ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Реставрация зеркал.

Зеркала кабинета частично фацетированеы и снабжены резными деталями, которые крепятся к зеркалу через просверленные отверстия. Полированная фаска шириной15-20 мм, толщина стекол 3-4 мм, стеклянная масса в поперечном разрезе коричневатая или зеленоватая. Кромки неправильные, обрезаны не алмазом, но обломаны (? – gekroselt).

Повреждения.

Стеклянная поверхность зеркал почти полностью разрушена. Осколки частично лежат в углублениях досок. Только две доски и часть профилей потолка имеют неповрежденные зеркала. На потолке и в нишах. Где зеркала были вставлены без рам, сохранились только фрагменты. Ни на одном из стекол не были замечены следы стеклянной болезни.

Нанесенная на оборот старых барочных стекол неповрежденная амальгама имеет блестящую серебряную и слегка пузыристую структуру, частично сохранилась бумажная подложка. Большая часть амальгамы имеет царапины и почернения на различных стадиях коррозии – вследствие повреждения водой. Неправильного хранения и воздействия атмосферы.

Дополнения.

С первого взгляда на зеркала различимы - наряду с оригинальными стеклами - еще 3 или 4 сорта зеркал из поздних доставок. Они отличаются более высокой прозрачностью стеклянной массы и/или толщиной стекла, а также благодаря защитным лакам, которые стали употребляться только с конца XIX века.

Исследования.

Рентген-флюоресцентный анализ – стекло, амальгама, спектральный анализ на основе атомной эмиссии – содержание бора, фурье-инфракрасная спектроскопия и рентген- диффрактометрия – лаки.

Методы зеркального литья.

Зеркала Кабинета были изготовлены во Франции в. К .XVII в. методом зеркального литья. Изобретатель метода – работавший в Орлеане Бернар Перро (Bernar Perrot), который в 1689 году получил патент от Академии наук на изготовление плоских стекол методом литья. Применявшаяся ранее методика позволяла получать зеркала определенного ограниченного размера: выдувание стеклянных цилиндров, разрезание их, раскатка и вальцовка.

Первая мануфактура по литью зеркал была основана в 1688 г. в Париже (Thevart) и через несколько лет переведена в г. St. Gobain на севере Франции.

Процесс литья.

Отдельные процессы зеркального литья воспроизведены в Энциклопедии Дидро и д`Аламберта :

смешивание песка, флюса (например, экстрагированная сода),

извести и отбеливателя,

fritten - ?

варка

снятие стеклянной массы черпаками,

вальцовка,

длительное охлаждение застывшей массы в холодных печах,

шлифовка чистым песком,

полировка – например, цинковым порошком на фетре.

нанесение зеркального слоя на оборотную сторону: ртуть на тонкой цинковой фольге (состав амальгамы – 77% ртути и 23% цинка).*

Химическое серебрение.

Только в XIX веке появилась альтернатива ртутной амальгаме – химическое серебрение, менее вредное для здоровья. При этом тонкий слой серебра на поверхности стекла образовывался за счет редукции базисного раствора солей серебра с альдегидами – глюкозой, фруктозой, галактозой. Этот метод был изобретен в 1835 году немецким химиком Юстусом фон Либигом (Justus von Liebig), но, благодаря большой конкуренции производителей амальгамы, начал применяться в промышленных масштабах только спустя 50 лет. **

С 1889 г. изготовление ртутной амальгамы должно было сопровождаться защитными мерами, более дорогими, чем процессы серебрения. Зеркала с амальгамой поглощают большую часть падающего света – по сравнению с посеребренными (33% в отличие от 9% посеребренных). Поэтому, а также из-за меньшей прозрачности стеклянной массы, барочные зеркала выглядят всегда темнее, чем современные – аспект, который нужно принимать во внимание при подгонке и реставрации зеркал.

Состав оригинальных стекол.

