ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

[III] Мы часто наблюдаем, что во многих случаях влага притягивается предметом из стекла или эмали и собирается на его поверхности маленькими каплями, которые в серьезных случаях сливаются и текут по поверхности ручейком. Это случается не только у объектов, подверженных действию наружного воздуха и погоды, но имеет место и в некоторых типах стекол в музейной обстановке, где условия, по-видимому, специально регулируются, чтобы обеспечить длительное сохранение. При этом после некоторого времени наблюдается, что поверхность стекла теряет свой первоначальный блеск; это в особенности видно ясно после промывания и просушки предмета. При рассмотрении под лупой оказывается, что потеря блеска произошла, от множества мелких ямок на стекле. Таким же образом и эмаль склонна разрушаться, хотя возможно, что в последнем случае только одна или две краски в сложной эмали могут быть попорчены таким образом. Причина этого ненормального поведения обычно приписывается употреблению слишком большой дозировки щелочи, в особенности калия, при составлении массы. Этот излишек щелочи, будучи больше того, чего требует отношение в комбинации с наличным кремнеземом, остается в совершенно свободном состоянии и в силу своей природы привлекает влагу и углекислоту из атмосферы, образуя сильно щелочную жидкость, разрушающую. Прозрачные силикаты, из которых сделано стекло, и превращает кальциевые и другие силикаты в матовую форму.

Говорят, что такое стекло «болеет», и эта болезнь происходит от неправильной конституции.

Опыты, проделанные с целью определения точности этого широко принятого объяснения, целиком подтвердили его. Некоторые из тяжко больных образцов выдерживались в течение нескольких дней в атмосфере, насыщенной влагой, а затем промывались. Жидкость после промывания оказалась сильно щелочной и показала присутствие солей калия. Затем образцы выдерживались в течение нескольких дней в дистиллированной воде, которую; часто меняли. После того как они были вынуты, высушены, они показали большое улучшение в смысле поглощения влаги, если их держали в обычной атмосфере, когда же их поместили в атмосферу, насыщенную влагой, оказалось, что их тенденция поглощать воду не была уничтожена. Если в действительности поглощение влаги происходит от излишка щелочей, то, естественно, следует принять средства к их уничтожению обработкой в кислоте. По некоторым причинам вначале была испробована для этой цели уксусная кислота, и оказалось, что она имеет большое преимущество перед дистиллированной водой, но значительно уступает разведенной серной кислоте. Эта последняя кислота, нейтрализуя щелочи, может быть вследствие того, что ее соли калия и натрия не расплываются, по-видимому, совершенно излечивает болезнь. Крепость кислоты должна быть не более -1%. После того как образцы были основательно испытаны во влажной атмосфере, они были еще раз тщательно высушены и покрыты тонким слоем лака даммара, который восстанавливает отчасти первоначальный блеск и образует вдобавок защиту против дальнейших изменений.

Проблема, постоянно стоящая перед музейными работниками и представляющая интерес вообще для коллекционеров, — это определение возраста материала, из которого было сделано стекло данного предмета. Это часто разрешается установлением того, представляет ли материал свинцовое стекло или свободное от свинца. Так как стекло, содержащее свинец, гораздо плотнее, чем стекло, свободное от него, то для разрешения этого вопроса прибегают к обычному приему — определению удельного веса стекол. Однако ясно, что этот метод неприменим в том случае, когда образец содержит пустоты или большие воздушные пузыри, случайные или намеренные. Более верный и более легкий способ его обнаружения — это химический анализ. Если каплю разведенной фтористой кислоты капнуть на стекло и продержать несколько минут, а затем эту жидкость испытать раствором сероводорода, получится черный осадок в. том случае, если свинец присутствует в, заметном количестве. Для проведения этого испытания каплю разведенной фтористой кислоты наносят на поверхность стекла маленькой кисточкой из верблюжьей шерсти или палочкой из дерева. Эту каплю оставляют там, на 15 секунд, а затем прибавляют к ней каплю раствора сероводородной воды. Более легкий и более чувствительный прием — это впитать каплю фтороводородной кислоты кусочком фильтрованной бумаги с предмета на стекло и здесь присоединить к этой капле каплю сероводородной воды. Если свинец имеется, то получается ясно видимое черное пятнышко. Вместо сероводорода можно применить разведенный раствор сульфида аммония или натрия. Так как количество железа во всяком чистом стекле настолько мало, что не может дать заметного цвета в такое короткое время, то этот прием достаточно точен для нашей цели. После этого испытания следует как можно скорее смыть с испытуемого стекла фтористую кислоту.

