ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

Печатный материал и памятники письменности (1)

[I] В Отделе Печатного материала и памятников письменности в Британском музее имеется для исследования много интересных объектов. В результате проведенных испытаний были выработаны новые приемы обработки, представляющие большую ценность в дальнейшем.

Появление коричневых или других окрашенных пятен по всей бумаге, на которой сделан рисунок, является всегда источником беспокойств для хранителей. Еще большее беспокойство вызывается, если рисунки или памятники письменности окрашены в какой-нибудь цвет, в особенности когда применявшийся пигмент неизвестен.

В том случае, когда основным материалом гравюры или офорта является типографская черная краска или уголь в какой-либо. форме, зафиксированные на своем месте посредством жирового вещества растительного или животного происхождения, осторожное применение агентов беления, которые обязаны своим действием окислению и уничтожению окрашивающих веществ и пятен, может вернуть бумаге первоначальный цвет и даже сделать ее белее. Чтобы избежать ослабления и разрушения бумаги, применяемые растворы должны быть сильно разведенными, например 1/2 или 1%.

Если применяются белильный порошок2или соляная кислот, то вполне достаточным для обычных случаев является одна унция жидкой концентрированной кислоты на литр воды и от 1/2 или 1/4унции хорошего белильного порошка на то же количество воды; состав воды и белильного порошка не требует фильтрования.3 Наилучшим приемом является погружение объекта в соляную кислоту на 10 или 20 минут; затем без промывания следует продержать его в растворе белильного порошка то же количество времени, затем опять перенести в соляную кислоту без промывания. Нужно повторять этот процесс, пока не будет замечаться дальнейшее улучшение, после чего следует промывать в обыкновенной воде в течение нескольких часов. Чтобы удалить все следы свободного хлора, рекомендуется прибавить к воде небольшое количество сульфита натрия4 перед концом промывания. Можно применять вместо белильного порошка так называемый раствор хлорированной соды, т. е. жавелевой воды. Однако последний иногда оказывается слишком щелочным и в таком случае может сделать бумагу слишком мягкой и слабой.

Окрашенные пятна почти неизменно происходят вследствие присутствия плесени или подобных организмов, споры которых существовали в массе бумаги со времени ее приготовления или попали на бумагу из атмосферы. Они растут, питаясь главным образом клеящими веществами, входящими в бумагу, как, напр., желатина, белковые вещества. Для жизни такой плесени и бактерий, по-видимому, существенно необходимым является значительная влажность. Вследствие этого рисовальная бумага, которая находилась вблизи моря, в подземных железных дорогах, проявляла большие признаки изменений. Возвращение такой бумаги в сухую атмосферу в большинстве случаев останавливает рост различных организмов, однако нельзя успокоиться на этом, пока не будут найдены средства, убивающие споры и другие организмы. Были произведены наблюдения над различными предохранителями и антисептическими средствами, с помощью которых можно разрушить эти организмы и таким образом сохранить бумагу и рисунки на ней. Излишне прибавлять, что такие средства, как сулема, совершенно недопустимы, так как чересчур опасны для нежных красок. Наоборот, тимол и сходные с ним вещества в соединении с легким нагреванием, по-видимому, обещают дать хорошие результаты. Формальдегид (формалин), конечно, производит эффект, но его состав и химическое действие едва ли делают возможным отнести его к категории безусловно безопасных средств для этой цели до тех пор, пока не будут произведены тщательные испытания.5С чисто химической точки зрения можно бы перейти к муравьиной кислоте, однако присутствие ее может оказаться опасным для многих красок.

