ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Опыт реставрации, консервации и монтажа живописи на стекле.

Елена Аньини (Agnini)

Живописью на стекле специалисты называют чаще всего наивную пеструю дилетанскую живопись – примитивное народное творчество, возникшее в Южной Германии между 1750 и 1850 гг. Однако подобные произведения создавали порой выдающиеся мастера, такие, как Иоганн Вольфганг Баумгартнер – мастер фресок из Аугсбурга.

В прежние времена для обозначения подобной живописи употребляли термины Amelieren, Amolieren, Amulieren, Gamalieren. «Амелированные плоские стекла» - так определяли технику, в которой были выполнены произведения старых мастеров, например «Madonna dell'Umilito» работы Лоренцо Солимбени (офорт на стекле, San Severino Marche, Macerata, Halien, нач. XV в.).

Frieder Ryser полагает, что искусство амелирования применялось уже во времена римской античности, оно высоко ценилось в средневековой Европе. Начиная с XV в. производились выдающиеся произведения подобного искусства. Т.о., южно-немецкая живопись на стекле представляет собой только одну эпоху расцвета этой отрасли народного искусства, которое вдохновило творчество группы «Голубой рыцарь» и В. Кандинского.

Техника.

Существует 18 различных техник обработки стекла и живописи на стекле с применением масла, темперы, водных красок или в смешанной технике – с комбинациями различных связующих. В качестве основы выступает плоское стекло – по типу оконного. Старинные выдутое и плоско формованное стекло по большей части тонкое и легко коробится.

Живопись на стеклянной пластине и рамка, которая может быть обработана различным способом, составляют общую картину. Существенное влияние на живопись также оказывают деревянная задняя стенка и часто встречающиеся внутренние прокладки между задником и оборотной стороной стекла, сделанные из цветной бумаги или фольги. Они являются составной частью живописного произведения и позволяют уточнить его происхождение, датировку и вид первоначального монтажа.

Живопись на стекле необычайно чувствительна к давлению и сотрясению. Хрупок не только несущий материал – стекло, но и красочные слои, которые имеют слабое сцепление с поверхностью стекла. Из-за неправильного размещения и обхождения возникают царапины и трещины. Неквалифицированная реставрация приводит к дальнейшим – часто необратимым – повреждениям.

Поиск подходящей методики.

В начале 80х гг. начались поиски подходящей методики реставрации и консервации. В то время не было испытанных методов, а знания о живописи на стекле были весьма скудными. Поэтому работа велась совместно двумя реставраторами: Angela Huckel – живопись и Elena Agnini – стекло.

Повреждения, вызванные старыми реставрациями.

Из-за того, что объекты с живописью на стекле не ценились в свое время достаточно высоко, их ранние реставрации представляют собой большую проблему. Использовались неподходящие материалы, проводимые мероприятия были убогими и недолговечными.

Многие картины не имеют задников, поэтому они сильно загрязнились. Их очистка проводилась неумело и повреждала красочный слой. Часто в полость между стеклом и задником проникали насекомые и повреждали вложенные материалы. При снятии задника оттуда выпадают кучки мертвых насекомых.

В качестве клея для поврежденного стекла использовали все виды клеев, которые сейчас с трудом можно удалить. Из-за неумелого применения клея красочный слой разбух и/или сильно изменил цвет. Во многих случаях осколки стекла склеены полосками бумаги не встык, а внахлест по лицевой стороне, т.е. по красочному слою! В этом случае часто возникают утраты, т.к. взаимодействие с клеем приводит к тому, что красочный слой крепче держится на бумаге, чем на стекле.

Характерная картина повреждений такова: сетчатые трещины с отслоениями и отставшими чешуйками – вследствие потерянного сцепления с основой. Когда стекло разбито на много осколков, по краям рамки находятся уже отделившиеся, свободно лежащие красочные частицы.

Повреждения, вызванные особенностями живописной техники.

Уже говорилось, краски и связующие в принципе плохо держатся на гладкой поверхности стекла. Если с поверхности стекла не был удален свойственный стеклу жир, то сцепление еще меньше. Случается, что некоторые краски содержат слишком мало связующего. По этим причинам опасность угрожает только одной краске или только одному участку изображения.

Выбор закрепителей.

Количество публикаций, посвященных обработке стеклянных картин и их реставрации, невелико. Многие коллеги применяют микрокристаллические воски, используемые при реставрации объектов с эмалью.

