ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
Хомбургер Х., Корбел Б.
Х. Хомбургер – частный реставратор, собственная мастерская;
Б. Корбел - реставратор, Немецкий исторический музей, Берлин.

Чертежи архитектора Хуго Хэринга (1882-1958) хранятся в собрании Академии искусств Берлина. Чертежи выполнены углем, тушью и карандашом на «растительном пергаменте» (vegetabilen Pergamentpapier) и на кальке (импрегнированной прозрачной бумаге). Все листы слегка загрязнены и имеют обычные для кальки повреждения. Калька стала коричневой от времени, пергаментная бумага слегка желтая. Листы хрупкие, покоробленные, имеют заломы, многочисленные разрывы и утраты разных размеров. Многие разрывы заклеены скотчем.

Изготовление. Бумага состоит из одного слоя переплетенных волокон. Между отдельными волокнами целлюлозы, которые прозрачны сами по себе, находится воздух. Падающий свет отражается и рассеивается благодаря этим включениям воздуха, вследствие чего бумага делается матовой. Чтобы бумага стала прозрачной, необходимо заменить воздух материалом, имеющим индекс светопреломления как у целлюлозы, или вытеснить воздух совсем, увеличив толщину переплетения волокон. Таким образом получится гомогенная масса, через которую свет будет проходить беспрепятственно. В истории изготовления бумаги существуют три основных метода достижения прозрачности, это импрегнированная бумага, растительный пергамент и бумага из размолотого волокна.

Импрегнированная бумага. Это бумага, пропитанная льняным, маковым или рапсовым маслом, крахмалом, олифой или смолой. В настоящее время для достижения эффекта прозрачности применяются крахмал, минеральное масло, акриловая пленка и синтетическая смола.

Растительный пергамент. С середины XIX века прозрачность бумаги достигается путем ее обработки кислотой, по большей части серной. Благодаря воздействию сильной кислоты на волокнах образуется слой коллоидной целлюлозы, который не проницаем для воды; поры равномерно заполняются, бумага становится подобной пергаменту и прозрачной. После вымывания кислоты следует спиртовая нейтрализующая ванна. Затем бумага каландрируется – это удаляет из нее остатки воздуха. Благодаря воздействию кислоты бумага сильно сжимается, что делает ее высококачественной, крепкой. Прочной на разрыв – особенно во влажном состоянии, придает матовость поверхности.

Для изготовления подобной бумаги ранее применялось как хлопковое, так и льняное волокно, позднее стала использоваться по преимуществу целлюлоза. Растительный пергамент изготовлялся и использовался до середины XX века. Сегодня он выпускается в небольших количествах, т.к. очень высоки затраты на его производство.

Бумага из размельченного волокна. Уже в конце XIX века делались попытки найти дешевую альтернативу растительному пергаменту. Было установлено, что прозрачность бумаги достигается при высокой степени размельченности волокна. Если целлюлозу размельчить в большом количестве воды, она становится желатинообразной. Сильное размельчение повышает фибрилляцию, увеличивает сцепляемость волокон, что, в свою очередь, уменьшает светопреломление, и прозрачность бумаги повышается. Прессование и глянцевание еще больше уплотняют бумагу, удаляя пузырьки воздуха и пустоты, способствующие светопреломлению.

Эрзац-пергамент, калька, пергамин (Pergamin) различаются друг от друга по способам изготовления пульпы: благодаря выбору материала, степени размельчения волокон и благодаря различным проклейкам, добавкам и способам глянцевания.

Эрзац-пергамент. Первые прозрачные бумаги, изготовленные путем высокой степени размельчения волокон, обозначались как имитация пергамента или пергамин (Pergamyn). Волокно подобной бумаги состоит из сульфитной целлюлозы с различными добавками. Бумага глянцевалась через цилиндры. Эрзац пергамент был изготовлен из тонко измельченной целлюлозы и каландрирован. Он не подходил в качестве рисовальной бумаги, поэтому после дополнительной просушки улучшался путем промасливания. Этот вид бумаги назывался «масляной калькой» (Olpauspapier).

Калька (Naturpauspapier). Большинство современных видов кальки сделано из целлюлозы (реже из хлопка), так как ее относительно плоские волокна особенно хорошо расщепляются и легко связываются друг с другом при отливке листов. Бумажная пульпа очень сильно размолота, что придает бумаге равномерную прозрачность.

