ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ДНЕВНИК РАБОТ ПО РЕСТАВРАЦИИ СТЕНОПИСИ ТРОИЦКОГО СОБОРА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ ХУДОЖНИКА-РЕСТАВРАТОРА СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ЧУРАКОВА

ДНЕВНИК РАБОТ ПО РЕСТАВРАЦИИ СТЕНОПИСИ ТРОИЦКОГО СОБОРА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ ХУДОЖНИКА-РЕСТАВРАТОРА СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ЧУРАКОВА НА 1950-1952 ГОД

25 декабря 1950 г. мне было поручено задание расчистить от записей поясное изображение с крыльями Иоанна Предтечи. Изображение это расположено под валом, отделяющим барабан от парусов, на южной стороне основания барабана, между юго-восточным и юго-западным парусом. Вопреки обыкновению в росписи Троицкого собора, запись 1855 г. — здесь повторяет свою первичную тему. Написанное на толстом слое масляной шпаклевки, слабое по рисунку, с небольшой головой изображение Иоанна Предтечи XIXв. в духе итальянской живописи в кавычках, как это выяснилось при дальнейшей расчистке, естественно, не имело ничего уже общего с его монументальным, головастым изображением XVIIв.

Около половины изображения сравнительно небольшой по площади полуфигуры Иоанна Предтечи вздулось вместе с грунтом, отстав от стены. Имеются два таких больших вздутия. Крупнейшая по размерам начинается от левого плеча, идет перпендикулярно вниз до кисти благословляющей правой руки, поворачивает здесь направо, захватывая большую часть левого крыла и снова поворачивает к своему исходному месту на изображении левого плеча Предтечи. В этом месте налицо утраты грунта площадью около...

Вздувшийся ниже в виде крыши грунт отстоит от стены у кисти правой руки Крестителя на 3 см. Здесь также имеется небольшая утрата грунта. Вся вздувшаяся площадь, равная 80 х 60 кв. см, оказалась алебастровой вставкой XVIIIв., прописанной поверх в 1835 г. Вздутие самого стенного левкаса расположено ниже на правом крыле Предтечи.

Здесь также налицо несколько совсем отлетевших кусочков. Площадь их 18 см х 14 см и 8 х 6 см. Площадь вздутия 50 х 50 см.

Общая площадь стенного левкаса и алебастрового грунта XVIIIв., требующая укрепления, учитывая и фон, равна примерно 120 см х 160 см.

Совсем не сохранилось около 30 х 30 см.

В целях временного сохранения отставшего от стены грунта, на него мною на живопись 1855 г. были наклеены жидким малярным клеем полоски бумаги, затем везде, где это можно было сделать без риска разрушения, с него с помощью размягчения подогревом специальной электроплиткой была удалена шпаклевка и живопись (масло) 1855 г. Работу эту выполнял Евгений Утенков. Расчистку фона вокруг Предтечи, его нимб, валик над фигурой, левое крыло Предтечи и выборку киноварной тяги внизу выполняла Ирина Ватагина. Лик Иоанна Предтечи, его правое крыло и всю его полуфигуру, а также запись 1835 г. масляными белилами внизу с киноварной тяги расчищаля.

Сперва с помощью нашатырных компрессов была удалена масляная запись 1835 г. Удаление этой записи обнаружило, что правая вздувшаяся и грозящая обрушиться сторона полуфигуры представляет собою вставку XVIIIв. Грунт этой вставки желательно укрепить, так как ее живопись с успехом может быть использована при художественной ретуши сохранившейся живописи XVII в.

Сделать укрепление грунта при промерзших стенах нельзя, и потому сейчас пришлось ограничиться лишь наклейкой на места вздутий листов папиросной бумаги, так как сделанные прежде наклейки узких полосок бумаги, при невозможности произвести укрепление здесь в течение, по крайней мере, трех холодных месяцев, были бы недостаточны.

Расчистка лика Предтечи от покрывающих его записей 1835 г. и 1777 г. обнаружила на месте правого глаза вставку левкаса, относящегося к XVIIIв. Площадь вставки — 15 см х 15 см. Под XVIIIв. сиреневой по цвету основной краской исподней одежды Крестителя, богато пробеленной, изображающей верблюжью шерсть, обнаружилась зеленая медянка XVII в. Расчищать ее пришлось уксусной кислотой, так как от аммиака краска эта выцветает, делаясь белой. На медянке кое-где сохранились остатки светло-желтых пробелов под верблюжью шерсть. Обнаруженный в результате расчистки фрагментарно сохранившийся от XVII в. лик Предтечи при деликатной ретуши будет представляться довольно цельным.

