ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Применение циклододекана в реставрации бумаги. Закрепление водорастворимых красок перед водной обработкой.

Корнелия Бандов (Bandow)

Циклододекан – пленкообразующий материал и принадлежит к группе насыщенных неполярных ацикличных углеводородов, обозначаемых также как циклоалканы. (Cycloalkan). Формула циклододекана C12H24, атомы углерода организованы в кольцо. Циклододекан с его белой кристаллической структурой принадлежит к твердым циклоалканам. Температура плавления между 58 и 61°С, температура кипения 243°, возгорания 265°С. Циклододекан находит свое техническое применение в производстве полиамидов.

Решающее значение для применения циклододекана в качестве закрепляющего средства перед промывкой является его водонерастворимость и безостаточная сублимация. Это означает, что субстанция улетучивается при комнатной температуре непосредственно из твердого состояния, минуя жидкое.

Для применения циклододекана в реставрации удобно, что процесс сублимации занимает несколько дней. Поэтому он может служить в течение некоторого времени в качестве водоотталкивающего укрепляющего состава фиксатива для красок и печатей. В отличие от других пленкообразующих фиксативов, таких, как желатин, Klucel или ПВА, которые подвергаются процессу старения, циклододекан сублимируется, не оставляя в бумаге никаких остатков.

В связи с этими обстоятельствами мы применяли циклододекан при обработке на вакуумном столе и при промывке в ванне чувствительных к воде карт и документов.

Возможности применения.

Циклододекан можно наносить на бумагу либо как насыщенный раствор, либо как расплав (Schmelze). Раствор: при помощи магнитной мешалки 10 г циклододекана растворить в 8,0 г петролейного бензина 100-140 или в 6,5 г петролейного эфира 30-40.

Нанесение раствора.

Перед нанесением раствора бумагу нужно увлажнить петролейным бензином 100-140. Это позволит раствору лучше проникнуть в бумагу. Увлажнение бензином дает темный маслянистый ореол, который испарится через несколько часов. Предварительно следует проверить, не растворяется ли от бензина сам красочный слой, который хотят закрепить, иначе может образоваться неприятный затек краски. Раствор наносят широкой кистью. Этот процесс повторяют несколько раз, также и с оборота, чтобы достичь хорошего впитывания. Белые кристаллы становятся видимы на поверхности приблизительно через 3 минуты.

После испарения растворителя остается гидрофобный слой, который из-за его кристаллического состава не является гомогенным, поэтому при водной обработке остается опасность проникновения влаги.

Нанесение расплава.

Кристаллы циклододекана расплавляются на электроплитке при 60°С до бесцветной жидкости. Объект нужно положить рядом с плиткой, чтобы избежать долгого перемещения расплава и преждевременной кристаллизации. Расплав наносят широкой кистью на соответствующий участок. Предварительное увлажнение бензином улучшает проникновение. Степень проникновения в бумагу узнается по тому, насколько бумага делается прозрачной с оборота. После каждого нанесения расплава кисть должна быть снова увлажнена бензином. Практично прямое нанесение расплава циклододекана тепловым шпателем.

Если циклододекан лежит сверху только как пласт, то есть опасность, что во время водной обработки этот пласт может сместиться, и вода проникнет к красочному слою. Чтобы этого избежать, нужно предварительно увлажнить бумагу насыщенным раствором циклододекана. Можно, применяя тепловой шпатель, слегка расплавить нанесенный слой, что позволит ему лучше впитаться. Работать лучше под вытяжкой, т.к. при процессе плавления выделяются неприятные испарения. Циклододекан не ядовит, но контакт с кожей может вызвать ее раздражение.

Влияние качества бумаги на сублимационные свойства циклододекана.

Качество бумаги имеет решающее значение для прочного фиксирования красочного слоя. Толстая, хорошо впитывающая бумага благоприятствует нанесению раствора благодаря капиллярным свойствам волокон, но и способствует краткому времени сублимации, т.к. газообразная субстанция улетучивается быстрее.

Из насыщенного раствора циклододекан сублимируется гораздо быстрее, чем из расплава. Если слой циклододекана на отдельных участках воздухопроницаем, процесс сублимации ускоряется. Он протекает в 2 фазах: 1 – сублимация с поверхности, 2 – сублимация из волокон бумаги.

Были протестированы следующие образцы бумаг:

Бумага для пишущих машинок - при одностороннем увлажнении хорошее впитывание раствора.

Белая копировальная бумага – плохое впитывание, желательно двухстороннее покрытие (это связано с длительной сублимацией при нанесении расплава).

Бумага из древесной массы – хорошее впитывание без предварительного увлажнения. Бумага принимает много циклододекана, поэтому сублимация замедлена.

Чисто тряпичная бумага – хорошее впитывание без предварительного увлажнения. Бумага впитывает циклододекан равномерно, сублимация длительная.

Разграфленная бумага для конторских книг – необходимо предварительное одностороннее увлажнение, пропитывать раствором нужно с обеих сторон.

Мелованная бумага – не подходит для данной методики, т.к. поверхность гидрофобна и раствор не впитывается в штрихи.

Влияние растворителя.

Для растворения циклододекана применяется петролейный бензин 100-140 или эфир 30-40 (цифры указывают на точку кипения в градусах Цельсия). Из-за быстрого испарения эфира не происходит его глубокого проникновения в бумагу, так что соответствующий участок фиксируется не слишком надежно.