Пергамин (Pergamin). Для производства пергамина целлюлоза размельчается меньше, чем для кальки и с меньшей добавкой воды. Бумага мало или совсем не проклеена и не содержит наполнителей. Благодаря супер-каландрированию получается особенно гладкая бумага.

Идентификация различных видов прозрачных бумаг очень сложна, так как методы их изготовления часто комбинировались.

Методы реставрации. Из-за многократного использования и неправильного хранения калька часто находится в таком плохом состоянии, что требуется дублирование. Т.к. она сильно реагирует на влажность, то еще с 70-х гг. разрабатывались методики «сухого» дублирования. Для этого готовился материал – носитель с синтетическим клеевым покрытием, которое само активизируется в процессе дублирования с помощью тепла: теплового шпателя, фена, горячего пресса и т.п. или же с помощью растворителей. Для этих целей применялись: Пва-дисперсии на Renova - бумаге (Renova-Papier), ПВА на полиэстровом нетканом материале, BEVA 371 на шифоновом шелке и на японской бумаге, Klucel G на японской бумаге.

В 80-е гг. в западной реставрации бумаги начали активно применяться японские методики дублирования. Первоначально они применялись в реставрации объектов на бумаге дальневосточного происхождения. Постепенно японские материалы, инструменты и методы находили все большее применение в реставрации бумаги западного происхождения. Не последнюю роль сыграло и то, что японские методы имели давнюю традицию и были проверены временем.

Западные и дальневосточные методы были объединены и применены для реставрации кальки. Уже в 1980 г. была разработана модифицированная западная форма традиционной японской методики дублирования: калька дублирована на тонкую японскую бумагу жидким клейстером, после чего помещена под груз или растянута кромками. Вакуумный стол, УЗ-распылитель, увлажняющая камера и Gore-Tex нашли применение в реставрации бумаги и позволили давать дозированную добавку влаги к чувствительным объектам. Т. о., калька распрямлялась в увлажняющей камере или в Gore-Tex – “сэндвиче”, а гладкость приобретала на вакуумном столе или в процессе дублирования. Влияние различных реставрационных методик на свойства кальки исследовались при помощи естественно-научных методов.

Методика. Необходимо было, чтобы рисунки Хуго Хэринга как можно меньше изменились в процессе реставрации – оптически и эстетически. Было очень важно, чтобы выбранная методика подходила для кальки с ее особенностями. Поэтому для подклейки использовали японскую бумагу (RK 2), а для дублирования – японскую бумагу (RK 2) и крахмальный клейстер. Равномерное увлажнение при дублировании повысило гибкость бумаги. Глянец кальки сохранялся. Изменения размера при влажном дублировании не превышали 0,1%. Насколько сильно калька растягивается или садится, зависит от сорта бумаги, методов сушки и глянцевания.

Крахмальный клейстер и рыбий клей – натуральные клеевые составы, чьи хорошие свойства давно известны. В отличие от синтетических клеев, они сохраняют гибкость кальки. Рыбий клей схватывается быстрее, чем клейстер, и потому хорошо подходит для локального применения. Деформация, которая возникает от длительного воздействия влаги при подклейке разрывов, может быть таким образом уменьшена. В пользу этих клеев говорит и то, что они не токсичны, просты в применении и обратимы.

Поверхностная очистка производилась резиновой крошкой различного размера, приготовленной на терке из Wishab и Stadler Mars Radiergummi.

Удаление скотча – механически при помощи теплого воздуха. Остатки скотча – Rubber-Cement- Radiergummi или с помощью спирта, ацетона или этилацетата.

Подклейка – чтобы японская бумага была как можно менее заметна и не создавала жестких кантов, края полосок были оборваны, клеем промазывалась только середина бумажных полосок. Не приклеенные волокна по краям полосок смягчали резкий переход между заклеенными и не заклеенными участками кальки. Клей наносился вдоль краев разрыва полоской шириной 1-2 мм, накладывалась полоска японской бумаги и приглаживалась пальцами через Reemay (100% полиэстер, в нем есть поры и он влагопроницаем, менее гладкий, чем холитекс). Пальцы или ладонь быстрее удаляют влагу, лучше расправляют подклеенные участки, при этом давление можно дозировать, - в отличие от мешочков с песком в качестве груза.

Дополнение утрат – бумага для дополнений должна насколько возможно приближаться к оригинальной, особенно по способности к растяжению, так как вследствие разной способности к растяжению на границах вставок могут возникать напряжения и деформации. Так как в мастерской не было соответствующей старой кальки, для доставок взяли современную. С оборота она была состарена или окрашена красками Direktfarben von Bayer. Оба способа имеют свои преимущества: благодаря искусственному старению калька приобретает свойства старой, а окраска дает более широкую палитру.