Люнет и арка по южной стене над мощами при распределении работ досталась мне с помощниками.

В результате удаления путем подогрева шпаклевки и слоя масляной краски 1855 г. (работу выполняли Евгений Утенков и Леонид Грачев) здесь вместо занимавшей их одной композиции «Богоявление» открылись композиции: на стене — «Рождество Христово», на восточном склоне свода — «Сретенье», а на западном — «Богоявление».


Сергей Сергеевич Чураков. Троице-Сергиева лавра. Декабрь 1951 г.

Серг. С. Чураков с учениками - Екатериной Сергеевной Чураковой (в центре) и Ириной Васильевной Ватагиной.

Титульный лист реставрационного дневника Серг. С. Чуракова (февраль 1951 - апрель 1952)
 

(Композиция «Богоявление» 1855 г. занимала собою всю южную стену над мощами и выше арку, по склонам которой были написаны группы летящих ангелов.)

Каждому из членов бригады мною дано по определенному участку. Северную половину композиций «Сретенья» я поручил Леониду Грачеву, а южную с фигурой Симеона Богоприимца Ирине Ватагиной. Крайнюю северную часть «Богоявления» с изображениями трех ангелов — Евгению Утенкову, а южную с находящейся в центре композиции фигурой Христа — Ивану Чуракову. Себе я взял средник композиции Рождества Христова с возлежащей в центре на ложе Богоматерью.

В дальнейшем Евгения и Ваню я объединил, поручив ответственность за всю расчистку «Богоявления» более опытному, хорошо зарекомендовавшему себя расчисткой Нерукотворного Спаса Ивану Чуракову. Мероприятие это должно гарантировать от возможной разницы в расчистке. Им же должно достигаться и более рациональное использование сил работающих, что должно благотворно сказаться на выполнении плана и качестве самой работы.

Менее опытным из своих помощников я рекомендовал начинать работу с наименее ответственных мест и идти в расчистке сверху вниз, чтобы возможные случайные потеки нашатыря текли не по зачищенной живописи, а по записи. Ирина начала с фона в замке свода. Леонид и Утенков — с киноварной тяги, оформляющей внешний край свода. Леонид затем перешел на изображение палаты, а Евгений — крыла верхнего ангела. Выше расположенную горку я просил его пока не трогать, боясь, что в ней ему будет пока трудно разобраться.

В дальнейшем участков работ своих учеников я касаться в своем дневнике почти не буду, а перейду непосредственно к расчистке на своем участке.

Композиция «Рождество Христова», занимающая площадь около 7 кв. м, к великому сожалению, сохранилась не полностью. Самая большая, досадная утрата стенного левкаса XVII в. находится в ее верхней части в виде вставки алебастрового грунта XVIII в. Граница ее захватывает собою фигуру ангела, стоящего над яслями (фигура эта, как и вся остальная живопись вставки, имеет на себе запись 1835 г.), часть горы, верхние части яслей и ложа Богоматери и, пройдя над головами волхвов, преподносящих свои дары Богоматери, идет кверху, заканчиваясь в стыке свода со стеной, на забеленной масляными белилами в 1835 г. тяге.

Верхняя граница вставки идет по стыку свода со стеной люнета.

Общая площадь вставки равняется 50 х 120 см.

Несколько меньшая вставка имеется в восточной части люнета. Так как эту часть, по-видимому, будет расчищать Ирина Ватагина, то более обстоятельное описание утрат стенного левкаса здесь будет сделано ею в своем дневнике.

Аналогично — состояние западного угла композиции будет описано в дневниках Евгения или Вани, которым я в связи с дальнейшими рабочими планами передал их. Сейчас же, до расчистки верхней записи, описание вставок здесь сделать труднее.

Прежде чем приступить непосредственно к работе на своем участке, я занялся пробными расчистками на участках своих учеников. У Леонида на палате, возвышающейся над изображениями Иосифа, Анны Пророчицы и Марии под грубой масляной записью 1835 г. обнаружился очень корпусный слой темперной сиреневой краски XVIII в. Интересно, что нижний слой этой краски имел зеленоватый оттенок. Запись XVIII в. лежит на проолифленной копоти, покрывающей собою стенопись XVII в.

Палата XVIII в. имеет разбельно-зеленый тон. Твердая, мало поддающаяся реактивам, краска обещает хорошую сохранность изображения.

