ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Два глобуса Герхарда Меркатора. Сложный случай реставрации раскрашенной графики, деревянной и металлической частей.

Пауль Петерс

В 1994 году праздновался 400-летие со дня смерти картографа Г.Меркатора (1512-1594). В связи с этой датой были отреставрированы два глобуса Меркатора - земной и небесный из Sint Niklaas (Собственность Королевского Археологического общества земли Ваас. Реставрация проводилась в ателье П.Петерса в г.Еербеек (Eerbeek) - Нидерланды.

Таланты Меркатора - картографа, механика, гравера и философа - были оценены уже его современниками. Долгое время только по преданиям было известно, что кроме большого количества карт, инструментов и книг Меркатор проектировал и производил парные глобусы - образцовые для своего времени. До вт.п.19 в. глобусы считались «пропавшими без вести». Было известно, что около 10 пар глобусов «разошлось» по всей Европе - по заказам ученых и принцев. Из деловых книг антверпенского печатника и издателя Плантинса следует, что между 1566 и 1582 гг. он заказал в мастерской Меркатора 24 пары земных и небесных глобусов. В 1868 г. в Генте внезапно появилось 10 медных досок с гравюрами карт земного и небесного глобусов. В 1875 г. они были куплены Бельгийским государством. С досок сделаны оттиски, чтобы реконструировать парные глобусы. После 1875 г. внезапно стали появляться различные экземпляры, пережившие столетия. В настоящее время оригинальные глобусы Меркатора - одиночные и парные - можно увидеть во многих европейских музеях.

Строение глобусов.

Шар.

Размеры глобусов 56 х 53 см. Шар с d 41 см сконструирован следующим образом: полый корпус формируют два полушария, построенные из фанеры (? - Holzspan). Полушария соединены по экватору и связаны друг с другом с помощью полой деревянной оси - от полюса к полюсу. На деревянную основу нанесен слой гипса, смешанного с опилками. На грунт наклеено 12 бумажных сегментов, показывающих чертежи сев. и юж. полушарий. Полюсы покрывают 2 отдельные полярные « шапки». Бумага наклеена крепким мучным клейстером.

Оси.

Внутри полой деревянной оси проходит железная ось, посредством которой шар подвешен к латунному меридиану. При помощи латунной седловины (? - Sattelchen) ось приклепана к меридиану. Меридианный круг, в свою очередь, подвешен на горизонтальный круг (Horisontring), который изготовлен из мореного дуба и образует внешнюю сторону остова глобуса.

Остов.

Остов, также изготовленный из мореного дуба, состоит из круглого плоского подножия, которое покоится на 4 маленьких выступающих ножках. На этих ножках стоят 4 маленькие колонки, держащие горизонтальный круг. На деревянный круг первоначально был наклеен круг бумажный. На плоскости основания находится маленький компас, оправленный в светлое красное дерево, украшенное гравировкой.

Меридиан.

Латунный меридиан разделен на 4 части по 90* каждая и на внешней стороне имеет 2 насечки для крепления часового круга. Часовой круг разделен на 2 части по 12 часов каждая и имеет деления на половину и четверть часа. На оси глобуса, которая находится посередине часового руга должен крепиться часовой указатель. Посредством т.н. глиссора (Glissoir) на меридиан прикреплен медный указатель-квадрант (угломерный инструмент).

Красочный слой.

Оба глобуса из SintNiklaas - специально сконструированные экземпляры, которые, предположительно, предназначались одному важному заказчику. Об этом говорит и богатая раскраска глобусов. Киноварь, ультрамарин, лазурь (Azurdlau), ярь-медянка ( Grunspan), зеленая земляная ( Erdgrun) и различные земляные краски - охра, умбра, сиена дополнены золотом и серебром. Раскраска не только красочная, но и профессиональная: яркий желтый цвет созвездия Цефея оживлен зелеными тенями. Фигуры рыб и драконов на небесном и земном глобусах переливаются коричневыми, голубыми и зелеными цветами с оранжево-красными акцентами. Человеческие тела в изображениях созвездий окрашены в телесный тон охрой и карминно-красной, для детских и женских фигур применяется нежно-розовый оттенок, а мужские слегка притеняются умброй.

Исследования и описание сохранности.*

Красочный слой погребен под толстым слоем сильно загрязненного и потемневшего лака. В целом оба глобуса производят удручающее впечатление.

Металл.

Круги загрязнены, имеют царапины, шрамы и заполненные грязью углубления. Часовые круги обоих глобусов утеряны. У земного отсутствуют глиссор и квадрант, у небесного глиссор еще есть. Меридианный круг небесного глобуса неверно смонтирован: насечки для часового круга находятся на стороне южного полюса. Железные оси, вокруг которых шары вращаются в меридианном круге, перекошены.

Дерево.