Во многих рисунках и всякого рода картинах в красках белые части делаются или усиливаются посредством свинцовых белил или карбоната свинца (церузы). В обычной городской атмосфере, в которой временами присутствуют в небольших количествах сероводород и другие соединения серы, эти белила со временем темнеют и в конце концов совершенно чернеют вследствие превращения белого карбоната в черный сульфит свинца. Было давно уже известно, что черный сульфит может быть окислен в белый сульфат свинца, и таким образом может быть восстановлена первоначальная белизна с помощью раствора перекиси водорода. Однако применение этого раствора к большинству рисунков или акварелей привело бы почти наверняка к плачевным результатам, даже в том случае, если раствор не содержит других веществ. Растворы перекиси водорода склонны содержать серную или фосфорную кислоту и также соли бария. Все они являются вредными примесями при обработке графического материала. Для практической работы отливают плиту из «парижского» гипса в простой квадратной форме, затем сушат ее. Если налить как можно ровнее по поверхности этой плиты небольшое количество концентрированного раствора перекиси водорода, то получим дающую пары перекиси активную поверхность, в то время как вредные примеси, загрязняющие ее раствор, остаются в гипсе. Помещают почерневший графический материал лицом вниз на расстоянии 1/8дюйма над этой поверхностью; пары перекиси водорода, испаряясь, восстанавливают белизну по истечении нескольких часов.

Этот способ применяется также ко многим плесневым пятнам (рыжеватость), чтобы вызвать подлинный цвет и сделать пятна менее заметными и безобразящими. Это требует больше времени, чем беление сульфита свинца.

Рисунки и картины нередко запятнаны и обезображены маслом и лаком, случайно пролитыми на них; эти пятна, вначале прозрачные и бесцветные, со временем приобретают более или менее темную коричневую окраску. Такие пятна не поддаются действию обыкновенных агентов беления и обычных растворителей, удаляющих краску. Так как окрашенный материал главным образом представлен окисленными маслами и, вероятно, более или менее кислого характера, то решено было попробовать крепкое безводное основание пиридин.6 Его накладывают посредством кисточки из шелковистого стеклянного волокна. Через короткое время жидкость удаляется чистой белой промокательной бумагой. После многократного применения пиридина и этой промокательной бумаги большие пятна настолько ослабляются, что наличие пятен не обнаруживается для случайного наблюдателя, хотя, если их специально искать, то можно найти без затруднения. Таким образом был обработан рисунок Ватто, пятна на котором, вероятно,, получились со времени его выполнения (1710— 1720 гг.). Удаление пятна, имевшего в диаметре 1 дюйм, обнаружило несколько быстрых набросков на задней стороне бумаги, которые первоначально были скрыты этим пятном.

Пиридин (должен быть бесцветным и сухим) быстро испаряется и оставляет неизменной прочность бумаги. Можно считать, что пиридин испарился, когда бумага больше им не пахнет.

[II] В предварительном отчете рекомендовался прием употребления перекиси водорода в виде паров для реставрации тех предметов, на которых есть свинцовые белила, потемневшие от влияний содержащихся в атмосфере примесей. Этот метод с применением гипсовой плиты был широко использован с большим успехом, как для этой цели, так и для беления рыжих пятен («ржавчины»). В отношении последних следует предупредить, что требуется гораздо больше времени для их беления, чем для беления почерневших соединений свинца. Некоторые образцы бумаги делались ломкими и хрупкими после продолжительной обработки, вероятно вследствие того, что связующее вещество бумаги уже во время ее изготовления было окислено и разрушено.

Бумага в большинстве случаев очень хорошо выносит действие перекиси водорода. Кроме того, в случаях, когда при рисунке употреблялись обыкновенные чернила, имеющие в основе железную соль, последние выцветают или приобретают желтый оттенок. Это обнаруживалось в интересном случае с рисунками, считавшимися выполненными сепией, в которой яркие места были усилены применением свинцовых белил. Белила были успешно реставрированы, но детали рисунка значительно пострадали от обработки. Известно, однако, что сепия, несмотря на ее чисто органическое происхождение, не изменяется от действия перекиси водорода, а если происходят изменения, то они незначительны. Дальнейшие наблюдения ясно показали, что предполагаемые рисунки из сепии были сделаны обыкновенными чернилами с железными соединениями, потемневшими от времени, без следа сепии., Тщательной обработкой ферроцианидом калия (железистосинеродистый калий)7и аммонием детали были почти целиком восстановлены, Таким образом, прежде чем подвергать какой-либо рисунок действию перекиси водорода, необходимо установить, каким окрашивающим веществом этот рисунок был выполнен.

