. Н. П. Тихонов рекомендует для этого введение в раствор этилового спирта, что он применил при реставрации одной согдийской рукописи, принадлежащей Академии наук СССР. В последнее время лабораторией Института для укрепления папирусов с успехом применялся Latex (особый препарат резины). Результаты опытов в этом направлении будут своевременно опубликованы. М. Ф.

Первоисточник: 
ОЧИСТКА И РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ. А. Скотт, ОГИЗ, М.-Л., 1935
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.