Дерево выглядит плохо: есть следы естественного старения, древоточцев, а также ранней - не очень добросовестной - реставрации. Отдельные детали столь основательно повреждены жуком-точильщиком, что дерево при взгляде сбоку кажется как бы изъеденным коррозией. Подобные повреждения «починены» с помощью набитых деревянных планок. Отсутствующие части оригинального дуба дополнены разными породами дерева без соблюдения структуры волокон. Оригинальное соединение - т.н. «ласточкин хвост» - было повреждено и вместо него забиты гвозди.

Компас.

Одно стекло компаса разбито, оба стекла ( d - 1см) из-за их возраста очень хрупкие. Игла компаса требует нового намагничивания.

Бумага.

Состояние графики зависит от шара глобуса - т.е. от совокупности материалов, из которых построен шар: дерево. гипс, клейстер/гипс/опилки. Оба глобуса были так жестко установлены в их остовах, что вращение шара без повреждения поверхности было невозможно. Небесный глобус касался экватором горизонтального круга. Изображение на этом месте совсем утрачено. Глиссор несохранившегося квадранта царапал изображение и нанес шрамы. На многих участках лак отслаивается и/или поцарапан.

Бумага, лежащая под лаком, также имеет более или менее поврежденную поверхность: царапины и вздутия (воздушные пузыри), царапины, срывы и пятна. На многих участках изображение сильно потерто или утрачено. Полярные шапки обоих глобусов отделились, образовав большие трещины в бумаге и гипсовом слое. Также в области экватора гипсовый слой поднялся и тяжело повреждена графика. Длинные трещины параллельно экватору обозначают места швов, по которым соединены 2 деревянных полушария. На всей поверхности бумаги многочисленные трещины и складки. Они появились, возможно, еще во время наклейки бумаги на гипс в ателье Меркатора.

Остов.

Растрескивание шара по шву - не единственная причина серьезных повреждений по экватору. У данных глобусов отсутствует защитное покрытие вдоль остова и горизонтального круга по северному и большей части южного полушарий, что и способствует механическим повреждениям. Кроме того, остовы обоих бельгийсих глобусов были в таком тяжелом состоянии, что трение шара о горизонтальный круг при вращении само было причиной механических повреждений. Это подтверждают большие утраты бумаги. Небесный глобус поврежден сильнее земного, пятна темнее и выглядят более глубокими.

Предыдущая реставрация.

Хотя подробное исследование потемневшего лака было невозможно, удалось установить, что глобусы ранее уже «побывали в руках». Крупные утраты заполнены черной краской. которая лежит под слоем лака. Это подтверждают источники, по которым слой лака был нанесен скорее всего только в 19 в. Под черными тонировками находится жесткая мастика, заполняющая утраты в гипсе. Точечные пятна мастики распределяются по всей поверхности шара. Состояние красок также свидетельствует о позднем нанесении лака: особенно осыпались голубые. Многие пигменты набухли и черной коркой лежат на графике.

Картография повреждений.

Для реставрации были необходимы копии графических сегментов, которые служили образцами при ретуши и для картографирования повреждений. В качестве рабочих копий служили факсимильные копии, напечатанные 1 : 1 по оригинальным гравюрам на меди, предоставленные в наше пользование заказчиком.

Рентген.

Рентген обоих глобусов показал, что железные внутренние оси слегка искривлены. Кроме того, выяснилось, что стенки обоих глобусов включают многочисленные металлические детали. Только на одном участке была установлена причина: рентген показал довольно большую трещину на участке поверхности с изображением созвездия Стрельца (Sagittarius). На этом месте большой фрагмент бумаги был приподнят для укрепления гипсового слоя ( предположительно внутрь шара были введены маленькие гвоздики).

Реставрационные мероприятия.

Очистка.

На обоих глобусах под слоем лака** находился желто-коричневый слой животного клея (костного). Как обычно, последовала сухая и влажная очистка, чтобы предотвратить проникновение поверхностных загрязнений в бумагу при удалении лака. Сухая очистка проводилась резиновой крошкой кончиками пальцев ( массирующими движениями). Влажная очистка - ватным тампоном, увлажненным раствором тулозы в воде 1: (Tylose),

Удаление лака.

Компресс из фильтровального картона, увлажненного этиловым спиртом, клали на участок поверхности шара. Через несколько минут воздействия компресс удаляли, «поседевший» и непрозрачный слой лака слегка смачивали тампоном с ацетоном. Растворенный лак удаляли тампоном со спиртом. Т.к. спирт не повреждал краски, подобную работу можно было производить по всей поверхности. В результате стал яснее объем загрязнений, глубоко проникших в бумагу: до этого слой лака скрывал контуры подобных пятен.

Удаление клея.

Клеевой слой мы обычно удаляем при помощи компрессов из метилцеллюлозы (Methylcellulose), которая смягчает загрязнения и связывает их (соединяется с ними и удаляется вместе с ними). Но для того. чтобы удалить животный клей, нам нужно было скомбинировать эту методику с другими средствами. Лимонная кислота (Zitronensaure) - 2 % раствор в дистиллированной воде только поверхностно растворял клей и, кроме того, нужно было довольно длительное воздействие, что могло вызвать опасность затеков.

