ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Резьба по бумаге. Опыт реставрации произведения в редкой технике.

Аватар пользователя Jenny
Е.Г. Перова

В 1996 году в сектор реставрации графики ОНР ГИМ поступило произведение, выполненное в необычной технике: на бумажном листе методом сквозного вырезания и тиснения создано ажурное изображение библейского сюжета. За более чем двадцатилетнюю практику реставратор впервые столкнулся с такой техникой, для обозначения которой в русском языке нет даже термина. Мы в данной работе применяем термин « прорезь» (по аналогии с «прорисью»).
Техника.
Техника создания изображения путем его сквозного прорезания - на пергаменте или бумаге - известна в Европе с 15 века.[1] Один из первых образцов - т.н. «палла» (Palla ) - покров на чашу для причастия из монастыря Тегернзее в Германии. На позолоченном пергаменте вырезаны «Страсти Господни»: сердце, раны и орудия пыток, на рамке - латинский гимн готическим шрифтом. Подложка сделана из красной ткани.
Настоящее начало применения данной техники - 16 век. Известно 7 книг, выполненных в технике резьбы - т.н. « нематериальные книги» (Immateriellen Bucher) или «кружевные Библии», появившихся в 16-нач.17вв., в которых вырезаны были и текст, и заставки, и иллюстрации. Старейшая из них находится в Бельгии: «Книга Страстей Господа нашего Иисуса Христа ... составленная не из реальной материи».[2] Это 24 белых «кружевных» страницы размером 14,5х9,5 см с подложками из голубой бумаги, чтобы «нематериальное» изображение стало видно.
Постепенно техника резьбы распространяется все шире и шире по Европе, достигая наибольшей популярности в Германии (пергамент) и Нидерландах (бумага).
Это были настенные украшения, различные девизы и гербы, цитаты из Библии, поздравления с различными сюжетами: пейзажами, изображениями людей, библейскими мотивами, вырезанные из пергамента и бумаги - белой либо цветной, с подложками из цветной, а чаще черной бумаги. Среди любителей и собирателей подобного жанра бывали и коронованные особы, помещавшие подобные произведения в качестве редкостей в свои кунсткабинеты. Так, к примеру, в Лондоне, в музее Виктории и Альберта экспонируется резьба работы И. Кёртен-Блок: восьмиугольник (9 х 6,5 см) с изображением Марии, младенца Христа и сыновей Иоанна, сидящих в лесу под деревом, на котором играют белки и обезьянки. Картинка помещена между двух кристаллов и заключена в серебряную рамку таким образом, что ее можно было носить в виде украшения.
В 18 - нач. 19 вв. в Германии и Нидерландах в массовом порядке изготовлялись своеобразные религиозные картинки (в размер открытки) с изображениями святых, причем вырезан обычно бывал лишь фон и орнамент, а само изображение святого в центре открытки писалось красками и золотом - в манере и технике книжной миниатюры.
Известно, каким образом происходил процесс вырезания изображения на пергаменте: он укреплялся за 4 угла посредством игл на кожаной подушке или деревянной доске. В качестве инструментов использовались ножницы, острые ножи для заточки перьев, специальные режущие перья, пуансоны, а также штампы и шаблоны. Скорее всего, ножницами вырезались основные контуры, нож был нужен для внутренних отверстий. Вероятно, работа с бумагой проводилась аналогичным образом, к тому же вырезать отверстия в бумаге гораздо легче, чем в пергаменте. Причем нередко мастер вырезал изображение сразу на нескольких листах, сложенных в стопку, получая таким образом серию одинаковых сюжетов.
Описание экспоната: техника, происхождение сюжета, атрибуция.
В России подобная техника известна очень мало, хотя существовали приемы резьбы по бересте и кости. В Государственном Историческом музее нами обнаружено пока только три образца резных изображений, одно из которых - типичная европейская картинка на пергаменте, изображающая Св. Барбару, другое - образ Богородицы, вырезанный на бумаге - предмет домашнего «рукоделия» 19 в.
Наибольший интерес представляет лист с сюжетом «Христос во гробе»,[3] который создан неизвестным автором на высоком художественном и профессиональном уровне, причем европейская традиция была им усовершенствована. Изображение создано тремя способами: тиснением, сквозной резьбой и проколами.
Основной «рисунок» сделан с тыльной стороны листа: это тиснение, создающее мягкий рельеф и объемы обнаженного тела и складок одеяний, фактура которых подчеркнута мельчайшими выпуклыми точечками , а также сквозная резьба фона с цветами, стволами и ветками деревьев, факелы в руках персонажей, их волосы и глаза. С лицевой стороны нанесены проколы, идущие по складкам одежд и прорези на изображениях ртов персонажей и ран Христа. Каким образом выполнено на бумаге само тиснение, пока неясно, хотя можно предположить, что для этого применялась выпуклая металлическая форма - штамп. Сквозные отверстия на бумаге могли появиться либо одновременно с тиснением, либо после него (часть отверстий могла быть создана при тиснении, а другая часть - при помощи ножниц, ножа и пуансонов). Можно допустить, что автор владел приемами гравюры на металле, так как множество сквозных фигурных отверстий сделано явно при помощи пуансонов, аналогичных гравировальным.