Часто возникает вопрос, были ли рисунки выполнены сепией или бистром,8 в связи с чем было произведено много испытаний на картинах и на чистых пигментах с целью найти метод для установления этой краски. Более детальные сведения будут даны по этому предмету только после того, как будет просмотрено большое количество вещей, выполненных заведомо как первым, так и вторым красящим веществом. Пока что раствор гипобромистого натрия (бромноватисто-кислый натрий NaOBr) является наиболее удобным средством при этом испытании. Маленькая капля, помещенная на сепию, делает ее красной перед тем, как выбелить ее, в то время как бистр не дает красного цвета, и беление получается неполным: при рассмотрении в лупу легко увидеть крошечные черные пятнышки на выбеленной поверхности.

В некоторых случаях попадались пятна органического происхождения, вероятно от красных чернил или от красящих веществ, в них присутствующих. Эти пятна в течение многих часов обработки в соляной кислоте и белильном порошке почти не исчезали; они были быстро удалены раствором гидросернисто-натриевой соли9 или втиранием небольшого количества белильного порошка, после чего они были тщательно промыты и обработаны еще раз белильными средствами и окончательно промыты.

Не рекомендуется при некоторой толщине бумаги, а также при некоторых способах и материалах, применявшихся при монтаже картин, употреблять раствор перекиси водорода, наливаемой на плиту из парижского гипса из-за сильной влажности последнего. Даже в том случае, когда гипсовая плита по размерам значительно больше картины, середина картины разбухает сильнее, чем края, вследствие чего получаются морщины и другие деформации, которые не легко исправить даже тяжелым прессом. В таких случаях применяется с успехом раствор перекиси водорода в обыкновенном эфире, раствор накладывается на потемневший объект кисточкой из верблюжьей шерсти.

Считаем излишним указывать, что рисунки, сделанные карандашом или другими подобными средствами, где не имеется вещества, закрепляющего мелкий свинец или порошок на бумаге, ни в коем случае не должны намачиваться или опускаться в раствор. Очень тонкий карандашный рисунок, к сожалению, сильно испорченный порыжением, был прекрасно восстановлен применением перекиси водорода с плитой парижского гипса без малейшего ущерба для картины и бумаги. Остались только самые большие и темные пятна, которые были сильно ослаблены и сделаны менее заметными.

Так был реставрирован индийский рисунок в красках, в котором были применены в большом количестве свинцовые белила при изображении облаков и т. п. Тщательные исследования показали, что другие краски нисколько не выцвели и не изменились. Здесь пользовались обычным приемом с плитой парижского гипса.

Подобным же образом было реставрировано несколько таких же восточных картин, в которых наблюдалось, кроме потемнения белил, отпадение от поверхности, на которой они были написаны. Связующее вещество красок, по-видимому, содержало смолу, придающую краске значительную твердость, вследствие чего она растрескалась. Картины проходили обработку перекисью водорода на гипсовой плите, которая помещалась над разрушавшейся картиной; последняя была покрыта раствором ацетата целлюлозы в ацетоне; этот слой при высушивании плотно удерживал отделившиеся частицы на своих местах, не изменяя значительно поверхности картины даже после двух-трехкратного употребления. Если в какой-либо части появлялся лоск, то его легко удаляли небольшим количеством чистого растворителя (ацетона) на тампоне из ваты или фильтровальной бумагой.

