ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

[II] В предварительном отчете совершенно не говорилось о предметах из дерева и процессах разрушения, которым они подвергаются. В течение прошлого года большое количество разнообразных предметов прошло через обработку, и были произведены многочисленные испытания приемов, употреблявшихся в прежнее время для сохранения предметов из дерева.

Самыми интересными и необычными объектами были резные фигуры, найденные в залежах гуано на островах Macabi, вблизи берегов Перу, и подаренные музею 50 лет тому назад. Они были обнаружены на глубине от 14 до 16 футов под поверхностью гуано. Принимая во внимание медленные темпы отложения гуано, время происхождения этих предметов очень отдаленное. Возраст их определяется приблизительно в 2 000 лет.

Если бы ранее были установлены надежные приемы, то эти фигуры были бы обработаны в момент поступления в музей, так как они быстро крошились и ломались на мелкие куски. Поместив эти куски в дистиллированную воду, получили темнокоричневый экстракт, из которого кислотами было получено твердое коричневое, подобное гумусу, вещество, причем куски потеряли половину своего веса. Были испробованы многочисленные растворители для извлечения из древесины различных солей, не удаляя при этом продуктов распада дерева. Наилучшим средством оказался разведенный раствор уксусной кислоты (приблизительно 5%), давший бледножелтый раствор (а не темнокоричневый с водой), содержащий различные соли аммония, которым было пропитано дерево. Кристаллизация этих солей (часто в плотной массе) в порах и щелях дерева вела к полному разрушению фигур. При удалении беловатых кристаллов солей получили новое и совершенно правильное понятие о первоначальном виде этих предметов, хотя потерялась часть их живописности. Потеря в весе оказалась не превышающей одной трети первоначального веса и состояла почти исключительно из фосфата и щавелевокислого аммония.

После тщательного экстрагирования солей аммония разведенной уксусной кислотой фигуры многократно выщелачивались в переменной обыкновенной воде до полного отсутствия кислой реакции. Затем они были опущены в разведенный раствор хлорной ртути (½%),1 высушены и укреплены раствором целлулоида так, что в настоящее время их можно трогать и поднимать.

Совершенно иной характер представляют африканские подушки, запястья для руки и другие предметы из дерева с инкрустациями из меди, латуни и медной проволоки. Оказалось, что большинство из них, будучи в постоянном употреблении и соприкосновении с жирными волосами и кожей, пропиталось жиром, который скоплялся главным образом вокруг проволоки и под ней, которая в свою очередь окислилась до такой степени, что металлические украшения быстро превращались, а частью уже превратились в зеленые жирные медные соединения и т. д. После полного удаления жира и жирных солей, образовавшихся вокруг проволоки, и промывания в составе из метилового спирта с эфиром или бензином, было выявлено и закреплено на своем месте все, что оставалось от металлической работы. Металл был, затем зафиксирован и защищен от дальнейших изменений одним или несколькими слоями целлулоидного лака.

Большие разрушения производят своей работой насекомые, точащие предметы из всех сортов дерева. Не представляет большого затруднения уничтожить насекомое на небольших предметах, но ни в коем случае нельзя быть уверенным, что убиты все яйца этих насекомых. Так как большею частью яйца откладываются скоплениями в трещинах и других удобных местах с наружной стороны предметов, то, тщательно удаляя пыль, мы сильно уменьшаем опасность оставления выживших яиц. Следует считать, что хлороформ, тетрахлорэтан и т. п. соединения являются опасными реагентами в том случае, когда обрабатываемые предметы окрашены. Возможно, что эти средства сами по себе не влияют на краски, но вполне вероятно, что они впитаются, и в присутствии света хлор, в них содержащийся, дает вредную для красок реакцию. Сероуглерод2 и цианистая кислота (HCN) не представляют опасности в этом отношении; наши опыты показали, что они действуют очень быстро и верно при уничтожении Anobium punctatum. Серьезное возражение против сероуглерода — это его легкая воспламеняемость и образование взрывчатой смеси из воздуха, и его паров. Однако его неприятный запах может служить достаточным предупреждением относительно его нахождения в атмосфере в опасном количестве.3 Можно было бы предположить, что окись углерода (угарный газ), столь ядовитая для. человека и высших животных, окажется ядовитой также и для Anobium, но, продержав этих насекомых в течение 3 дней в атмосфере фактически чистой окиси углерода, мы обнаружили, что все они были чрезвычайно оживленны и здоровы; при введении же малого количества сероуглерода или цианистой кислоты (циангаза) они были убиты в 10— 15 секунд.