Время сублимации раствора.

Время сублимации циклододекана после нанесения раствора зависит от техники нанесения и степени проникновения в волокна бумаги и занимает от 12 до 48 часов. Применение холодного воздушного фена (вытяжки, вакуумного стола) ускоряет время сублимации. Замедлить сублимацию можно, накрыв объект пленкой.

Время сублимации расплава.

Время сублимации расплава – 8-10 дней. Длительность зависит от толщины слоя и от того, нанесен он с одной или с обеих сторон. Мелкие белые частички циклододекана могут быть удалены с поверхности механически или постепенно испаряться без остатка, после чего красочный слой (чернила, штемпельная краска) будут находиться в своем первоначальном состоянии. По мере того, как циклододекан сублимируется, увеличивается чувствительность красок к воде, поэтому не рекомендуется запаздывать с водной обработкой.

Время обработки.

Во время водной обработки действенность гидрофобности зависит: 1 – от выбора раствора или расплава циклододекана; 2 – от способности бумаги впитывать воду.

Слабопроклеенная, хорошо впитывающая бумага легко принимает воду период ее гидрофобности короче, чем у хорошо проклеенных бумаг. Водная обработка должна следовать как можно скорее после процесса укрепления циклододеканом, чтобы не сократить период гидрофобности и избежать всякого риска. Нужно иметь в виду, что пока на поверхности виден равномерный слой циклододекана, защита красочного слоя гарантирована еще на некоторое время.

Водочувствительные краски, штемпели.

При водной обработке современных документов многочисленные штемпели и цветные подписи представляют большую проблему. Чтобы предохранить их, на различные тексты, выполненные чернилами, наносят циклододекан. Также проблематична обработка карт и планов с акварелью и гуашью: краски часто растворяются и дают отпечаток на подложку.

Обработка на вакуумном столе.

Растворения красок при водной обработке можно избежать, работая на вакуумном столе. Часто краски проходят насквозь и дают негативное изображение на обороте. Чтобы предотвратить это, циклододекан нужно наносить равномерно с обеих сторон. Затем объект, находящийся на вакуумном столе, нужно опрыскать раствором воды с этанолом. Время обработки короче, чем в ванне. Для штемпельных чернил возможно незначительное сквозное впитывание. Но на интенсивность цвета это не влияет.

Раствор.

На сильно загрязненных объектах вокруг закрепленных участков могут образовываться затек, которые видно после сублимации. Фиксация раствором на петролейном эфире 30-40 небезопасна из-за высокой t° испарения раствора. Оба растворителя могут применяться в комбинации. Из-за того, что слой циклододекана имеет кристаллическое строение, вода все же может воздействовать на краски.

Расплав.

По сравнению с раствором, нанесение расплава кистью или тепловым шпателем является лучшей защитой для чувствительных красок. Штемпели и т.п. краски должны быть обработаны с двух сторон. После 10-минутного опрыскивания водой или смесью вода/этанол не наблюдается изменений красок и штемпелей.

При работе на вакуумном столе слой циклододекана не должен быть толстым, чтобы различная способность защищенных и незащищенных участков к растяжению не приводила к короблению и образованию складок. При нанесении толстого защитного слоя бумага сильно деформируется. При одностороннем нанесении вода может проникнуть под пленку циклододекана, приподнять чешуйки, и краска начнет уходить. Это указывает на плохое проникновение расплава в волокна бумаги.

С тепловым шпателем расплав лучше и равномернее впитывается в бумагу. Предварительное увлажнение оборотной стороны содействует проникновению циклододекана вглубь. При нанесении расплава на оборот предотвратит сквозное впитывание красок, а многократное нанесение раствора на лицевую сторону воспрепятствует растворению.

Обработка в ванне.

Обработка в ванне проводится в течение 20-30 минут в теплой воде (35-40°С). Отдельные листы осторожно промываются на сетках. При этом способе обработки краски находятся в большей опасности, поэтому нанесение гомогенного расплава циклододекана является непременным условием.

Возможности хорошего нанесения и впитывания расплава:

Предварительное увлажнение раствором циклододекана (осторожно на загрязненных участках).

Нанесение расплава непосредственно на красочную область при помощи теплового шпателя.

Двухстороннее нанесение.

Особенности увлажнения.

При водной обработке все не гидрофобные участки сильно набухают и растягиваются. На пограничных областях образуются напряжения, которые могут привести к образованию складок или грязевых затеков, видимых только после сублимации. Особенно тонкие растягивающиеся бумаги при нанесении толстого слоя расплава деформируются и изменяют структуру. Деформация не всегда устраняется последующей обработкой.

Укрепление красок в связи с процессом дублирования.

При проведении дублирования на японскую бумагу проникновение влаги необходимо. Часто многие краски реагирую на этот процесс и дают отпечаток на подложку. Для одиночных точечных участков, например: зеленые деревья или красные крыши домиков на картах с ручной раскраской, - возможна защита красок с лицевой стороны тонким слоем расплава. Прочность дублирования от этого не меняется. При наличии больших гидрофобных участков стабильного дублирования на основе клейстера гарантировать нельзя.

Первоисточник: 
Restauro (www.restauro.de) Перевод с нем. Перовой Е.Г.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.