Тот же самый раствор применялся для сохранения некоторых стенных досок из Туркестана, поверхность которых осыпалась так, что к ней нельзя было дотронуться пальцем. Плиты были для музейных целей положены на гипс и растрескались. После тщательной просушки доски обрабатывались в слабом (1/2%). затем в более крепком (5%) растворе ацетата целлюлозы в ацетоне. Эта обработка не изменила художественного эффекта, но зато после реставрации можно было дотрагиваться до поверхности и даже довольно сильно тереть ее.

Важно до употребления раствора ацетата целлюлозы, чтобы вещи были очень сухими. Если на них присутствует влага, то на слое появляется мутный опаловый оттенок, чего, однако, не происходит, если при тех же условиях пользуются раствором целлулоида.

Последний (целлулоидный раствор) дает более крепкую и плотную пленку, однако слишком лоснящуюся на некоторых предметах, вследствие чего, а также по другим причинам, этот раствор не считается таким надежным, как раствор ацетата целлюлозы.

Несколько сходный случай представляет применение раствора ацетата целлюлозы для закрепления разрушающихся тибетских картин на шелку. Здесь особенно ценно было отсутствие лоска на картине после реставрации.

[III] В предыдущих отчетах лаборатории Британского музея были описаны приемы обработки памятников письменности, печатного материала и картин, употреблявшиеся позже с незначительными изменениями в течение целого ряда лет. Они выдержали испытание во времени, и полученный на «большом количестве образцов опыт делает возможным в настоящее время; сообщить больше деталей как относительно имеющихся в настоящее время методов, так и выбора их в отдельных случаях.

При чистке и реставрации выцветших или порыжевших памятников письменности наиболее верным средством являются белильный порошок и разведенная соляная кислота, применяемые с надлежащей осторожностью. Этот прием в особенности полезен там, где пигменты состоят из сажи и подобных разновидностей угля (как, напр., в типографских чернилах).

Пары перекиси водорода (Н2O2) рекомендуются для очистки гравюр там, где нежелательно применение воды.10 Это средство обычно применялось посредством наливания передней на высушенную гипсовую доску, однако оказалось, что в некоторых случаях эта среда содержала влаги достаточно, чтобы сморщить и исказить картину и ее поля. В таком случае прибегали к эфирному раствору перекиси водорода, легко приготовляемому встряхиванием водного раствора коммерческой перекиси водорода с приблизительно одинаковым объемом обыкновенного этилового эфира (так наз. «серный эфир»).11 Эфирный слой плавает на поверхности водного и накладывается на пятна картины кисточкой из верблюжьей шерсти, причем нужно остерегаться, чтобы кисточка не затрагивала водного слоя. Между прочим, надо отметить, что очень чистый раствор перекиси водорода может быть получен и в продаже, где он идет как свободный от солей бария и фосфорной кислоты.

Третий прием применения этого реагента — это в растворе спирта, а именно: одинаковое количество раствора перекиси водорода и чистого спирта просто смешивается и накладывается, как и в предыдущем случае, тонкой кистью. Последний прием предпочтительнее в тех случаях, когда в состав краски входила камедь или желатина. Это делает накладывание жидкости более ровным и уменьшает сморщивание изображения и полей.

Употребление эфирного раствора перекиси водорода хорошо иллюстрируется в работах над многочисленными цветными печатными материалами Вилльямса Блейка, которые выглядели блестяще после очистки этим реагентом. После работы многие из них были выставлены в Отделе памятников письменности и печатных материалов в галлерее короля Эдуарда VII.

Обесцвечивание этих предметов произошло главным образом от обычной причины — от потемнения белил, а во многих случаях еще было усилено плохого качества, желатиной или клеем, применявшийся Блейком.

Спиртовой раствор перекиси водорода был применен на ряде очень интересных и ценных акварельных рисунков Венеции и венецианских островов (около 50 вещей) Джиакомо Гарди (1764—1835 гг.). У них была различная степень потемнения углекисло-свинцовых белил. Это было вызвано действием воздуха, проникшего между листами альбома, в который они были вклеены.