Тонированная бумага помещается на муляровую пленку (Mylar) поверх утрат, обрывается скальпелем по краю утраты и подклеивается встык при помощи полосок японской бумаги и рыбьего клея.(1 При данном способе напряжений возникает гораздо меньше напряжений, чем при наклеивании вставок в нахлест.

Подготовка к дублированию. На рабочую поверхность из плексигласа кладут Reemay, увлажняют таким образом, чтобы получилась водяная пленка. Объект кладут лицом вниз и увлажняют (опрыскивают водой). Без особых сложностей бумагу можно расправить, соединить края разрывов. Объект покрывают Reemay и разглаживают японской кистью (Nadebake). Если калька, несмотря на разглаживание, имеет тенденцию стягиваться, ее нужно отжать фильтровальным картоном, и таким образом зафиксировать на подложке. Доставки делаются встык, как описано выше.

Световой стол облегчает работу. Т.к. края разрывов после дублирования на тонкую бумагу часто поднимаются, их нужно проклеить японской бумагой и рыбьим клеем - либо предварительно, либо после того, как дублировка просохнет.

Для дополнения небольших утрат, трещин и т.п. используют бумажную массу (пульпу) из кальки. Она создает прозрачный белесый лист. Чтобы дополнения соответствовали оригиналу по цвету, к пульпе добавляют окрашенные волокна. Измельченную пульпу наносят на трещины с помощью пипетки, лишнюю влагу удаляют тканью. Слой пульпы не должен быть слишком плотным: иначе эти участки будут слишком выделяться с лица, образуются складки. Вакуумный стол не подходит для данного процесса, т.к. бумага в трещинах быстро высыхает и садится.

Наращивание кромок. Если объект после дублирования нужно растянуть, наращивают кромки из японской бумаги шириной около 10 см. Приклеивают в нахлест с заходом 1-3 мм.

Дублирование. Дублировочную бумагу, промазанную клейстером тонким слоем, наносят на объект при помощи муляровой пленки и проглаживают через пленку японской кистью. Затем пленка удаляется (снимается в направлении вдоль волокна бумаги) и объект еще раз сильно проглаживается японской кистью, чтобы удалить малейшие пузырьки воздуха, и отжимается фильтровальной бумагой.

Затем объект при помощи Reemay приподнимают и кладут лицом вверх на сукно, Reemay убирают и кладут сверху сукно. Объект сохнет в течение ночи. После просушки калька садится до своего первоначального размера или становится немного меньше.

Разглаживание (прессование). Самый лучший способ расправить сильно деформированные объекты – «сэндвич»: объект прессуется между жестким гладким картоном и мягким полипропиленовым сукном. При этом требуется большая тяжесть, чем при прессовании между фильтровальным картоном. При волнообразной деформации листов кладут 4 сукна. Для сильно деформированных объектов можно увеличить тяжесть и постепенно уменьшать количество сукон. При данном методе лист получается ровным и гладким, при этом сохраняется оттиск доски и рельеф краски.

Прессование кальки: калька увлажняется в Gore-Tex–сэндвиче 5-20 минут (в зависимости от толщины и вида бумаги). Затем калька уложена в пресс при помощи Reemay: между жестким картоном для паспарту и 2 сукнами (листы полипропиленового волокна). Сверху – тяжесть.

Растяжка. калька увлажняется в Gore-Tex–сэндвиче, кладется лицом вверх на Reemay, густым клейстером приклеены кромки. Объект с помощью Reemay переносится на щит для растяжки (карибари). Через Reemay объект прогладить японской кистью. Объект остается на щите в течение нескольких недель. После снятия со щита кромки обрезаются.

Заключение. По наблюдениям дублированные кальки сильнее реагируют на климатическое воздействие, чем не дублированные. Поэтому дублируют только те объекты, которые находятся в катастрофическом состоянии. Большинство листов не подвергалось растяжке, а прессовалось в сэндвиче. Попытки дополнять утраты при помощи пульпы из кальки дали многообещающие результаты. Но пока получается очень жесткая структура, что создает сильные деформации в соединении со старой калькой.

________________

1) Рыбий клей применялся как традиционный, обратимый, хорошо схватывающийся, при этом авторы статьи ссылаются на российский опыт.

 

Первоисточник: 
Pestauro 99 (www.restauro.de)
Информисточник: 

Перова Е.Г.

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.