На предметах, обработанных 2 года тому назад парами сероуглерода, не было обнаружено до сих пор никаких признаков жизни насекомых, несмотря на то, что они были насквозь заражены, и к предметам нужно было дотрагиваться лишь с большой осторожностью.

Среди предметов, разрушаемых Anobium punctatiim, у нас были доски, на которых написаны ценные картины, на масле и других связующих. Так как картины обычно покрыты лаком, то необходимо, чтобы средство окуривания было совершенно безвредно для лака, высохшего масла или другого связующего, а также, конечно, и для красок. В виду того, что сероуглерод содержит серу в количестве 84% своего веса и является во многих отношениях неустойчивым соединением, сначала казалось необходимым тщательно испытать его действие, так как сера вредна для большинства красок.

Предметом, над которым было произведено наибольшее количество испытаний, была итальянская картина. Эта картина имела много чувствительных пигментов, как зеленых, так и белых; вероятно, полученных первые из меди, вторые — из свинца. Эти краски должны были быть чувствительными к серным соединениям. Опыт показал, что сероуглерод не оказал ни растворяющего, ни другого какого-либо действия на лак, хотя последний быстро был снят обыкновенным спиртом. Кусочки красочного слоя с этой доски были подвержены действию паров сероуглерода или опущены в самую жидкость, после чего не обнаружилось никакой перемены в весе, хотя они были тщательно взвешены до работы и несколько минут спустя после нее. Оказалось, в конце концов, что живописный слой (лак, масло и краски) не поглощал сероуглерода. Доска была из легкого пористого дерева, в ней были пробуравлены с обратной стороны конусообразные отверстия обычным буравчиком так, что вершина конуса прошла через дерево насквозь до красочного слоя. Эти отверстия многократно заполнялись жидким сероуглеродом, быстро поглощаемым деревом, после чего не было обнаружено ни малейшего следа его действия ни на лицевой поверхности картины, ни в самых красках. Так как известно, что свинцовые белила сильно чувствительны к сернистым соединениям и делаются под действием их черными, то был сделан следующий опыт: очень тонкий и чистый кусок свинцовых белил разделили на 3 части: один был помещен в банку и покрыт жидким сероуглеродом, который мог испаряться в рассеянном дневном свете; то же было проделано со второй частью, но поставили ее в темноте, а третья была оставлена в качестве стандарта. Когда испарился весь сероуглерод, все три части были положены рядом, причем не было обнаружено ни малейшего изменения в чистоте белил; даже тогда, когда небольшие пробы их были прижаты стеклянной пластинкой, под которой они сблизились вплотную, нельзя было провести линий, отделяющей хотя бы малейшее изменение в оттенке. Следовательно, можно считать доказанной полную безопасность употребления сероуглерода, поскольку дело идет о пигментах, применяемых в масляных картинах; по всей вероятности, то же можно утверждать как, для лака, так и для масляного связующего картины. Во всяком случае, теперь нетрудно произвести предварительные испытания в отношении двух последних веществ.

