ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Приложение 2 Европейская анкета. Методы и материалы, используемые в консервации-реставрации.

Eu - ARTECH Access, Research and Technology for the Conservation of European Cultural Heritage

Eu - ARTECH Сохранение европейского культурного наследия. Исследование и технология Европейская анкета. Методы и материалы, применяемые для консервации-реставрации.

 

Настенная живопись

Цель нашего исследования - выявить самые распространенные технологии консервации-реставрации, которые применяются для настенной живописи*.

Принять в нем участие может любой квалифицированный специалист, работающий в сфере консервации-реставрации памятников настенной живописи, в особенности же тот, кто непосредственно выполняет реставрационные операции.

Прежде чем отвечать на конкретные вопросы анкеты, сгруппированные в тематические бланки, следует заполнить бланк «Идентификация специалиста» (ИС), который прилагается к каждой такой серии.

Анкета «Настенная живопись» состоит из трех частей.

MPa1 Бланк «Идентификация памятника настенной живописи».

МРа2 Бланк «Укрепление».

МРаЗ Бланк «Обработка живописи с повреждениями биологического происхождения».

От заполняющего анкету требуется, чтобы из лично им успешно завершенных операций по консервации-реставрации, он выбрал, опираясь на свой опыт, самые типичные, исключив при этом операции, которые можно квалифицировать как особенные. Уточнения, касающиеся каждого из описанных им случаев, будут сделаны при заполнении бланков серии MPal. Завершив работу с ними, необходимо заполнить бланки серии МРа2 и МРаЗ, чтобы с их помощью описать особенности выполненных операций по консервации-реставрации. Если некоторые из этапов операций, перечисленные на бланках серии МРа2 и МРаЗ, не имеют отношения к вашим операциям, их можно пропустить.

Полный список бланков, помещенный в конце бланка ИС, предназначен для учета количества всех бланков, заполненных каждым участником исследования. Поэтому эту часть бланка ИС надо заполнять после того, как будет закончено изложение и описание всех представленных специалистом работ по реставрации-консервации.

*В оригинале - le biencultural - «культурная ценность». Мы посчитали уместным заменить всюду в тексте перевода это словосочетание на «памятник настенной живописи».

Результаты исследования и список принявших участие в нашем опросе, будут опубликованы и станут доступны всем участникам исследования.

Конфиденциальность

Указанные в бланке ИС данные личного характера будут доступны только администратору базы данных и предназначаются исключительно для подтверждения их надежности. Чтобы гарантировать анонимность результатов опроса, между бланком ИС и другими бланками (MPa1-МРаЗ) не устанавливается никакой связи, они подвергаются только статистической обработке.

БЛАНК «ИДЕНТИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА» [ИС] Фамилия, имя, пол Должность

Образование

(реставратор/хранитель; естественно-научное - химик, физик, геолог, биолог и т.п.; архитектор/инженер, историк искусства)

Место работы

(тип учреждения, его официальное название, страна; адрес, телефон, электронный адрес)

Реставрационные работы, успешно выполненные Вами в последние 10 лет

Предмет реставрации:

памятник архитектуры (укажите, какой /какие именно) скульптура из камня (укажите/перечислите, какая/какие именно) живопись на холсте или на доске (перечислите, что именно) настенная живопись (что именно) произведение из металла (что именно, перечислите)

Настоящим я разрешаю использование моих личных данных в выше определенных рамках, установленных Eu—ARTECH для Опроса (см. Введение).

Дата заполнения

Полный список заполненных Вами бланков

Список заполненных бланков предназначен для учета всех бланков, заполненных каждым специалистом. Поэтому Вы должны приступить к его заполнению после того, как закончите изложение всех случаев реставрационного вмешательства.

MPa1 - ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТНИКА НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ Назовите памятники....................................................................

МРа2 - УКРЕПЛЕНИЕ Назовите памятники.....................................................................

МРаЗ - ОБРАБОТКА ЖИВОПИСИ С ПОВРЕЖДЕНИЯМИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ Назовите памятники....................................................................