Оригинальные стекла – в большинстве своем поздние барочные кристаллические стекла, в состав которых входят песок, поташ (K2CO3), KNO3, а также незначительные добавки натриевых флюсов (обычно NaCl). Большая химическая стойкость стекла зависит от добавки необходимого количества CaCO3. Подцветка стеклянной массы вызвана добавкой MnO2 – толи по невежеству, толи специально, чтобы достичь традиционного ранее темного тона. Для достижения подобного тона можно было использовать лучшие добавки – например, арсеника (Arsenik As2O3) – в то время известного уже более 30 лет.

Распределение побочных и микроэлементов, являющееся показателем вида и чистоты стеклянного состава, типично для плоских и выдутых стекол того времени. Было исследовано 8 оригинальных стекол, сходных по своему составу, происходящих предположительно из одной мануфактуры. По аналогии с европейскими дутыми стеклами XYII – XYIII веков Можно предположить, что зеркала из замка Мерсебург с содержанием калия и извести немецкого происхождения, а не куплены в Венеции. Венецианские зеркала в большинстве случаев производились с применением натриесодержащей содовой золы (Sodaasche).

Подобные зеркала, согласно современному состоянию знаний, производились и во Франции: Дидро говорит исключительно о применении экстрактированной соды ( Na2CO3). В Германии в то время было очень мало зеркальных мануфактур в Саксонии (Дрезден, 1700), в Бранденбурге (Нойштадт, 1669) и в Южной Германии (Нюрнберг, Вюртенберг). Согласно Цедлеру, зеркала из Дрездена и Нойштадта-на-Доссе ценились так же высоко, как и зеркала из Мурано, Франции и Англии. Следы хрома и никеля (подцветка) характерны и для ранних стекол. Эти стекла могли быть вставлены в виде дополнений при монтаже Зеркального кабинета в бывшем Немецком музее в Берлине.

Зеркала XIX века.

В зеркальных дополнениях XIX в. (зеркала с амальгамой) стекло принадлежит к типу «сода – известь» (Natron – Kalk), подцвечено арсеником. Применяли синтетическую соду, кроме того, высокое содержание хлора свидетельствует о загрязнениях NaCl. Речь может идти о соде, синтезированной после давних опытов Лебланка с кухонной солью. Эта методика введена в применение только между 1787 и 1838 гг. и затем дополнена привычной до сего дня методикой «Solvay», что позволяет получить чистый конечный продукт. В амальгаму могли также вводить медь. Это элемент, которым - в соответствии с источниками позднейшего XIX в. – легировали цинковую фольгу, чтобы улучшить адгейзию к стеклу.

Варианты реставрации.

1.Реконструкция. Замена зеркального слоя.

За: не нужна консервация (дешевле), отсутствие швов.

Против: потеря еще сохранившейся зеркальной субстанции.

2. Сохранение зеркального слоя и дополнение утрат.

Консервация сохранившихся частей зеркального слоя, упорядочивание их, дополнение утрат подходящим материалом (фольга и т.п.), очистка, сохранение старых дополнений.

За: мало издержек.

Против: материал дополнений должен хорошо «вписаться».

3. Сохранение.

Консервация и упорядочивание сохранившейся субстанции, утраты не дополнять. Сохранять ли старые дополнения?

За: дешево.

Против: эстетически неудовлетворительно.

4. Сохранение и высококачественное дополнение.

Консервация и упорядочивание сохранившейся субстанции, если необходимо – удаление старых дополнений XIX - XX вв., новые дополнения высокого качества.

За:

Против: проблематичен переход от старого зеркала к новым доставкам, большие издержки.

_____________

* Подробно о методе – см. Per Hadsung , The tin-mercuty mirror, 1993.

** Elisabet C. Vaupel, Justus von Liebig and the silver plating of glass, 1991.

Первоисточник: 
Restauro (www.restauro.de) Перевод с нем. Перовой Е.Г.
Информисточник: 

Перова Е.Г.

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.