Чтобы убрать старое окрашенное растительное масло и лак, нет лучшего реагента, чем пиридин12 — средство впервые рекомендованное в первом отчете. Хотя он снимает коричневую окраску почти во всех случаях, однако иногда все же невозможно совершенно без следа снять пятно там, где окисление и другие изменения в растительном масле дали нерастворимое вещество, мелко рассеянное по всей ткани. Прекрасный пример успешного применения пиридина представляет арабская книга, на которую было пролито много лет назад масло и масляное пятно со временем сделалось темно-коричневым. При тщательном накладывании этого реагента стеклянной кистью пятно быстро светлело, окрашенный растворитель снимался фильтровальной бумагой и заменялся свежим. Страница была таким образом реставрирована настолько полно, что нельзя было обнаружить последствий пятна. Негатив фотографии, снятой после очистки, также не обнаружил никакого пятна, хотя обычно этот контроль более силен, чем простое наблюдение глазом. Одна гравюра <с масляным пятном, не имеющая особенной ценности, кроме той, что пятна на ней имели более 100 лет, была подвергнута продолжительной энергичной обработке различными реагентами. Первоначальное состояние этой гравюры, по-видимому, указывало, что она лежала где-то в малярной мастерской, так как на ней были пятна: зеленые, красные, тёмнокрасные и чисто белые. Действие пиридина ярко выразилось в разрушении кусков жесткой и высохшей краски, после чего они легко снимались жесткой кисточкой или осторожным действием иглы. Никакой применяемый реагент не мог ослабить пятно, видневшееся внизу картины, которое оставалось даже после продолжительного беления. Оно менее намокало при погружении в воду, чем другие части бумаги. Среди применяемых реагентов были спирт, четыреххлористый углерод, треххлористый этан, треххлористый этилен, ацетон и этилацетат, также и смеси некоторых из них.

Частая причина разрушения старых памятников письменности и печатных материалов и картин заключается в плесени. Пятно может происходить либо от присутствия грибка, что делает необходимым стерилизацию печатных материалов, либо вызвано в прошлом каким-нибудь организмом, который впоследствии исчез. В последнем случае тот или другой из приемов беления, упомянутый выше, обычно достаточен, чтобы снять пятно.

Был выработан метод стерилизации с применением тимола — реагента, который упоминался в первом отчете как средство, очень пригодное и обещающее. Тимол был испытан различными способами и, по-видимому, чрезвычайно эффективен, он легко применяется и безопасен, так как в нем нет химической активности. Применяют его различным образом, смотря по природе предмета, над которым работают. Картины, гравюры, письма» записанные обыкновенными чернилами, и тому подобные предметы легко окуриваются; кладут их на лоток в сосуд с сильно разреженным воздухом, лучше всего под большой стеклянный колпак, содержащий 1/4унции13 тимола. Обыкновенная электрическая лампа» прикрепленная снизу стеклянного колпака, возгоняет тимол в очень короткое время после зажигания, так как его точка плавления 4.4°. О. Воздух внутри ящика скоро становится сильно насыщенным ларами тимола, которые в течение 4 — 5 часов, по-видимому, разрушают жизнь грибков, а также их опор.

Простой опыт испытания эффективности тимола был проделан над японской бумагой, которая, если ее держать влажной при. обычной температуре в течение нескольких дней, всегда покрывалась малиновыми и ярко-желтыми пятнами плесени, даже если она хранилась под стеклом. Это, по-видимому, указывает, что споры этих специфических грибков были в самом материале этой бумаги. Кусок этой бумаги А взят был и обкурен в камере, как это описано выше, в течение 3 часов, а затем был положен между двумя кусочками стекла вместе с необкуренным куском той же бумаги В таким образом, что образцы не касались друг друга. Третий кусок С, сходный с В, был положен отдельно между стеклами, и все три куска были смочены фильтрованной водой и отложены в сторону. Через неделю кусок С покрылся пятнами. Через 3 месяца (несмотря на то, что влага поддерживалась регулярным смачиванием фильтрованной водой), А и В были все еще иммунны, указывая, что А, очевидно, содержало достаточно тимола, чтобы стерилизовать В. После того как сняли стекло, А и В покрылись окрашенными пятнами через несколько недель. Следовательно, все опоры и грибки были убиты тимоловыми парами, когда были между стеклами, таким образом показывая эффективность стерилизующего агента.14 В то же время нужно остерегаться подвергать стерилизованные предметы возможной инфекции грибных спор, избегая Сырости и темноты, способствующих росту подобных организмов.