Гораздо меньшая проба была сделана мною на крыле верхнего ангела в композиции «Крещение».

Развернуть работу полным фронтом на своем участке мне мешало отсутствие нашатыря и, главное, задержка с фотофиксацией (болезнь фотографа). Делать изыскания на краях композиции я не мог, так как этим бы я в первую очередь мешал работающим на восточном склоне свода Ирине, а на западном — Ване.

Рискуя остаться без заработка — не имея возможности больше ждать приезда фотографа, — я с 17/1 приступил к полной расчистке стенописи моего участка.

Послойная расчистка, ведущаяся непосредственно слой за слоем, ускоряет процесс раскрытия первоначальной живописи. Невыгодно в смысле заработка расчищать сперва слой 1835 г. со всей композиции, а затем слой XVIII в. Расчистка, ведущаяся непосредственно слой за слоем, экономная в смысле траты нашатыря, она же дает и лучшие результаты самой работы. Размягчая компрессами слой масляной живописи 1835 г., наш реактив в какой-то мере действует и на запись XVIII в. Учитывая это, рациональнее непосредственно вслед за удалением записи 1835 г. ставить компрессы и на темперную запись XVIII в., а не давать ей высохнуть и затем опять ее размягчать. Чем меньше вымачиваем мы реактивами подлинную живопись, тем лучше.

Удаление масляной, сильно пробеленной киноварной записи 1835 г. на мафории Богоматери обнаружило плохо сохранившийся, слегка прописанный в тон темперой в XVIII в. умбристый мафорий XVII в. Утраты красочного слоя до левкаса особенно многочисленны на плечах и груди Богоматери. Как доказательство того, что утраты эти сделаны не мною, я в целом ряде из них оставил мелкие крапинки киноварного мафория 1835 г.

По-видимому, прежде чем прописываться в XVIIIв., стенопись местами промывалась каким-то сильным реактивом (скорее всего, щелочными компрессами из золы), — на мафории Богоматери в середине фигуры имеется след потека растворителя, проевшего краску XVIIв. Как доказательство того, что этот потек был сделан до нашей работы, я при его расчистке оставил на нем незначительные крапинки красной краски записи 1835 г., покрывающей собою эту утрату.

Звездочки XVII в. на плечах и челе Богоматери, сделанные темно-зеленой краской и почти совсем утраченные, очень плохо заметны. В связи с этим, находящиеся здесь же меньшие по своим размерам звездочки XVIII в., более четкие и лучше сохранившиеся, хотя и сделаны с меньшим вкусом, пока оставлены мною. Также я пока счел нужным оставить сохранившуюся в нескольких местах светло-зеленую двойную полоску XVIII в., оформлявшую мафории Богоматери. Рядом кое-где сохранились чуть видные следы аналогичной более темной полоски XVII в.

Изображение ложа Богоматери, прописанное в 1835 г. масляными белилами, в XVIII в. написано корпусной красно-коричневой краской с широкими киноварными пробелами и, описанное широкими черными линиями контура и складками, имело против головы Богоматери и в ногах идущую поперек ложа орнаментальную полосу. Фигура Богоматери на ложе в XVIII в. плохо выделялась. Для того чтобы выделить фигуры, в 1835 г. понадобилось сделать ее мафории киноварным, а ложе Богоматери прокрыть белилами. Ясно, что в XVII в. ложе не могло быть таким темным. Расчистка слоя записи XVIII в. обнаружила ложе, сделанное «горелой охрой». Краска эта до того мягка, что буквально поддается действию воды и мажется пальцем. Достать ее из-под более крепкой корпусной краски XVIII в. чрезвычайно трудно. Никаких пробелов, орнаментальных поясков и описи контура и складок здесь не сохранилось. Верхняя часть ложа на вставке XVIII в. оставлена нами в изображении этого времени.

Раскрывая изображения яслей и младенца Христа, лежащего в них, я опять наткнулся на две ясно выраженные записи. По удалении масляной записи белилами со спеленутой фигурки Христа открылось его изображение XVIII в. Последнее выполнено темперными белилами и хлестко перевито коричнево-красными ленточками. Было опасение, стоит ли искать изображение XVII в.? Будет ли оно лучше? Решив, что даже самое скверное изображение XVII в. будет лучше гармонировать с раскрытой стенописью XVII в., я с помощью нашатырных компрессов снял эту запись

XVIII в. и нашел изображение XVII в., покрытое черным слоем въевшейся копоти. Расчистка последней с помощью уксусной кислоты дала изображение спеленутого младенца, более скромно написанное, чем в XVIII в., и, конечно, более гармонирующее с остальной расчищенной живописью XVII в.