БЛАНК МРА1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТНИКА НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ

Цель этого бланка - идентифицировать памятник настенной живописи, подвергшейся укреплению или биоцидной обработке.

1.1. Характеристика памятника настенной живописи (укажите технику настенной живописи, пользуясь предложенной классификацией)

Фрески и живопись по сырой штукатурке

Живопись al secco (темпера)

Смешанные техники

Другое (уточните)____________________________

1.2. Где находится памятник настенной живописи. В каких условиях памятник настенной живописи сохраняется и в каких он экспонируется? (Выберите один ответ.)

На открытом воздухе

В укрытом от дождя месте (например, в клуатре монастыря)

в интерьере (например, в музее, церкви или в любом другом здании)

под землей( в подвалах здания, в крипте) Другое (уточните)_________________________

БЛАНК МРА2. УКРЕПЛЕНИЕ

Цель этой серии бланков - выявить технологии укрепления настенных росписей, представляющих историческую и художественную ценность.

Под термином «укрепление» здесь понимается операция по упрочению (стабилизации) поверхности, которое необходимо для того, чтобы восстановить когезию и/или адгезию - усилить внутренние связи (укрепить) и/или восстановить сцепление живописных слоев и грунта (подклеить). Таким образом, заделки, мастиковка и структурное укрепление в этой анкете не рассматриваются.

Бланк поделен на две части - А и Б. В части А дается только информация общего порядка о памятниках настенной живописи и консервационных операциях, а в части Б - подробная информация об этих консервационных операциях. Бланки части Б заполнять не обязательно.

УКРЕПЛЕНИЕ. ЧАСТЬ А

АЛ. Характеристика случая (почему понадобилась операция по укреплению?)

Укажите вид разрушения и его степень, пользуясь предложенной классификацией.

Опишите разрушение настенной живописи, используя следующую классификацию:

Утрата адгезии между слоями живописи и/или между слоем живописи и основой (шелушение, вспучивание, отслаивание, расслаивание и т.д.); Утрата когезии слями краски и/или основы (распыление, деструкция ); Другое (что именно)______________________________

Вид разрушения (можно выбрать несколько ответов)

Утрачена адгезия Утрачена когезия Другое (уточните)____________________________

А.2. Операции по укреплению

В параграфе об операциях по укреплению речь пойдет об использованных материалах, технологиях и затраченном времени, о примененных растворителях и концентрации раствора, а также о количестве использованного материала.

Опишите операции, которые чаще всего используются Вами в случае указанных выше разрушений.

Какие укрепляющие материалы (консолиданты и адгезивы) вы использовали в этих случаях (выберите из перечисленных ниже)

Этилсиликат: коммерческий продукт, на основе этилсиликата (тетраэтилортосиликат, тетраэтилсиликат, тетраэтоксисилан) Олигомеры алкилалкоксисиланов

Силиконовая и акрил-силиконовая смолы: коммерческие продукты, содержащие полимеры типа силоксанов и акрил-силоксанов Неорганические вещества: содержат неорганические компоненты с низким молекулярным весом, такие как гидроокись кальция, гидроокись бария, оксалат аммония и др. Акриловые полимеры Производные целлюлозы Виниловые полимеры

Укрепляющие материалы природного происхождения: Материалы, на основе веществ природного происхождения, таких как протеины (казеин, коллаген, альбумин), полисахариды и т. д. Другое (укажите)_____

Пожалуйста, укажите и коммерческие названия использованных продуктов

Отметьте способ применения, руководствуясь предложенной классификацией

Кистью: материал наносится на поверхность живописи посредством кисти Компрессом: раствор поступает из компресса, наложенного на поверхность живописи

Инъекцией: посредством шприца, пипетки или катетера раствор подводится под вспученности

Пульверизатором: посредством разбрызгивания материала по поверхности Шпателем и/или лопаткой (мастерком): накладывая известковый (строительный) раствор либо другой укрепляющий материал и затем прижимая до восстановления связи Другое (уточните)____________________________

Активный компонент укрепляющего материала

Этилсиликат

Олигомеры алкилалкоксисиланы Силиконовая и акрил- силиконовая смолы Неорганические вещества