Автор статьи достигла хороших результатов в проблематичных случаях с микрокристаллическими низкоплавкими восками. Но долговременных испытаний не проводилось. В США для укрепления живописи на стекле применяется синтетическая смола Arkon P70/P90, предназначенная для реставрации масляной живописи и прошедшая тесты на долговечность только по отношению к живописи на обычных носителях (не на стекле).

Основываясь на результатах исследований, проводившихся в Мюнхене, считает автор, можно рекомендовать в качестве закрепителя воск с возможно низким содержанием кислот. Мы исходим из того, что закрепитель должен подбираться в зависимости от красочной техники и картины повреждений, т.к. невозможно выбрать один закрепитель для всех картин на стекле, учитывая разнообразие связующих и красочных техник, присущих этому виду живописи.

Выбор закрепителя очень важен, т.к. может возникнуть эффект насыщения – т.е. потемнение красочного слоя из-за изменения индекса светопреломления красочных тонов.

Картины на стекле плохо переносят тепловое воздействие, которое может причинить повреждения как краскам, так и стеклу. Поэтому очень важно, чтобы объект нагревался очень осторожно и не слишком долго и только тогда, когда нет другой возможности успешно уложить и укрепить красочный слой.

Укрепление красочного слоя.

Основой нашей работы было отсутствие профилактических мероприятий. Укреплять нужно только там, где красочный слой фактически ослаблен. Мы проверили:

· Гидроксипропилцеллюлозу (Hydroxyprophylcellulose ) – Klucel

· Метилцеллюлозу – Tylose

· Акриловую смолу – Plexisol, Plextol D 466

Средства наносились кистью или распылителем. После нанесения термопластичного закрепителя красочный слой нужно слегка нагреть, чтобы уложить чешуйки краски.

Для того чтобы вернуть на свои места отдельные частички краски, приклеившиеся к бумажным полоскам, скрепляющим разбитое стекло, применяли термопластичный клей Beva371. Бумага с красочным слоем внизу была уложена на стекло с клеем. Благодаря нагреванию и надавливанию краски опять прикрепились к стеклу. Бумага удалена – частично с помощью компрессов.

Для укрепления слабого красочного слоя мы применяли также небеленый пчелиный воск без смоляной составляющей и без любых растворителей. Это средство укрепления подходит для сильно шелушащегося красочного слоя. Благодаря нагреванию и воску красочный слой становится мягким и эластичным, что позволяет уложить без повреждений даже крупные фрагменты красочного слоя, отошедшие от стекла на целый сантиметр. Даже те частицы, которые сдвинулись со своих мест, можно – при большом терпении – подвести на нужное место и укрепить.

Процесс.

Стекло положили красочной стороной вверх на теплый мат – плоский нагревательный элемент из силиконового каучука, который может держать нужную температуру благодаря регулятору. Прямо на шелушащийся рыхлый красочный слой положили очень тонкую пластинку чистого пчелиного воска. Нагревательный элемент должен очень медленно и равномерно нагреть стекло вместе с красочным слоем до точки плавления воска. Когда воск начнет плавиться, его нужно распределить по слабому красочному слою, легко растирая мягкой кистью. Воск своей тяжестью придавит частицы краски вниз, удержит их и заполнит пустоты, что произойдет благодаря капиллярному проникновению воска в пространство между стеклом и красочным слоем.

В заключение на поверхность положили гостофановую пленку с силиконовым покрытием и придавили еще отстающие частички краски к стеклу с помощью мягкой ткани или ватных тампонов. Благодаря равномерному нагреванию воск и гостофановая пленка позволяют, как правило, уложить все отстающие чешуйки и пузырьки на красочном слое. После охлаждения пленку осторожно сняли, и излишки воска удалили ватными тампонами с бензином (Testbensin) .

Укрепление металлической фольги и накладок.

Для металлической фольги и накладок на стекле не найдено до сих пор удовлетворительных средств укрепления. Фольга не проницаема для воска и препятствует проникновению укрепляющих средств.

Подклейка разрушенного стекла.

Разбитые стекла должны быть склеены только встык. Подобное соединение должно быть настолько прочным, чтобы не требовать дополнительного укрепления. Но из-за выпуклости и неравномерной толщины исторических стекол нежелательно укреплять разбитые стеклянные пластинки без приклеивания подходящей подложки. Незащищенное соединение производит на зрителя неудовлетворительное впечатление, т.к. благодаря светопреломлению ясно видны края разломов и стекло выглядит поврежденным.