Картина другого типа, отличающаяся от приведенной выше и имеющая большой исторический интерес, — это портрет Оливера Кромвеля работы Оамуэля Купер, собственность колледжа Sidney Sussex в Кембридже. При рассмотрении ее наблюдались различные формы разрушения, как будет видно из следующего описания.

Портрет был выполнен пастелью на бумаге, наклеен на дубовую доску размером 15Х123/4 дюйма. Эта доска была укреплена наверху и внизу дубовыми шпунтами, чтобы предохранить от искривления; несмотря на эти предосторожности в дереве появились трещины. Частично эти последние, вероятно, были вызваны винтами. Чтобы предупредить увеличение этих трещин, в позднейший период были введены дубовые лапы в форме X. с задней стороны, и все было сглажено рубанком. Картина имела стекло, немного большее, чем ее дубовая доска, и прикреплена к нему полосками бумаги. Очевидно, в недавнее время стекло было снято, чтобы сфотографировать картину. При вторичном укреплении ее клей не был стерилизован и во многих пунктах, по большей части у краев, стали появляться пятна плесени. Особенно это было замечено наверху. Далее появившаяся в доске трещина была заполнена маслянистой замазкой, в результате чего она сделалась еще более заметной, так как масло это диффундировало в бумагу и в мел, делая темнее то и другое и увеличивая полосу щели. Кроме того, нужно было восстановить белила, потемневшие от обычных причин. Итак, требовались следующие работы:

1) уничтожение плесени,

2) восстановление потемневших свинцовых белил,

3) устранение маслянистой замазки,

4) припасовка стекла к доске и устранение прикосновений стекла к пастели.

Картина была фумигирована при сравнительно низкой температуре (40° С) тимоловыми парами. После фумигации оказалось, что остатки мицелия и плесневых пятен можно было снять легко кисточкой из верблюжьей шерсти. Для выцветших свинцовых белил был применен эфирный раствор перекиси водорода. Маслянистая замазка с течением времени сморщилась в трещинах и была легко устранена посредством обыкновенной иглы, а трещины заполнены мелким меловым порошком, окрашенным под различные оттенки. Чтобы дать порошку необходимое связующее качество, употребляли разведенный раствор ацетата целлюлозы. Чтобы покрывающее стекло не соприкасалось нигде с пастелью и в то же самое, время сделать так, чтобы стекло не выдавалось за доску, были введены тонкие деревянные планки, прикрепленные к краям и поддерживавшие стекло на 1/20дюйма

от картины.15 Вое это было фумигировано еще раз тимолом и завернуто сначала в кусок, тонкого полотна, а затем покрыто куском тонкой вязкой бумаги и заклеено мучным клеем, содержащим 1% хлорной ртути,16 чтобы предупредить рост плесени и возможные повреждения от насекомых.