[III] Предохранение дерева, как сухого, так и насыщенного водой, выдвинуло ряд интересных проблем при обсуждении наилучших способов сохранения. Много работы над сухим деревом, которое было попорчено различным образом насекомыми и животными организмами, было проделано в другом месте и в более широком масштабе. При порче дерева насекомыми вопросы сводятся обычно к тому, как укрепить дерево, как разрушить жизнь насекомых во всех фазах их существования, а именно: в яйце, личинке, куколке, или самого насекомого и, наконец, как предупредить дальнейшие повреждения от всяких вредителей. Часто пробовали применять клей или желатину для закрепления дерева, заполняя ими трещины и щели: Этот материал, когда засыхает, способствует закреплению дерева. Но в сырой атмосфере, когда возможен доступ воды к дереву, таким образом обработанному, всегда имеется возможность того, что желатина делается мягкой, а также и активирует рост плесени, приводящей к ее разрушению.1Рекомендуется еще один прием— это горячий парафиновый воск или даже в растворе, но он мало способствует закреплению дерева. Однако он является прекрасным средством в отношении устойчивости к сырости или даже к воде, и любое дерево, обработанное этим средством, не дает подходящей почвы для отложения яиц. Повидимому, одним из обещающих средств является раствор силиката натра (т. е. жидкое натрийное стекло), существующего в продаже как «Р. 84». Если его употреблять крепостью в половину или четверть того, каким он имеется в продаже4, дерево делается твердым и крепким при высушивании и не показывает никаких неприятных наростов. Поверхность его неблагоприятна для отложения яиц насекомых, а если даже и вывелось на нем несколько личинок, то едва ли они смогут вредить дереву, таким образом обработанному.5

Если в сухую музейную атмосферу попадает очень сырое дерево, то приходится многое принимать во внимание. Предположим, нужно сохранить столбы из свайных построек так, чтобы не изменить их формы и сохранить следы от инструментов, употреблявшихся древними плотниками; в этом случае следует избегать малейшего ссыхания и изменения в форме. Как показали опыты, раствор силиката натра, описанный выше, далек от того, чтобы дать хороший результат. Он делается сухим я твердым, когда дерево целиком пропитано им. Выполнить эту работу с бревном, пропитанным водой, является, однако, совсем не легким делом, принимая во внимание величину предмета. Если объект достаточно мал и может быть помещен в сосуд надлежащей формы, из которого можно выкачать воздух хорошим воздушным насосом, то следует удалить воздух из самого дерева, в особенности если температура несколько повышена. При пропускании воздуха в сосуд раствор силиката проходит хорошо в поры дерева.

Подобные затруднения представлялись при разрешении вопроса реставрации старого цилиндра насоса и его поршня, пребывавших в воде, может быть, 150 лет.

При изучении строения дерева в этих двух предметах казалось сомнительным, возможно ли будет ограничить изменение настолько, чтобы морщины, получившиеся в результате обработки, не мешали поршню свободно двигаться в цилиндре после сушки. В этом случае вместо того, чтобы сделать этот предмет твердым и высушить его после обработки силикатом натра, наиболее подходящим средством для получения хороших результатов казался глицерин, в особенности, если предмет был нагрет до 60° С в глицерине в вакууме. Далее вода была удалена, и при пропускании воздуха ее место было занято глицерином, который никогда не высыхает. Вариант этого приема заключается в применении глицеринового - студня (глицерин и желатина), который закрепляется в крайнем случае иммерсией в раствор формальдегида. 6

________

1 Т, е. сулемы — HgCl2. М. Ф.

2 Чистый сероуглерод — бесцветная, сильно пахнущая, сильно преломляющая свет жидкость; кипит при 46°, воспламеняется уже при 150°; очень летуча; требует крайней осторожности в обращении. М. Ф.

3В музейной практике Германии употребление сероуглерода воспрещено законодательным путем. У нас были опыты удачного применения хлопикрина, М. Ф.

4 Достаточно, однако, подвергнуть желатину действию паров формалина, чтобы она потеряла способность растворяться в воде и сделалась несъедобной для плесеней и насекомых. Ж. Ф.

5 Увлечение жидким стеклом, теперь проходит под влиянием неблагоприятных результатов применения в некоторых случаях и благодаря изобретению более эффективных средств для закрепления. М. Ф.

6 Гораздо лучше иммерсии (погруженья) в формалин действует обработка, нарами формалина. М. Ф.

Первоисточник: 
ОЧИСТКА И РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ. А. Скотт, ОГИЗ, М.-Л., 1935
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.