Расчистка гор из-под коричневых записей 1835 г. и 1777 г. дала чрезвычайно утраченные горы XVII в. По тону их темная коричневато-розоватая охра мягко гармонирует с розовато-коричневатой «горелой охрой» ложа Богоматери и умброй самой ее фигуры. Удаляя темную запись с изображения гор, очень неприятно встречать многочисленные куски белых пятен левкаса. В некоторых из них я иногда чуть-чуть оставлял краски вышележащей краски. Делал это в целях оправдания, что подранность сделана до меня, но оставлять более серьезно эти записи нельзя, так как они грязнят тон краски XVII в.

Интересно, что фигура девушки, прислуживающей бабке Саломее с обмыванием младенца, в записи XVIII в. отсутствовала. На месте ее головы в XVIII в. была написана нижняя часть постели Богоматери.

Лицо и фигура девушки XVII в. сохранились исключительно плохо.

Художник-реставратор С. Чураков, 31/1 1951 г.

На ликах Богоматери и младенца Христа нашатырными компрессами были размягчены и с помощью ланцета удалены записи 1835 г. и 1777 г. Находящийся под ними слой черной въевшейся копоти удалялся отдельно уксусной кислотой небольшим тампоном ваты, навернутым на палочку. Утраты охрений и санкиря на лике Богоматери не нарушают его рисунка и при ретуши будут легко восстановлены.

Работая компрессами из промокательной бумаги, нельзя не отметить положительные стороны этого нововведения — удобство их накладывать и уменьшение потеков. В то же время необходимо отметить и отрицательные стороны промокательной бумаги: незначительная сочность компресса, удлиняющая процесс размягчения корпусных слоев записи. В связи с этим Ваня применяет вату, накладываемую на сырой компресс, и сверху напитывает ее аммиаком.

Но вата слишком дорогой материал, необходимый для более тонких работ при выборке. Кстати, ее в настоящее время и нет у нас на складе.

Я вспомнил о кальке. Накладывая ее на сырой компресс, к которому она хорошо пристает, мы ею задерживаем быстро улетучивающийся аммиак. Последнее обстоятельство, кроме усиления действия компресса, облегчает работающему нахождение в арке. Реставраторы, смачивающие нашатырные компрессы и после этого непосредственно находящиеся в сводах, знают, что значит находиться в парах аммиака. Свойство кальки задерживать испарения нашатырного спирта вскоре оценили и начавшие употреблять ее мои товарищи.

Тем не менее, неудовлетворение сочностью самих компрессов заставляет думать о применении для них тонкого слоя редкого строительного войлока, суконок и старого фетра.

Слишком много разговоров по поводу нововведения Германа Евгеньевича заставляют напомнить простую истину, что каждый настоящий мастер к своей работе подходит, всегда творчески приспосабливаясь к ней. В каждой новой сложной реставрации перед мастером ставятся новые задачи, требующие их разрешения. Изобретения вроде нововведения Германа Евгеньевича постоянно делаются мастерами. Но из них до этого не делалось событий, так как эти постоянные в работе изобретения и приспосабливания считались обычным качеством мастера.

В связи со всем этим мне лично хотелось бы напомнить о сделанном мною нововведении, отмеченном мною в прошлом году в своем дневнике, — о способе расчистки зеленой медянки одной уксусной кислотой. До этого медянка для всех мастеров была камнем преткновения. Местами вместо нее оставалась одна ретушь. Местами, не решаясь расчищать ее, мастер оставлял выше лежащую запись XVIII в.. При расчистке записей с нее нашатырными компрессами, ярко-зеленая медянка белела: реакция щелочи на медянку — уксусную окись меди. Узнав, по Щавинскому, — см. «Технологии древнерусских красок» - природу медянки, — я в одежде фигуры Пророка на восточном склоне северной арки перешел на ее расчистку одной уксусной кислотой. Работа дала хорошие результаты.

После на расчистку медянки только уксусной кислотой перешли и Овчинников, Герман Брягин, Ирина Евгеньевна Брягина и другие мастера.

Дневник № 56 Серг. С. Чураков Центральные проектно-реставрационные мастерские

Рабочий дневник на 1951 г.

художника-реставратора Чуракова Серг. Серг.