Выбор клея.

При выборе клея следует принимать во внимание его устойчивость к старению и возможности его применения в соответствии с состоянием красочного слоя: клей должен отверждаться без дополнительного нагревания и наноситься таким образом, чтобы не было взаимодействия с красочным слоем. Результаты проеденного опроса и сведения из литературы показали, насколько различны мнения специалистов: прежде в качестве клея употреблялись Acrylaten Polyester-Harze (акрилатная полиэстер-смола), Cyanoacrylate, клеи на основе целлулоида и силикона, ПВА; клеящие составы, отверждающиеся под воздействием УФ-света. Сейчас чаще всего применяют эпоксидную смолу. Не следует выбирать клея, отверждающиеся при УФ свете, т.к. они часто имеют другой индекс светопреломления, чем стекло, и не подходят по методу нанесения.

Эпоксидная смола.

Наилучших результатов для подклейки разбитых стекол мы добились, применяя специальные двухкомпонентные эпоксидные смолы (у них подходящий способ нанесения и высокая устойчивость к старению):

· Araldit 2020 (Araldit XW 396 mit Harter XW 397)

· Hxtal NYL-L или EPO-TEK 301-2

Эти смолы особенно подходят для подклейки стекла, т.к. их индекс светопреломления подобен индексу стекла и склейки выглядят как тонкие волосяные линии. Но данные смолы трудно обратимы: для их удаления нужны растворители, поэтому предъявляются высочайшие требования к точности склейки и устойчивости к старению.

Соединение осколков.

После укрепления красочного слоя и осторожной очистки сколов осколки соединяются вместе и фиксируются клеевыми полосками (с той стороны, где нет краски!). Применяемые клеевые полоски (Sellotape) должны быть эластичными и не обесцвечивать сколы. Используют полоски различной ширины в зависимости от величины осколков и эластичности полосок. Иногда большие осколки подходят друг к другу не безукоризненно, несмотря на то, что утрат стекла нет – это происходит из-за внутренних напряжений исторического стекла. Когда стекло разбито, осколки расширяются - по разным причинам. При склейке осколков этому нужно противодействовать. В большинстве случаев внутренние напряжения выравниваются благодаря фиксированию осколков клеевыми полосками. Методика фиксирования посредством W- образного гнутого проволочного мостика, который укреплен точечно посредством клея (на базе Cyanoacrylate) на неокрашенной стороне стекла слева и справа от раскола, хорошо подходит для сильно разрушенных объектов (методика кратко в Conservation News, London, 60, 19965,S.58). Но проволочный мостик и клей представляют проблему при удалении. Еще в 1993 году был описан похожий метод, но с мостиком из воска (Conservation News, London, 52, 1993, S.29-30).

Благодаря поддержке клеевых полосок, можно склеить большие осколки, разместив их на поддерживающем приспособлении (рис. на стр. 262). Для особенно толстых стекол – таких, как картина на стекле В. Кандинского 1912 года, - укрепление и склейку можно проводить только в вертикальном положении.

Нанесение клея.

Нужно точно соблюдать инструкции изготовителя по разведению клея. Клей наносится не металлическим предметом на разломы и трещины в таком количестве, чтобы он не проник на красочную сторону стекла. В места разломов он пройдет по капиллярам. Излишки удаляются влажным тампоном.

Дополнение стекла.

Утраты стекла дополняются из соображений прочности и эстетики. Доставки выполняются из искусственной смолы или стекла. Искусственная смола желтеет со временем, кроме того, есть опасность, что смоляная отливка затечет на оригинал, из-за чего красочный слой набухнет, отслоится или совсем утратится.

Доставки из стекла делаются следующим образом: форма утраты переносится на шаблон, с помощью которого вырезаются дополнения из стекла, аналогичного оригинальному по толщине и цвету. Подклейка доставок производится аналогично склейке осколков.

Маскировка утрат.

Старые реставрации показали, что главную проблему представляет ретушь дополнений. Нам представляется, что лучше закрывать места утрат снизу, а не сверху. Мы применяли для этого подходящую по цвету бумагу, свободную от кислот (например, «Энгр» подходящего тона). Места утрат обозначались на бумаге, которая затем подгонялась по тону так, чтобы вся картина сохраняла единообразие. Подложка из черной безкислотной бумаги – специальный прием «зеркальных» техник. Для большинства картин подложка предполагалась изначально - для достижения сочности красок.