Автор произведения заявил о себе следующим образом: на нижнем поле есть подпись железо-галловыми чернилами «вырезывалъ Ф.К. въ 1801год». Ниже - название по-французски (черной тушью) «Yesus Christ dans le Sepulcre» - «Христос во гробе». Также по-французски дано подробное описание происхождения сюжета: «Картина Таддео Цуккаро, находящаяся в кафедральном соборе Реймса. Нарисована на холсте, высота 7 футов 2 дюйма, ширина 4 фута 1 дюйм. Гравировал Жан Раймонд».[4]
Таддео Цуккаро (Taddeo Zuccaro или Zuccari, 1529-1566гг.) - итальянский живописец римской школы, виртуозный рисовальщик, представитель позднего маньеризма, известен в основном своими фресками. «Христос во гробе» - одна из немногих его картин, украшает собой знаменитый готический собор в Реймсе (Франция) - тот самый собор, в котором короновались французские короли.
Жан Раймонд (Yean Raymond, 1695 - 1766 гг.) - парижский мастер резцовой гравюры по меди, один из лучших граверов своего времени. Его листы немногочисленны, в лексиконе Наглера[5] упоминаются всего четыре его гравюры и в том числе «Тело Христа с поклоняющимися ангелами» по картине Цуккаро в Реймсе («Der Leichnam Christi von Engeln angebetet»). Нам пока не удалось разыскать эту гравюру, поэтому остается невыясненным, буквально ли следовал автор «прорези» гравюре или как-то ее интерпретировал.
Никаких сведений об авторе «прорези» не найдено. Известно, что объект поступил в Исторический музей в составе коллекции А.П.Бахрушина по его духовному завещанию в 1905 году.
Состояние сохранности. Демонтаж.
Произведение поступило в реставрацию в тяжелом состоянии. Общая конструкция монтировки была такова (сверху вниз): стекло (разбитое), лист с «прорезью», цветная металлическая фольга, бумажная подложка, деревянная доска - ветхая и изъеденная жучком. Стекло было приклеено к бумажному заднику полосками зеленой бумаги; после удаления стекла выяснилось, что само произведение также «прикантовано» полосками бумаги низкого качества к бумажной подложке.
Весь лист белой вержированной тряпичной бумаги с «прорезью» (размер 48 х 29,7 см) сильно покороблен, загрязнен, особенно участок, где отсутствовало стекло - треугольник 7 х 31 см. Бумага неравномерно пожелтела (причем наибольшее пожелтение в тех местах, где с изнанки нет фольги) и покрыта желтыми пятнами, больше всего в нижней части листа (d пятен 1-2 см), в правом нижнем углу - пятно размером 3 х 6,5 см. Поля заклеены бумажными полосками окантовки шириной 2-2,5 см.
Оборот подложки из грязной покоробленной вержированной тряпичной бумаги (лист составлен из двух частей), обклеен полосками белой и зеленой бумаги - одна поверх другой (окантовка). На подложке - заломы, затеки, желтые и темно-коричневые пятна в местах прикрепления фольги.
После того, как мягкой кистью была удалена пыль, осторожно провели демонтаж: при помощи тонкого шпателя удалили верхнюю полоску окантовки, державшуюся слабее остальных на пересохшем клею (мучном). Оказалось, что это упаковочная бумага (чайная) с печатным красным рисунком. Край произведения, открывшийся после снятия окантовки - ветхий, грязный, со срывами фактуры и утратами. Оставшиеся полоски окантовки были аккуратно прорезаны по периметру скальпелем и таким образом лист был отделен от подложки и стало возможно увидеть его оборот, филиграни и систему крепления фольги ,
Металлическая фольга была прикреплена к бумаге с помощью капель воска и сургуча. Она подложена только под самые ажурные места «прорези», то есть не цельным листом, а в виде многочисленных кусочков разнообразных форм и размеров, причем многие из них сместились. Фольга запыленная, неравномерно выцветшая (по рисунку «прорези»), покрыта многочисленными черными точками. Изучение под микроскопом показало, что это - коррозионные очаги зеленого цвета поверхностного характера. В результате исследований, проведенных научным сотрудником лаборатории ОНР ГИМ Турищевой Р.А., выяснилось, что фольга - медная, посеребренная и имеет «лаковое» покрытие желтого и бордового цветов, в качестве связующего в котором использован клей белкового происхождения (рыбий или желатиновый). Металлическая фольга передана в сектор реставрации металла для проведения дальнейших анализов (определение продуктов коррозии) и разработки методики реставрации: необходимо ликвидировать очаги коррозии, не удаляя «лакового» покрытия, и продумать систему обратного монтажа фольги, подложки и листа с «прорезью».