по реставрации стенописи Троицкого Собора

Троице-Сергиева монастыря

К приказу № 177 от 28.10.1950 Перечень вопросов, освещаемых в дневнике

Общие сведения: до начала работ

1. Наименование учреждения

2. Фамилия, имя и отчество ведущего дневник

3. Должность

4. Объект

5. Дата начала дневника

6. Место работы

7. Название композиции

8. Описание композиции

9. Описание тональности

10. Техника исполнения

11. Датировка живописи, стиль, эпоха

12. Фотофиксация до реставрации (есть, нет, № фото в альбоме)

13. Участок работы

14. Размер участка

15. Кем дано задание

16. Что задано

17. Срок исполнения

18. Метод работы (подробное описание)

19. Рецептура (подробное описание)

20. Кем утверждена

21. Пробная расчистка (есть, нет, кем сделана)

22. Что известно работнику о данном объекте, перечень книг, рукописей, архивных материалов.

Вопросы, освещаемые в дневнике в процессе реставрационных работ

1. Участок работы

2. Характер работы

3. Что сделано

4. На какой площади (обмер)

5. Показать на схеме (в дневнике)

6. Изменение метода или рецептуры (если имеется)

7. Кто изменил

8. Результаты

9. Имеющиеся замечания по участку работы

10. Кем сделаны

11. Какие дополнительные указания получены по методике

12. Консультации, полученные от кого

13. О чем

14. Личные наблюдения в процессе работы

15. Фотографирование в процессе работы (что именно, с какой целью)

16. Копирование (что именно)

17. Калькирование (с какой целью)

18. Описание результатов работ при расчистке

19. Каким инструментом работал

20. Недостатки в работе

21. Что взято для анализа

22. С какой целью

23. Результаты анализа

24. Как подготавливался материал

25. Какой именно

26. Какого качества

Вопросы, освещаемые в дневнике, после окончания работ на заданном участке

1. Дата окончания работы

2. Обмер

3. Результаты работ

4. Описание состояния живописи

5. Сюжет (если изменен)

6. Тональность

7. Техника живописи

8. Датировка, стиль, эпоха

9. Школа, мастер

10. Кто принял работу и с какой оценкой

11. Наименование и количество израсходованных материалов /Подпись/

/Подпись бригадира/ /Дата/

с февраля

В течение февраля месяца мною велось окончание начатой работы по раскрытию из-под записей композиции Рождества Христова в люнете южной стены и руководство четырьмя учениками, раскрывающими стенопись XVII в. по южному своду.

Композиция Рождества Христова имеет обычную схему с возлежащей в центре Богоматерью и находящимися за ней яслями с Младенцем Христом. Слева и ниже изображен сидящий в раздумье Иосиф с подошедшим к нему старичком, справа внизу бабка Саломея с девушкой, обмывающие новорожденного Младенца, а выше — славословящие ангелы, правее пастыри.

В январе мною была расчищена из-под записей фигура Богоматери, ложе, на котором она лежит, ясли, горы справа и фигура ангела. Общая площадь расчищенного равнялась двум метрам. Подробное описание работы было сделано мною в январском дневнике.

3 февраля. Суббота

Выборка на фигуре ангела, стоящего над горой. От горок до нас сохранились одни клочья. В местах утрат я кое-где стремился оставить остаточки последующей записи как доказательства того, что порваны горки до моего к ним прикосновения. Но так как эта оставленная, даже в разреженном виде, грязная по цвету, запись производила впечатление недовыбранности, и мне по этому поводу было сделано даже замечание, то я произвел дополнительную выборку оставшейся серо-умбристой записи, сохранив лишь самые незначительные ее крапинки, много говорящие для внимательных глаз реставратора.

Работая около двух лет над реставрацией стенописи Троицкого Собора и наблюдая результаты работ товарищей, ясно понял, что в одну из предшествующих реставраций — 1777 или 1835 г. (последнее кажется более вероятным), местами была произведена расчистка живописи каким-то очень сильным реактивом. Живопись в этих местах имеет явно стравленный вид. Местами, как на фигуре Богоматери в композиции Рождества Христова, имеются следы потеков, позднее прописанные записями. По-видимому, выше этого места накладывались тряпки, вымоченные в крепком щелоке.

4/П. Воскресенье, 5/II. Понедельник

Терпим недостаток в нашатырном спирте. Выборка на верхней части изображения фигуры девушки, помогающей Саломее обмывать Младенца Христа и правее на горках.

