ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ОЧИСТКА И РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ (1935)

Скотт А.
DEPARTMENT OF SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL RESEARCH
The Cleaning and Restoration of Museum Exhibits
Reports upon Investigations conducted
at the British Museum
London 1921, 1923, 1926.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ имени Н. Я. MAPРА
Институт Исторической Технологии
Кафедра реставрации и консервации Заведующий кафедрой М. В. Фармжовский

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Отчеты д-ра Al. Seotfa о работах лаборатории Британского музея по реставрации музейных предметов сделались в своем роде классическим руководством в данной области. Кроме них, можно указать только на книги Rathgen'a и Lucas'a,1 представляющие систематические руководства, написанные для музейных работников. Другие книги по реставрации касаются обыкновенно лишь одной какой-нибудь группы предметов, напр., бронзы, тканей и т. п.

Отчеты Scott'a имеют перед ними своеобразное преимущество: они развертывают самый процесс выработки методов реставрации, излагая удачи и неудачи, последовательное усовершенствование приемов и результаты наблюдений над одними и теми же предметами через год и через пять лет после их реставрации. Эта очень ценная особенность отчетов Scott'a была одним из мотивов для их перевода.

Но и помимо такого дидактического и методологического преимущества, знакомящего нас, так сказать, с самой «кухней» реставрационного и консервационного дела, книги Scott'a имеют перед книгой, напр., Lueas'a, большую ценность именно для нас как сборник хорошо проверенных рецептов, принятых в лаборатории Британского музея, где коллекции со времени мировой войны испытали совершенно те же злоключения, что и в наших музеях: отсутствие или недостаточность отопления, сырость и т. п. Таким образом, Scott 'знакомит нас с условиями и процессами разрушения, с чем должны бороться и мы в наших музеях. Тем более, что и самые климатические условия Англии гораздо ближе к нашим, чем условия Египта, где делал свои практические работы Lucas.

Для удобства пользования отчетами Scott'a в музеях как справочной книгой при реставрации все три отчёта соединены вместе, а самое описание работ разбито по материалам: железо, бронза и т. д. (Римские цифры I, II, III в начале главы показывают, из какого отчета взят текст). Таким образом мы получаем систематическое обозрение главнейших материалов, правда, не исчерпывающей полноты, но во всяком случае дающее хорошую опорную точку.

Перевод отчетов Scott'a является началом ряда изданий в этом направлении. Наши многочисленные музеи испытывают сейчас большую потребность в этого рода литературе; то, что было издано Государственной Академией истории материальной культуры по вопросам реставрации, в виде небольших инструкций,2 частью разошлось и стало библиографической редкостью, частью требует переработки и дополнения, к чему Институт исторической технологии уже приступил. В качестве дополнения к своим собственным исследованиям и инструкциям предполагается издать перевод упомянутой хорошей книги Lucas'а, имеющей сравнительно с отчетами Scott'a дополнительные главы (режим помещений, общий уход за вещами и т. п.) ипредставляющей особый интерес для музеев наших южных областей и республик, где климатические условия имеют некоторые черты, родственные Египту, как, напр., Крым, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан и т. д.; для них наблюдения Lucas'a будут особенно ценными.

При огромной ценности наших советских музейных и археологических коллекций работы по научному обоснованию и освещению методики и рецептуры реставрационного и консервационного дела могут и должны сыграть крупнейшую роль в деле организации и лучшей постановки работы по реставрации и консервации этих музейных ценностей. Нужно быстро и решительно покончить с все еще наблюдающейся кустарщиной и дело реставрации и консервации поставить на прочные научные, экспериментально проверенные основы. Этот научный интерес, увязанный теснейшим образом с практикой в нашем музейном деле, на общем фоне гигантских побед социалистического строительства, нигде не имеет таких возможностей для своего осуществления как у нас в СССР. Только в СССР может иметь место широкая научная постановка дела, в частности, реставрации и консервации, в отличие от капиталистических стран, в данном случае — Англии, где как даже в предисловии к выпускаемой книге А. Скотта «Отделом научных и промышленных исследований», подчеркивается значение таких работ в смысле возможностей «повысить денежную и антикварную ценность предметов». Для нас в Советском Союзе интерес и в этой области работы лежит прежде всего и главным образом в том, чтобы на основе применения данных науки сохранять и восстанавливать вещественные памятники культуры в целях лучшего изучения и освоения наследия прошлого в интересах дальнейшего развития исторической науки и большего вооружения многомиллионных масс строителей социализма знанием истории человеческого общества.

__________

1 D-г Rathgen, Die Konservierung von Altertumsfunden, Berlin, 1913—1924 гг.; D-г Lucas, Antiques, their Restoration and Preservation, London, 1932 r.

2 Материалы по методологии археологической технологии, издававшиеся Институтом археологической технологий ГАИМК, выпуски I — XIII.

Первоисточник: 
ОЧИСТКА И РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ. А. Скотт, ОГИЗ, М.-Л., 1935
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.