При помощи скальпеля фольга и нашлепки воска и сургуча были осторожно удалены с бумаги. Теперь можно было рассмотреть филиграни на самом произведении и на подложке. Лист «прорези» имеет филигрань типа «Strasburg bend» íà ëåâîé ïîëîâèíå ëèñòà, ôèëèãðàíü íà ïðàâîé половине листа частично срезана и пока не идентифицирована. На подложке сохранились обе филиграни: это инициалы ТФ и НЛ (соответственно на левой и правой половинах листа) под короной в круге между ветвей и с указанием года - 1804.[6] Таким образом, 1804 год представляет собой terminus post quem для данной монтировки, т.е. можно утверждать, что лист с «прорезью» был смонтирован с данной подложкой не ранее 1804 г.
Далее реставратору пришлось задуматься над тем, каким образом проводить дальнейшие процессы: удаление оставшейся окантовки, промывку и химическую обработку произведения, имеющего выпуклый рельеф и текст, написанный железо-галловыми чернилами.
Реставрация.
Сначала были удалены остатки окантовки, которые слегка увлажнялись и после набухания клея легко снимались скальпелем. После демонтажа окантовки выяснилось, что поля прорези - ветхие, загрязненные, имеют срывы, утраты и отпечатки красного орнамента с упаковочной бумаги, использовавшейся для окантовки. Кроме того, внизу слева, под французским текстом открылась подпись автора, выполненная той же тушью и тем же почерком, что и весь текст: «вырезывалъ Ф.К. въ 1801 году». Можно предположить, что находящаяся выше французского текста надпись железо-галловыми чернилами, выполненная совершенно другим почерком, была сделана одновременно с окантовкой листа, в результате которой авторская надпись была заклеена, - то есть после 1804 года.
Затем, после многочисленных проб и размышлений была выбрана следующая методика промывки произведения: лист, лежащий на фильтровальной бумаге осторожно обрабатывался при помощи мягкой беличьей кисти №16 дистиллированной водой таким образом, чтобы бумага не промокала насквозь, а лишь слегка увлажнялась (с лицевой и тыльной сторон поочередно). Выяснилось, что эластичная и прочная тряпичная бумага достаточно хорошо держит рельеф (возможно, что она была дополнительна проклеена перед тиснением).
Перед химической обработкой железо-галловые чернила были закреплены с лица и оборота 2% раствором фторлона.
Аналогично промывке проводилась и химическая обработка произведения: мягкой беличьей кистью реставратор многократно наносил слабый (2 % ) раствор хлорамина на пятна и затеки, добиваясь полного их удаления. Таким же образом шла и последующая промывка от хлорамина, качество промывки контролировалось при помощи иодо-крахмальной бумаги: после прикосновения к листу «прорези» влажная кисть проверялась на иодо-крахмальной бумаге (проверка на отсутствие свободного хлора). Весь процесс химической обработки и последующей промывки продолжался в течение трех месяцев.
После окончания последней промывки произведение выдерживалось около года и даже экспонировалось в таком «незаконченном» состоянии на II-м Реставрационном Триеннале в Москве в 1996. Когда реставратор убедился, что состояние листа стабильное, была осуществлена подклейка полей японской бумагой и восполнение утрат.
В настоящее время реставрация бумажного листа «прорези» завершена. После окончания реставрации медной фольги произведение будет монтировано на подложку из бескислотного картона и окантовано под стекло.
Работа по исследованию техники произведения и атрибуции будет продолжена.

[1] См. Metken S. « Geschnittenes Papier ...» , Munchen, 1979. В немецком языке подобная техника обозначается термином «WeiBschnitt» - « белая резьба».
[2] « Liber Passionis Domini nostri Yesu Christi cum figuris et characteribus ex nulla materia compositis». - см. Metken S. «Gescynittenes Papier...»
[3] ГИМ, ИЗО, инв.№ 42567/5 ДРЖ И - VIII 3237О
[4] « Tableau de Thadee’ Zuccaro, qui est dans l’Eglise Cathe’drale de Rheims. Peint sur toile,
haut de 7. pieds 2 pouces, large de 4.pieds 1 pouce, grave Yean Raimond » .
[5] Dr. Nagler «Neues algemeines Kunstler - Leksicon », Munchen,1842.
[6] Предположительно «Трубчевская фабрика Василия Торубаева» - см. С.А.Клепиков «Филиграни на бумаге русского производства 18 - нач. 20 в.», М.,1978 г. У Клепикова подобная филигрань дана с указанием 1812 г.
Средняя оценка
(6 голосов)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.