6/II. Вторник

Расчистка горок с правой стороны под ложем Богоматери. Из-за отсутствия нашатырного спирта работал полдня.

7 февраля

Наложенные на горки под изображением возлежащей Богоматери и смоченные несколько раз нашатырным спиртом компрессы промокательной бумаги не дали размягчения, похожей на какую-то резину, умбристой записи XVIII в.

8/II

Работали полдня — отчет Петрова Л. А. за прошлый год и планы на будущий. Расчистка и выборка страшно трудно размягчаемой записи на горках под изображением возлежащей Богоматери. Размягчение записи нашатырным компрессом ни к чему не приводит, так как запись, делаясь наподобие резины, тащит за собой при механическом удалении фрагменты пробелов XVII в.

9/II

Там же произвожу выборку слоя умбристой записи с помощью уксусной кислоты. Работаю тампоном на палочке и нейтрализую кислоту аммиаком. Обнаружились два агнца, а выше фрагменты деревьев. Все страшно в утраченном виде.

11/II. Понедельник

Выборка на горках. Имеющая место на изображениях агнцев шоколадно-коричневая въевшаяся проолифленная копоть чрезвычайно плохо размягчается.

12/ II. Вторник. Выборка на горках.

13, 14, 15, 16, Пи 19февраля

Удаление записей и выборка на изображении фигуры девушки, помогающей обмывать бабке Саломее Младенца Христа, правее и левее от нее горках. Расчистка тяги, идущей по своду, и тяги, оформляющей низ композиции. Всего расчищен мною дополнительно к двум кв. м еще один кв. м стенописи.

С 20 февраля переключился на работу по собиранию материалов к эскизу композиции западной стены «Страшный Суд».

Художник-реставратор С. Чу раков П. И. Нерадовский, 15/111/51 г.

Был в мастерской. Просматривал фотографии со стенописи Московского Успенского Собора. Искал фото с композиции западной стены «Страшный Суд».

2/III

Просматривал фотографии музея имени Андрея Рублева. Калькировал и делал зарисовки: Апостол Лука из композиции «Страшный Суд», головы двух ангелов оттуда же. Оформление своей командировки во Владимир.

3,4,5/II

Был в командировке во Владимире. Осмотр и изучение композиции «Страшный Суд» Успенского Собора Княгинина монастыря и кафедрального Владимирского Успенского Собора.

6/III

Был в мастерской — отчет о командировке. Музей Андрея Рублева.

8/Ш

Музей им. Андрея Рублева. Скалькировал с фото левую группу апостолов композиции «Страшного Суда» из Владимирского Успенского Собора.

9/III

Работал по собиранию материалов. Гос. Исторический музей и Гос. Третьяковская галерея.

70/III

Музей Новодевичьего монастыря. Калькирование деталей композиции «Страшный Суд» — икона середины XVII в.

Произведя наклейку бумаги, с 15 /III приступил к эскизу.

1) Перевод плана стены.

2) Рисунок правой и левой группы апостолов и ангелов над ними.

3) Восстановление рисунка «Ангелы свертывают небо».

4) Реконструкция частей композиции, находившихся на месте позднее пробитых правого и левого окон:

а) архангел, Богоматерь, еще архангел и ниже Адам и херувим,

б) архангел, Иоанн Предтеча, еще архангел, Ева и херувим.

Для того чтобы сделать рисунок эскиза, понадобилось сделать целую серию набросков и различных изображений раскрытой стенописи Троицкого собора, а также несколько раз переделать рисунок недостающих частей композиции, чтобы найти требуемый масштаб.

П. И. Нерадовский, 25/III/51 г.

Апрель 1951 г.

1) Изображение в карандаше в уменьшенном виде «ликов праведных» (копия уцелевших фрагментов) и групп народов в левой части композиции и реконструкция их недостающих частей.

2) Собирание дополнительного материала к различным частям картины Страшного Суда. (30 марта и 2 апреля ГТГ и 7/IV музей Новодевичьего монастыря)

«Лоно Авраамово», «Богоматерь в Раю», «Милостивый блудник», лики праведных, народы, звери, видения пророка Даниила.

3) Дополнение в натуру на картоне в рисунке недостающих частей правой и левой группы апостолов и выполнение их в красках.

4) Выполнение в центральной части западной стены, между двумя группами апостолов и под изображением Вседержителя, рисунка углем престола с Евангелием и двумя ангелами за ним и... «Гнева Божьего» и «Руки Божией» под престолом.