Достижение эффекта зеркала.

Часто на стеклянных картинах имеются фрагменты с металлическим блеском, рефлектирующие подобно зеркалу. Зеркальный эффект достигался при помощи различных материалов. Наряду с золотой и серебряной фольгой применялись накладки из не благородных чувствительных металлов, таких, как цинк и ртуть. Зеркальность изменилась с течением времени (оксидация, коррозия), что сказалось на зрительном эффекте. К сожалению, этот процесс трудно остановить: он зависит от условий хранения, экспонирования и климата, особенно от влажности воздуха.

Нанесение нового зеркального слоя на оборот все же не желательно. Следует принимать во внимание, что нанесение зеркального слоя при помощи ртутной амальгамы производится при t +580С. При данной температуре возникают высокотоксичные пары ртути, которые вредны для здоровья и сильно изменяют зеркальные участки. Это означает, что вышеуказанный метод не годится для картин на стекле с зеркальными участками. Метод частичного – точечного – укрепления акриловой смолой еще не дал удовлетворительных результатов.

Лучше всего подобные объекты держать все время в одной позиции, т.к. даже незначительное перемещение в пространстве приводит к изменениям. Зеркальному покрытию подобного рода не желательно вступать во взаимодействие с другими материалами, т.к. это может вызвать химическую реакцию.

Защита красочного слоя.

для защиты красочного слоя почти каждая картина имеет между стеклом и задником картон, бумагу или ткань. Часто бумага или задняя доска окрашена в черный цвет. Оригинальные вкладки, к счастью, во многих случаях сохранились, и должны быть законсервированы и вложены обратно. Если они отсутствуют, вкладывается безкислотный картон (картон добавляют и в дополнение к существующим оригинальным вкладкам).

По вкладкам можно установить время и происхождение картины. Чтобы избежать в дальнейшем вскрытия задника картины с целью изучения вкладок, необходимо сделать фотографии вкладок высокого качества, приложив их к реставрационной документации.

Задник картины делался обычно из плоской доски, фанеры или картона. Для фиксации стекла и задника использовали первоначально деревянные штифты, позднее – кованые железные гвозди. Оригинальные монтажные устройства должны быть сохранены при реставрации и восстановлены.

Монтаж в раму.

Стекло должно крепко сидеть в раме, в то же время должно быть достаточно места для возможного увеличения объема деревянной рамы. Если они не точно подогнаны, то стекло может деформироваться, и красочный слой будет осыпаться на вкладки или задник.

Если стекло было разбито на много осколков, можно достичь большей стабильности благодаря добавочному тонкому стеклу, размещенному с передней стороны. Это можно предпринимать только в исключительных случаях, при этом надо предусмотреть дополнительный вес рамы. К тому же восприятие картины ухудшается из-за бликования дополнительного стекла (из-за возникающего эффекта зеркала).

Монтаж: картину центрируют в раме и вклеивают между стеклом и рамой по периметру стекла тонкие деревянные рейки, Лучше всего подходит бальсовое (Balsaholz) дерево (как выяснено после ряда проб), т.к. оно легко обрабатывается и – главное – очень легкое. Т.о. стекло получает обкладку и достаточную возможность движения без повреждений.

Защита от пыли: т.к. вместо ретуши была использована подложка из окрашенной бумаги, необходимо позаботится, чтобы бумага или добавочный картон служили одновременно защитой от пыли. Для этого нужно, чтобы бумага/картон были смонтированы со стеклом. Способ: стекло положить красочным слоем вверх. Сверху - бумагу/картон. Сэндвич «стекло - бумага/картон» нужно окантовать полосками бумаги (пергамин с наслоенным водорастворимым клеем) таким образом, чтобы они заходили и на стекло, и на бумагу/картон на 1 мм, тогда они будут незаметны при последующем монтаже. Подобная защита от пыли долговременна и легко удаляется при необходимости.

Условия хранения и экспонирования:

T +18+23 0 С, относительная влажность 40-50%, отсутствие прямых солнечных лучей или сильного искусственного освещения – максимум 50 люкс.

Первоисточник: 
Рестауро 99 (www.restauro.de) Перевод с нем. Перовой Е.Г.
Информисточник: 

Перова Е.Г.

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.