ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 
Чураков С.С.

В загорской работе существуют две основные темы: 1) ответственность за ведение большой реставрационной работы и 2) воспитание молодых кадров. Темы эти тесно переплетаются друг с другом. Давно назрел вопрос приведения в ясность основных положений во взаимоотношениях между той и другой задачей. Учение у нас поставлено несерьезно. Количество учеников во много раз превышает наличие мастеров. В связи с чем бывают ученики на положении полубеспризорных или мастеру их навязывают во что бы то ни стало, потому что администраторам надо же их куда-нибудь пристраивать. Совсем не все равно, кого вам дают в ученики. Не менее важно и видеть в ученике: способность, живой интерес к самому делу и вообще возможности дальнейшего роста. Не надо забывать, что мастерская несет на себе ответственность за воспитание нового поколения реставраторов, от которого так много будет зависеть в сохранении художественных ценностей нашей прошлой культуры.

Несерьезность постановки вопроса с воспитанием молодых кадров дает себя знать и в невнимании руководства к воспитателям. У нас нередки случаи административно- педагогической нетактичности руководства по отношению к мастеру. Вместо того чтобы вызывать одного мастера по вопросу о невыполнении им вместе с учениками производственного плана — его обвиняют в неумении организационно наладить работу в присутствии учеников, а после его ухода в его отсутствие чуть ли не осуждают его ученикам.

Бывали случаи, несмотря на возражение мастера, перестановки ученика с рабочего участка на другую работу. Пусть все это административно и правильно, но это неправильно с точки зрения педагогической. Всем этим подрывается авторитет мастера и создается казенное отношение к преподаванию и поверхностное к учению.

Мастер, взявший на себя тяжелую общественную нагрузку в обучении целой группы учеников и получивший от администрации, вместо благодарности, щелчки, вправе отказаться в дальнейшем от всякой преподавательской деятельности.

В загорской работе иногда ощущается некоторая неясность во взаимоотношениях руководителей, мастера, помощника мастера или техника-реставратора (звание, которое еще ждет своего оформления) и ученика.

Попытаюсь охарактеризовать некоторые функции этих категорий, как я их себе представляю.

1) Мастером является реставратор с многолетним опытом, которому администрация может доверить рабочий участок. Понятие мастер-реставратор несколько растяжимо. В лучшем случае это человек, владеющий в совершенстве техническим методом реставрации, художник, тонко чувствующий и понимающий реставрируемое произведение, своеобразный научный работник, разбирающийся в технологии, стилях и иконографии древней живописи.

2) Ответственность за ведение реставрации на участке лежит на мастере.

3) Ученик всецело подчиняется мастеру. Администрация не должна распоряжаться учеником без ведома и согласования с мастером.

4) За работу ученика ответственность несет мастер.

5) Нормально у мастера должно быть не больше одного ученика. Увеличение количества учеников превращает его в администратора-педагога и мешает ему самому спокойно и углубленно работать.

6) Ученик, практически проработавший не менее двух лет (В Ц.Г.Р.М. такой срок определялся в 3 года) и показавший себя овладевшим техническим методом реставрации живописи, может быть признан как мастер-техник.

Дальнейшее повышение его квалификации достигается многолетним опытом в многочисленных и многообразных работах. Большим пробелом для наших учеников, за некоторыми исключениями, является то, что они не занимаются копированием образцов древней живописи. Последнее является лучшим методом изучения технических и стилистических ее приемов, приучает к внимательности в рассматривании встречающихся памятников и вообще воспитывает художественное начало, столь необходимое реставратору.

Мы сверху вниз смотрим на дедушек и прадедушек в реставрации — Сафоновых, Гурьяновых, Дикаревых и их мастеров — за их варварские расчистки и еще более варварские сплошные прописывания вновь открытой живописи. Но имеем ли мы право так свысока на них смотреть? Дедушки и прадедушки были мастера-иконописцы, с молоком матери впитывающие в себя навыки мастерства, знания технологии и иконографии. Их слабой стороной в большинстве случаев надо считать недостаточность художественного образования и преобладание ремесленного подхода к работе над художественно-научным...

Считая постановку реставрационного дела в наше время, далеко ушедшее вперед, правильно ли делает мастерская, что воспитывает поколение, не учащееся писать в технике реставрируемых произведений, не разбирающееся и сплошь и рядом просто не интересующееся древнерусской иконографией.

Воспитывая молодых реставраторов, поколение, которому должно принадлежать будущее, мы не имеем до сих пор ясной программы их воспитания.

В задетой теме существует еще целый ряд вопросов, на которые в газетной заметке нам трудно ответить. Вопросы эти ждут, когда руководство обратит на них свое внимание.

О НАУЧНОЙ РЕСТАВРАЦИИ

Вот уже два года как ведется небывалая по своей сложности и масштабам в истории отечественных реставраций памятников монументальной живописи работа по раскрытию стенописи Троицкого собора Сергиевой лавры.

Происходит удаление целых трех слоев записей с живописи XVII в. Два из них выполнены масляной, а один темперной краской, причем верхняя запись лежит на толстом, 0,3—1,5 миллиметровом слое масляной шпаклевки, — крепкой, как кость. Под темперной записью находится слой проолифленной копоти, чрезвычайно трудно поддающейся удалению. Не меньшей сложностью отличаются и два других реставрационных процесса: укрепление грунта и красочного слоя и художественная ретушь с дополнениями утрат живописи.

С самого начала работ появилась насущная потребность в химике. Администрация держит его перед работающими как некий мираж в пустыне. Работа уже подходит к концу. В отчетных и перспективных планах много говорится о науке, о организации химической лаборатории, о рентгене, о микроанализе и т. д. и т. п.

Говорится и о том, что работа в Загорске является великолепной школой для воспитания молодых кадров.

Давно появилась необходимость проверки правильности применения наших химических реактивов, а химика все нет и нет. И главное здесь же в Загорске рядом в Научно-исследовательском институте кустарной промышленности есть специальная химическая лаборатория, занимающаяся решениями аналогичных вопросов, касающихся красок, различных грунтов и т.д. Химик этой лаборатории при частной беседе с ним о возможности приглашения его к нам на консультацию изъявил готовность прийти на помощь в любую минуту, когда это будет нужно нам. О всем этом было сказано администрации, но в мастерской идут переговоры о приглашении квалифицированных специалистов, а у нас ждут неотложные практические наболевшие вопросы.

Не целесообразнее ли пригласить химика научно-исследовательского института кустарной промышленности, чем ждать конца работ, тем более что расчистке остались уже считанные площади. А ведь, расчистив их, где мы еще найдем более благоприятный материал для проверки научным путем наших методов расчистки сегодняшнего дня и вообще, для постановки целого ряда научно-исследовательских вопросов о химическом воздействии реактивов на краски, грунты и т.д.

Примечание редактора. В конце служебной записки рукой Серг. С. Чуракова написано: «Василий Васильевич Чернов». Вероятно, это имя именно того химика из Научно-исследовательского института кустарной промышленности, которого он хотел пригласить на работу.

Первоисточник: 
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ: Материалы конференции ГосНИИР 26 апреля 2006 г. М., 2006. (Чтения памяти Л. А. Лелекова — 2006)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.