Едва ли нужно указывать, что глазурь на фарфоре и т. д. может испытываться таким же образом.

Если испытание проводится так, как описывается выше, то на свинцовом стекле никакого знака не остается, и очень слабый знак остается на стекле без свинца. Обычно требуется рассматривание под лупой и специальное знание того места, над которым было произведено испытание, чтобы обнаружить какую-либо разницу на поверхности после проделанного опыта.

Кроме естественного разрушения стекла, встречаются случаи, когда разрушение было вызвано прежней реставрацией стекла, либо при попытке сохранить его или изменить его цвет, либо сделать его более или менее прозрачным. Примером могут служить окна начала XV столетия в часовне богородицы (Lady Chapel) в соборе Wells. Здесь оказался серый, чрезвычайно плотно приставший слой с внутренней стороны окон. Его можно было снять поскабливанием ножом или другим подобным инструментом, и оказалось, что стекло под ним было фактически нетронуто и сохранило свою блестящую поверхность.

Анализ этого слоя показывает, что он состоит преимущественно из сульфата кальция (65%). Кремнезем также присутствует (15%), остальные 20% состоят из воды со следами органического вещества. Результаты анализа выяснили, что материалом был какой-то цемент, который был применен либо для того, чтобы закрыть эти окна, либо затемнить их.

Испытывались многие растворы, чтобы растворить или размягчить этот слой, включая сюда попытку превращения кальция, в карбонат посредством намачивания в растворе карбоната натрия и удаления карбоната либо трением, либо с помощью разведенной кислоты. Пробовали также раствор хлористого бария, в надежде, что получившийся сульфат бария может быть лишен

связности и легко удален вместе с окружающим кремнеземом. Наилучшим реагентом!, пока что открытым, является насыщенный раствор сульфата аммония, который, как известно, растворяет сульфат кальция. Тиосульфат аммония применялся по той же причине, но результат оказался средним. Краска росписи на стеклах оказалась бурой окисью железа, притертой к стеклу или не очень сильно проплавленной к нему. Поэтому невозможно было употреблять крепкие кислоты, как, напр., соляную кислоту, которая быстро разрушает окись железа, оставляя следы живописи в виде шероховатой поверхности на окружающей блестящей поверхности стекла. Следует упомянуть, что самое стекло иногда янтарного цвета, иногда яркозеленого. Ни в том, ни в другом случае внутренняя поверхность не была повреждена покрывающим ее слоем.

Во многих рассмотренных кусках наружная поверхность стекла была изъедена обычными закругленными ямочками, которые чрезвычайно сильно уменьшают прозрачность. Этот недостаток можно смягчить, покрыв стекло слоем канадского бальзама или сходным с ним лаком, но, к несчастью, подобный слой не выдерживает действия погоды в течение долгого времени, а возобновлять его обходится дорого.1

___________

1 Для капитального оздоровления такого стекла было бы возможно напаивать на него с наружной стороны покровное стекло тем же канадским бальзамом, тщательно устранив возможность проникновения, влаги между стекол. Но это уже дело техники. Ф. М.

 

Первоисточник: 
ОЧИСТКА И РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ. А. Скотт, ОГИЗ, М.-Л., 1935
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.