Письмена на материалах, кроме бумаги и пергамента, обрабатывались настолько, что их можно было читать. Одна из самых интересных и на первый взгляд непреодолимых проблем — это сделать разборчивым то, что было написано на воске и что впоследствии было частично расплавлено действием тепла. Летом 1924 г. в серый день были взяты на просмотр две восковые таблички, смонтированные вместе в виде страницы книги, и случайно были оставлены на короткое время около окна. Несмотря на пасмурную погоду, солнце случайно выглянуло на короткое время, и его лучи, падая на почерневший воск, расплавили поверхность, смазав написанное. Тщательным соскабливанием бритвой и легким трением маленькой подушкой из ваты, смоченной в петролейном эфире, этим таблеткам было возвращено первоначальное состояние, и большая часть надписи могла быть снова прочитана. По-видимому, восковая поверхность была зачернена раньше, чем начали на ней писать, и стилос, которым писали, настолько сделал твердыми врезанные линии, что даже при плавлении массы они более или менее точно сохранили свою форму.

Другого типа были свитки тонкой свинцовой фольги, из которых некоторые имели врезанные письмена на обеих сторонах, а некоторые — на одной стороне. Первоначально они были заключены в футляр из тонкого листа меди, несколько более широкого, чем свинцовые листы, которые были 12 дюймов в длину и 11/2 дюйма в ширину.17 Свинцовые полосы были плотно свернуты и затем завернуты в тонкий лист меди, края меди были загнуты над краями свинцового свитка, а один конец был заполнен глиной и запечатан. Медная покрышка превратилась во всех этих случаях в ломкую смесь окиси меди и карбоната, письмена же благодаря корке, образовавшейся на свинце, сделались неразборчивыми за исключением некоторых мест. Без сомнения, соприкосновение двух металлов [образовалась гальваническая пара, М. Ф.] ускорило коррозию, в особенности покрышки. Аккуратно развертывав свинец и промывая разведенными кислотами, обычно, азотной и серной, накладываемыми посредством подушечки из ваты, свинцовую фольгу раскладывали на стекле, и оказалось возможным прочитать то, что осталось от письмен.

Было в работе много бронзовых и медных дощечек с нарезанными письменами; их разрушенная поверхность была восстановлена до металла, что делало возможным чтение письмен, между тем до обработки окиси и углекислые соли меди заполняли и совершенно искажали письмена. К этому мы вернемся позже, в отделе о бронзах.

Для художников и для, тех, кто должен работать со старой рисовальной бумагой, упомянем в этом отделе еще об одном средстве или паллиативе против некоторых затруднений, часто встречающихся при работе на такой бумаге. Когда старая рисовальная бумага погружается в воду, она часто показывает места, делающиеся прозрачными, задолго до того, когда вся остальная бумага вполне пропитается влагой. Это происходит вследствие разрушения связующего в бумажной массе, обычно бактериями. Бумаги, которые были привезены в морскую местность и в другие влажные места, чрезвычайно подвержены этим изменениям; светлые места делаются вроде промокательной бумаги вследствие разрушения в самой массе. Когда акварельные краски накладывают на такую бумагу, эти пористые пятна поглощают большое количество воды, и суспендированный в жидкости пигмент отфильтровывается в бумаге, в результате чего образуются темные места там, где существует большая пористость. Художнику, который столкнулся с таким затруднением, рекомендуется раствор ацетата целлюлозы в ацетоне. Бумагу смачивали кисточкой с этим раствором, затем она была оставлена для просушки. Наилучшая крепость раствора для этой цели, невидимому, от 2 до 21/2 %. В данном случае это оказалось прекрасным восстановляющим средством. Ацетат целлюлозы имеет при высушивании беловато-опаловую поверхность, когда материал, на который он накладывается, не совершенно сухой. В случае с белой бумагой это является некоторым преимуществом. Без сомнения, изменяется пористость бумаги, но эта обработка по крайней мере делает поверхность опять одинаковой, поскольку дело касается акварельных рисунков, что, в свою очередь, позволяет художнику закончить многочисленные рисунки, оставленные незаконченными в течение многих лет.