Пароструйный аппарат для очистки нераскрашенной графики.

Хорошие результаты показало применение пароструйного аппарата с регулируемой температурой и влажностью выдуваемого воздуха. Мы размягчали слой клея на определенном участке и убирали его ватным тампоном. После высыхания этих участков на них наносилась целлюлозная пленка ( Cellulosefilm), которая после воздействия паром снова увлажнялась тампоном и «скатывалась» (т.е. пленку удаляли, сворачивая в трубочку). Подобный метод подходил для нераскрашенной части графики. Побочным эффектом было то, что от воздействия теплого пара разгладились пузыри на бумаге. Загрязнения удалились вместе с клеем. Там, где загрязнения проникли под бумагу - на местах утрат и трещин - бумагу приподнимали по краям, чтобы произвести очистку.

Растворы энзимов и эфир для очистки раскрашенной графики.

От воздействия клея особенно разбухли зеленые и голубые тона - они лежали на поверхности черной коркой. Зеленые краски - ярь-медянка, в качестве связующего - гуммигут (Gummigut), т.е. камедь. Причиной разбухания явился оксид меди (Kupferoxid).

После консультации с химиком, который исследовал краски, разбухшие краски были обработаны эфиром (Ather). Остальные места очищались теплым раствором энзимов, которые частично удаляли загрязнения. Большую роль играло время : каждый раз, как мы через неделю заново обрабатывали данный участок, уходила еще часть загрязнений. Повторная обработка участков метилцеллюлозой стабилизировала состояние бумаги.

Во время очистки матовые пятна краски восстановили блеск благодаря разбавленному (verdunntes) гуммиарабику, составной части первоначальных красок. Брызги наполнителя были осторожно удалены скальпелем.

Реставрация гипса и бумаги.

После многомесячной очистки можно было начать работу над трещинами и утратами в гипсовом слое и бумаге. Поверхность шара выравнивалась в тех местах. где была опасность будущих механических повреждений. Приподнятые шапки полюсов оставлены без изменений. Гипсовый слой исправлен (дополнен) обратимым наполнителем. Дополнения утрат бумаги сделаны бескислотной, хорошо проклеенной японской бумагой. Бумажной массой из этой бумаги заделывались повреждения. Заполнялись только те участки, на которых трещины могли бы «всосать» лаковое покрытие.

Промежуточный лак на спиртовой основе.

Чтобы проконтролировать, не проникнет ли новый лак в бумагу ( несмотря на проклейку), шар был опрыскан спиртом. Соответствующие места мы проклеили концентрированным раствором целлюлозы и покрыли шар промежуточным лаком на спиртовой основе. На этот слой наносилась ретушь.

Ретушь.

Т.к. мы располагали копиями оттисков с оригинальной гравюры, мы могли дополнить потерянную информацию в соответствии с оригиналом. Мы руководствовались английским правилом « six feet, six inches» - 6 футов, 6 дюймов - что означает: ретушь должна быть не видна издали, но распознаваема вблизи. Краски были оживлены только гуммиарабиков, и слегка нанесены только там, где они утратились от трения деталей глобуса. Слабые тона красок ( к примеру, участок вокруг Большой Медведицы) мы не ретушировали.

Завершающий слой лака

-чистый даммарный лак, многослойно, до полуглянца.

Меридианный круг.

Меридианный круг был особенно сильно загрязнен в углублениях. Механическая очистка, не особенно рекомендуемая для старой латуни, была в данном случае неизбежна, к тому же шар и круг нельзя было отделять друг от друга. Очистка проводилась осторожно ватным тампоном, пропитанным средством для очистки металла. Патина была при этом, конечно, уничтожена, хотя и не все пятнышки удалены.

Остов.

Плохие поздние вставки были заменены на новые из дуба с соблюдением напрвления волокна. На то, что черная протрава не была оригинальной, указывает внутренняя сторона трещин. Разрушенные соединения, особенно «ласточкин хвост» между ножками и подножием, были восстановлены, прибитые гвоздями укрепления подножия удалены, повреждения от древоточцев дополнены и проклеены. Остов защищен от новых повреждений. После подкрашивания новых деревянных деталей они были навощены.

Игла компаса очищена и намагничена. Стекла компаса склеены и регенерированы.

В завершение шар вставлен в реставрированный остов и установлен в правильное положение. Маленькие клинья в насечках горизонтального круга укрепили меридианный круг таким образом, чтобы шар больше не задевал за горизонтальный круг.

____________

* Описание сохранности металл.частей делал реставратор по металлу, деревянных - реставратор дерева и т.д.

** Лак - нем слово «Firnis» обозначает непигментированные лаки на основе масел и/или смол

Первоисточник: 
Restauro 95-4 - 260 (www.restauro.de) Перевод с нем. Перовой Е.Г.
Информисточник: 

Перова Е.Г.

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.