Акриловые полимеры

Производные целлюлозы

Виниловые полимеры

Укрепители природного происхождения

Другое (уточните)_______________________________

Способ нанесения

Кистью

Посредством компресса

Инъекцией

Пульверизатором

Шпателем и/или лопаткой(мастерком

Другое (уточните)_______________________________

Растворитель

органический растворитель

водная эмульсия

Готов к употреблению

Другое (уточните)_______________________________

Количество использованного материала

г или мг/м2 (уточните)_____________________________

До насыщения

Концентрация

Ниже 5%

от 5 до 10%

Выше 10%

Другая (уточните)________________________________

Коммерческое название____________________________

А.З. Оценка эффективности операции

Уточните, была ли проведена оценка эффективности операции непосредственно после ее завершения, и укажите способ, с помощью которого была произведена оценка.

Способ оценки

Визуальное наблюдение

Оценка когезии на ощупь

Наблюдение под микроскопом

Другие способы

Физические: _______________________________

Химические:_________________________________

Эффективность

Очень высокая

Высокая

Средняя

Особенности операции

Важность продолжительности (да /нет)

Высокая стоимость (да /нет)

Простота выполнения

Возможно ли усовершенствование (да /нет)

Нежелательные последствия

Изменение цвета живописи Физическое повреждение живописи Взаимодействие с органическими веществами

А.4. Оценка эффективности результатов операции во времени

Подтвердилась ли со временем эффективность операции (через год, через 5 лет или больше).

Когда производилась оценка

Через год

Через 5 лет

Другое (уточните )__________________________

Происшедшие разрушения

Изменение цвета

Ускорение процесса разрушения

Другое (что именно)_________________________

УКРЕПЛЕНИЕ. ЧАСТЬ Б

(необязательная)

Б.1. Комментарий

Цель этого раздела - уточнить и обсудить некоторые вопросы. Пожалуйста, ответьте на те из них, которые связаны с Вашей работой и представляются Вам существенными.

1. Были ли проведены консультации с другими специалистами (историком искусства, биологом, химиком) во время операции?

..............................................................................

..............................................................................

2. Считаете ли Вы, что любая технология расчистки может быть усовершенствована, и если да, то в какой мере?

..............................................................................

..............................................................................

3. Считаете ли Вы, что в мастерских или лабораториях надлежащим образом соблюдаются правила техники безопасности?

..............................................................................

..............................................................................

ОБРАБОТКА ЖИВОПИСИ С ПОВРЕЖДЕНИЯМИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Цель этой части анкеты - выявить способы обработки, используемые для устранения биологических факторов разрушения памятников настенной живописи, являющихся культурной ценностью.

Следует различать расчистку и обработки, используемые для устранения биологических факторов разрушения, так как используемые материалы и методы в этих случаях различаются.

Вопросы поделены на две части - А и Б. Часть А предназначена для получения информация общего характера о том или ином памятнике настенной живописи и обработках, а в части Б будут касается некоторых подробностей последних. Часть Б заполнять не обязательно.

ЧАСТЬ А

АЛ. Исследования, проводимые с целью выявления биологических факторов разрушения

Какие исследования (in situ или в лаборатории) были проведены для идентификации и устранения биологических факторов разрушения.

Вид исследования

Обследование in situ

Изучение под микроскопом

Выделение культуры

Идентификация культуры до рода и/или вида

А.2. Морфология повреждений биологического происхождения (что было устранено?)

Опишите вид биологического повреждения, выявленного insitu.

Внешний вид повреждения

Черная и/или коричневая патина

Зеленая патина

Окрашенные пятна

Цветные вкрапления (инкрустация)

Окрашенный и/или белесый налет

Присутствие растительности (мхов и/или растении)

Другое (уточните, что именно)_________________________

А.З. Вид обработки или сочетание двух видов обработки (какой вид обработки применялся?)

Данный раздел посвящен способам обработки, применяемым для устранения биологических факторов разрушения. Об удалении биомассы, состоящей из нежизнеспособных организмов не следует упоминать, так как об этом речь шла в разделе, посвященном расчистке*.