Изучалась рисовальная бумага, которая имела характерные круглые отверстия, проделанные жучками anobia. Много рекомендовалось реагентов для уничтожения этого вредителя, и самым действительным из них является сероуглерод. Однако недостаток этой жидкости - что она чрезвычайно легко воспламеняется. Четыреххлористый углерод менее действителен в уничтожении этих вредителей, но зато и менее воспламеним. Оказалось, что невоспламеняющаяся смесь может быть составлена из 20% сероуглерода в четыреххлористом углероде. Таким образом комбинируются преимущества того и другого, и их можно применять как уничтожающие вредителей и для бумаги и для мебели.18

_______

1 Prints — не только печатный материал (включая сюда и гравюру, эстампы и пр.), но, как видно из дальнейшего, Al. Scott включает сюда памятники письменности на свинце, вощеных дощечках и т. п., а также акварели и рисунки. М. Ф.

2 Белильная известь — CaCl (OC1) — кальциевая соль, которая заключает два различных кислотных радикала (смешанная соль). М. Ф.

3 Англ. унция = 28,3 грамма. Таким образом, 1/2унции белильного порошка на 1 литр воды, т. е. 1000 г, дает 1,5% раствор. М. Ф.

4 Na2SO3*7H2O. Вся английская терминология удерживается для сохранения единообразия. Объяснение каждого упоминаемого термина можно найти у В. Бетгер, Основы качественного анализа, русск. пер. 1930 г., в «Спутнике химика» и других справочниках. Ж. Ф.

5 Испытания Институтом исторической технологии Академии действия формалина на акварельные краски были проведены в 1925—1928 гг. и дали удовлетворительные результаты. Дальнейшая практика также не дала противопоказаний, почему формалин не изъят из допустимых средств. Употребление тимола дает надежные результаты без опасности посторонних явлений. Ж. Ф.

6 Формула пиридина C5H5N; образуется пропусканием ацетилена и HCN через раскаленные трубки: 2C2H2 + HGN = C5H5N; бесцветная жидкость с неприятным запахом. М.Ф.

7 K4Fe(CN)6.

8 Под этим названием разумеется препарат из не вполне обуглившейся древесины специального сорта бука Немецкие руководства для художников (вроде популярной книги Janicke) под этим именем имеют в виду препарат окиси железа, содержащей немного марганца. М.Ф.

92NaHSO3 + S02 + Zn -> Na2S2O4 + ZnSO3 + H2O. M. Ф.

10 Однако совсем нельзя применять Н2О2 там, где бумага утеряла свое связующее, как это выяснили лабораторные работы Института во время реставрации наследства Д. И. Менделеева. М. Ф.

11 Как известно, этиловый эфир [(С2Н5)2О] никакой серы не содержит, и название удержалось от старого способа его обработки. М. Ф.

12 См. сноску на стр. 15.

13 Т. е. 7,09 грамм.

14 Они были заражены, очевидно, уже за счёт спор, находившихся в воздухе, или прежние споры не были убиты, а лишь надолго оглушены действием тимола. Лабораторией Института были проведены опыты по заражению плесневыми грибками осетрового клея, желатины и агар-агара; результат опытов показал, что даже в том воздухе, который находился в предварительно стерилизованной пробирке в момент вливания в нее пробы клея, имеется достаточно спор для развития плесени в тщательно закупоренной пробирке. М. Ф.

15 Т. е. 12 миллиметров. М. Ф.

16 Сулема HgCl2 М. Ф.

17 Т. е. 30 см на 3,75 см. М. Ф.

18 Многочисленные опыты лаборатории Института с сероуглеродом и его действием на различные пигменты заставляют все же считать полную безвредность сероуглерода для красок подверженной сомнению. Лучшие результаты дает, невидимому, хлорпикрин (однако необходимы дальнейшие опыты) и циангаз; но последний абсолютно недопустим там, где в связующее в видах дезинфекции была введена карболовая кислота или нечто подобное; такое связующее под действием циангаза совершенно чернеет. Ж Ф.

Первоисточник: 
ОЧИСТКА И РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ. А. Скотт, ОГИЗ, М.-Л., 1935
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.