5) Определение киноварных кусочков в правой части композиции над изображениями апостолов, прежде принимаемых мною как конец крыла Херувима, — как остаток головы змея, его ушей, затылка и реконструкция этой головы.

6) Недорасчищенный фрагмент в центре композиции под изображением Вседержителя, принимаемый за изображение горы, при его расчистке оказался верхней частью престола, лежащей на нем тканью и Евангелием. Последнее открытие заставляет забраковать прежде сделанную реконструкцию Престола, подняв его выше, и отказаться от помещения за Престолом ангела.

7) Наклейка бумаги и новая реконструкция престола в рисунке.

8) Выполнение престола и прилегающих к нему фрагментов в красках.

9) Рисунок «ликов праведных» в натуральную величину на картоне.

10) Рисунок картона центральной части композиции с судящейся душой, змеем, ангелами и бесами.

С. Чураков 25/IV/1951 г.

П. И. Нерадовский 3/V/1951 г.

Май 1951 г.

1) Выполнение в цвете «ликов праведных»

2) и центральной части композиции «Страшного Суда» (судящая душа, ангел, кладущий полотенце на весы, ангел, гонящий грешников, грешники, змей, рука Божия и весы, бесы).

3) Исполнение в карандаше картона части композиции Страшного Суда «Народы, предстоящие Суду» 3,5 кв. м.

4) Подбор материалов, исполнение в карандаше и в цвете картона к недостающим частям композиций: «Исцеление бесноватого» и «Христос и грешница» (2,1 кв. м).

С. Чураков, П. И. Нерадовский , 25/V/51 г.

Июнь 1951 г.

1) Выполнение в цвете недостающей части композиции Народов в картине «Страшного Суда» (3,5 кв. м).

2) На сохранившейся части композиции «Страшный Суд» — «Народы» — на площади в 1 кв. м произведена выборка.

3) Наклейка бумаги и подбор материалов к части композиции «Страшный Суд» «Пророк Даниил и Ангел».

4) Подбор материалов к настенной летописи Собора.

5) Выполнение в рисунке картона настенной летописи (14,5 кв.м).

С. Чураков, 25/VI/51 г.

П. И. Нерадовский, 26/VI/51 г.

Июль 1951 г.

1) Выполнение в рисунке настенной летописи вязью (картон), = 9,67 кв. м.

Материалом для вязи служили зарисовки надписей 1635 г., имеющихся в соборе, фотография с части настенной летописи Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1641 г.). Некоторым косвенным материалом была фотография с настенной летописи ярославской церкви Ильи Пророка (1680—81 г.) и фрагмент настенной летописи Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684 г.).

2) Выполнение картона настенной летописи вязью в цвете — 3,24 кв.м.

Идея писать вязь — умброй по охре — взята мной с настенной летописи Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

3) Выполнение в рисунке и цвете подвесной пелены панели. Материалом для подвесной пелены служили рисунки в цвете с панели Никольской паперти собора. Пришлось сделать реконструкцию фрагментов нескольких кругов (орнаментальных клейм) паперти и использовать их для панели Собора.

Необходимо посмотреть фрагменты панели московского Успенского собора, Архангельского собора и др. кремлевских памятников. Чем больше в нашем распоряжении будет материала, тем лучше и разнообразнее сумеем мы сделать нашу панель.

Художник-реставратор С. Чураков, 25/VII/51 г.

П. И. Нерадовский, 3/VIII/51 г.

Август 1951 г.

1) На восточной стороне северо-западного столпа выполнение по картону Утенкова фигур великомучеников воинов.

2) Ретушь (0,5 кв. м) фрагмента ангела из композиции «Видение пророка Даниила» (часть Страшного Суда).

3) Выполнение картона «Видения пророка Даниила» в рисунке и в цвете.

В помещении круга со «зверями» над головой пр. Даниила и в изображении последнего в коленопреклоненной позе я руководствовался теми соображениями, что предельно вписанный фрагмент крыльев и плаща ангела давал впереди себя слишком много места для одной стоящей фигуры Даниила. На последнее решение толкало написанное здесь по камню изображение XVIII в. в рост пророка Даниила.

Когда я нарисовал ангела, исходя из его фрагментов (крыло, плечо, плащ и голова), мне стало ясно, что в XVII в. композиция здесь решалась иначе.

Изображение пророка Даниила и ангела в наших композициях имеет целый ряд вариантов.