 

 * Публикуемая нами анкета этой части не содержит. Полностью анкета опубликована на сайте http://www.eu-artech.org

Отнесите, пожалуйста, примененную вами обработку к одному из следующих видов

Использование биоцидов: обработка химическими веществами

(бактерицидами, альгицидами, фунгицидами, лихеницидами (средствами для

уничтожения лишайников), гербицидами и т.д.).

Использование антибиотиков;

Механические способы: устранение посредством инструментов (кисти,

скальпеля, хирургического ножа, шпателя, пилы, аспиратора и т.д.)

Удаление лазером;

Другое(что именно)______________________________

Примечание. Можно упомянуть не более двух видов обработок для удаления биомассы. Также укажите, пожалуйста, сколько раз они применялись в течение определенного промежутка времени (продолжительность их применения в месяцах и регулярность). Например: применялись 2 раза в течение б месяцев.

Внешний вид повреждения и примененная обработка

Черная и/или коричневая патина

Биоцид (сколько раз, в течение какого времени) Антибиотик (сколько раз, в течение какого времени) Механический способ (сколько раз, в течение какого времени) Удаление лазером (сколько раз, в течение какого времени) Другое___________(сколько раз, в течение какого времени)

Зеленая патина

Биоцид (сколько раз, в течение какого времени) Антибиотик (сколько раз, в течение какого времени) Механический способ (сколько раз, и в течение какого времени) Удаление лазером (сколько раз, в течение какого времени) Другое____________(сколько раз, в течение какого времени)

Окрашенные пятна

Биоцид (сколько раз, в течение какого времени) Антибиотик (сколько раз, в течение какого времени) Механический способ (сколько раз, в течение какого времени) Удаление лазером (сколько раз, в течение какого времени) Другое____________(сколько раз, в течение какого времени)

Цветные вкрапления (инкрустация)

Биоцид (сколько раз, в течение какого времени) Антибиотик (сколько раз, в течение какого времени) Механический способ (сколько раз, в течение какого времени) Удаление лазером (сколько раз, в течение какого времени) Другое___________(сколько раз, в течение какого времени)

Окрашенный и/или белесый налет

Биоцид (сколько раз, в течение какого времени) Антибиотик (сколько раз, в течение какого времени) Механический способ (сколько раз, в течение какого времени) Удаление лазером (сколько раз, в течение какого времени) Другое____________(сколько раз, в течение какого времени)

Присутствие растительности (мхов и/или растений)

Биоцид (сколько раз, в течение какого времени) Антибиотик (сколько раз, в течение какого времени) Механический способ (сколько раз, в течение какого времени) Удаление лазером (сколько раз, в течение какого времени) Другое____________(сколько раз, в течение какого времени)

Если в бланках А.2 и А.З было описано удаление более чем одного вида биомассы, заполните бланк А.4 по поводу каждого их них.

А.4. Оценка эффективности обработки

Укажите, была ли произведена оценка эффективности и возможного ущерба непосредственно после проведения обработки. При такой оценке нужно учесть общий результат процедур, упомянутых в параграфе А.4 (не больше 2 обработок)

На каждый вид удаленного материала, описанного в бланках А.2 и А.З, нужно заполнить отдельный бланк А4. Поэтому повторите, пожалуйста, процедуру заполнения столько раз, сколько это необходимо.

Внешний вид повреждения (только один ответ)

Черная и/или коричневая патина

Зеленая патина

Окрашенные пятна

Цветные вкрапления (инкрустация)

Окрашенный и/или белесый налет

Присутствие растительности (мхов и/или растений)

Другое (что именно)________________________________

Способ оценки

Обследование in situ

Изучение под микроскопом

Выделение культуры

Другие способы анализа (укажите их)______________________

Эффективность

Высокая Средняя Низкая

Обработка была повторена

Через б месяцев

Через 1 год

Через 2 года

Другое (уточните)_________________________________

Каким способом была повторена обработка

Тем же способом да / нет Другими способами да / нет

Нежелательные последствия

Изменение цвета живописи (субстрата)

Физическое разрушение живописи (субстрата)

Взаимодействие с органическими веществами

Опасность для оператора (токсичность)?

Другое (уточните, что именно)________________________

 

ОБРАБОТКА ЖИВОПИСИ

С ПОВРЕЖДЕНИЯМИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧАСТЬ Б (1,2)

(необязательная)

Б.1. Характеристика биологических факторов разрушения (что было устранено?)

Цель данного бланка - собрать сведения об обработках, предпринятых против идентифицированных организмов, в разделе Б.1 по возможности указать вид биологических факторов повреждения (напр., водоросли, плесневые грибы и т.д.), упомянув род и вид (таксономическое определение), если их смогли определить.

Вид биологических факторов повреждения (Уточните род и/или вид

Бактерии

Цианобактерии

Водоросли

Плесневые грибы

Лишайники

Мхи

Растения

Б.2. Уточнения, касающиеся обработок

Распределите биоциды и активные вещества по группам, взяв за основу физико-химические свойства и токсичность. Укажите основной способ применения. Необходимо исключить многозначные ответы (напр., укажите только активное вещество, способ применения).

Перечень биоцидов (активное вещество)

Неорганические соединения (перекись водорода, гипохлорит натрия,

гипохлорит кальция, сульфамат аммония);

Элементоорганические(металлоорганические) соединения (трехокиси три-н-бутила, три нафтената три-н-бутила);

Фенольные соединения (фенол, пентахлорофенол, ортофенилфенол, парохлорметакрезол);

Четвертичные аммониевые соединения (бензалкониум хлорид, лаурилдиметилбензиламмониум бромид, додецилдиоксиэтилбензиламмониум

хлорид);

Формальдегид;

Аммиак;

Замещенный сульфонилпиридин;

Производные мочевины (моноурон, диурон);

Диазины (бромацил);

Триазины (симазин, атразин, тербутилазин, секбумитон, гексазинон);

Имидазолиноны (имазапир);

Фосфоро-органические соединения (глифосфат, фосфоамин аммония);

Смеси:

Диметилдитиокарбамат натрия + натрий 2-меркаптобензотиазол +

трибутилоловооксид + четвертичная аммониевая соль.

Трибутирин нафтенат + четвертичная аммониевая соль + тербутилазин + секбумитон.

Другое (что именно)____________________

ОБРАБОТКА БИОЦИДАМИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Активное (действующее) вещество___________________

Коммерческое название________________________

Концентрация активного вещества (укажите) ______________

Примененный раствор Растворитель

Вода

Органический растворитель

Концентрация биоцида

1%

2%

5%

10%

Другая (уточните)______________________

Способ обработки

Кисть

Спрей

Компресс

Другой (что именно)____________________

Удаление остатков (остаточного количества) биоцида после обработки

Никакого удаления

Промывка водой

Посредством компресса

Другое (что именно)____________________

ОБРАБОТКА АНТИБИОТИКАМИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Активное вещество

Стрептомицин

Пенициллин

Гентамицин

Нистатин

Хлорамфеникол

Другое (что именно)____________________.

Коммерческое название__________________

Концентрация активного вещества____________

МЕХАНИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ

Тип инструмента

Кисть

Скальпель, хирургический нож

Шпатель

Лила

Аспиратор

Другой (что именно)___________________

УДАЛЕНИЕ ЛАЗЕРОМ

Тип лазера

Nd:YAG Er:YAGДругой (какой именно)________________

Б.З. Комментарии

Цель этого раздела - обсудить некоторые вопросы: пожалуйста, ответьте на те, которые связаны с Вашей работой и кажутся Вам существенными.

1. Были ли проведены консультации с другими специалистами (историком искусства, биологом, химиком) во время работы?

..............................................................................

..............................................................................

2. Считаете ли Вы, что любая технология расчистки может быть усовершенствована, и в какой мере?.

..............................................................................

..............................................................................

3. Считаете ли Вы, что инструкции (правила) по технике безопасности надлежащим образом соблюдают в мастерских или лабораториях?

..............................................................................

..............................................................................

Первоисточник: 
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ: Материалы конференции ГосНИИР 26 апреля 2006 г. М., 2006. (Чтения памяти Л. А. Лелекова — 2006)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.