В рублевской композиции Владимирского Успенского собора пророк Даниил склонился на коленях с поворотом головы кверху, рядом стоит ангел, указующий ему на чудесных зверей. Звери изображены в своде в круге. В ферапонтовской композиции коленопреклоненный Даниил и стоящий ангел находятся за ликами праведных, тогда как звери помещены за народами на другой стороне композиции, и изображены они не заключенными в круг.

В композиции Ростовской церкви Спас на Санях Даниил и ангел изображены в стоящих позах, напоминающих Вергилия и Данте. Звери изображены и здесь в стороне от пророка. Для месторасположения зверей характерен творческий подход знаменщиков. Их, смотря по надобности, располагают то в центре композиции, то в левой стороне, то в ее правой стороне.

В изображении пророка Даниила я отталкивался от его рублевского изображения во Владимирском Успенском соборе. Расположение над ним круга диктовалось свободным пространством перед ангелом. В изображении зверей, не повторяя буквально их ферапонтовское и рублевское изображения, я, тем не менее, держал их все время в памяти.

С. Чураков, 24/ VIII/1951

П.И. Нерадовский, 29/VIII/1951

Сентябрь 1951 г.

Выполнялись следующие работы.

1) На южной стороне северо-западного столпа вверху прописывал фрагментарно сохранившуюся композицию XVIII в. «Тайная Вечеря». От большинства фигур и голов сохранились только намеки на них. Руководствуясь последними, удалось восстановить композицию (2,45 м х 1,85 м).

2) На западной стене внизу выполнял в рисунке на бумаге картоны к композиции «Страшного Суда»: «Милостивый блудник» 2,15 х 1,5 м и «Ад» 2,25 х 1,90 м.

Материалами при создании рисунка композиции служили фотографии с икон на данную тему Государственной Третьяковской галереи XV и XVI вв., а также кальки с иконы середины XVII в. из музея бывш. Новодевичьего монастыря. Кроме того, в моем распоряжении были фотографии с фресковых композиций темы: «Ад» - Ферапонтов монастырь, «Милостивый блудник» и «Ад» — Крестовоздвиженского собора в Романово-Борисоглебском... и Ростовской церкви Спас-на-Санях. Обе - второй половины XVII в.

Были и фотографии с композиции «Страшный Суд» целого ряда второстепенных икон XVII в.

Месторасположение «Милостивого блудника» непосредственно по правую сторону дверного прохода западной стены не вызывало сомнений. Но «Ад» мог быть изображен не следом за ним под видением пророка Даниила, а в углу стены, здесь же могли быть расположены муки грешников.

Изучение материалов привело нас к выводу, что последнее решение является характерным для ярославских росписей второй половины XVII в. (Спас-на-Санях в Ростове 1675 г. и др.).

Для ранних решений композиций, напротив, характерно помещение ада впереди мук грешников (Ферапонтов монастырь, Крестовоздвиженский собор в Романово-Борисоглебском 60-е гг XVII в.).

За то, что «Муки грешников» в XVII в. были расположены в углу, говорит известие XVIII в. о том, что на противоположном конце западной стены в этом же ярусе помещалась композиция «40 мучеников». Ясно, что эта композиция с большим количеством обнаженных тел была дана в равновесие к композиции противоположной стороны западной стены «Муки грешников». И там, и там масса обнаженных тел. За расположение «Ада» под «Видением пророка Даниила» много говорит и композиционный план общего решения западной стены. По южную сторону дверей под заключенной в круг композицией «Богоматерь в раю» логически должно быть помещено «Лоно Авраамово».

Небольшой круг со зверями пророка Даниила перекликается с противоположным ему много большим кругом «Богоматерь в раю». Расположенный в имеющей форму круга пещере «Ад» как бы уравновешивает это неравенство кругов.

Для меня еще не решено, нужно ли заключать композицию «Лоно Авраамово» в полукруг, что имеет место в целом ряде памятников, или оно должно заполнить отведенный для него прямоугольник, как в Успенском соборе Княгинина монастыря во Владимире (60-е гг. XVII в.). Я больше склоняюсь к последнему решению.

3) Выполнение в рисунке и цвете картона «Богоматерь в раю». Материалами для картона служили, кроме указанных фотографий и калек («Милостивый блудник» и «Ад»), Богоматерь в конхе Троицкого собора и «Богоматерь в раю» Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.

Худ. Серг. С. Чураков, 23/IX

П. И. Нерадовский, 9/Х/51 г.

Октябрь 1951 г.

1) Выполнение в рисунке и цвете картона в люнете западного входа — «Благое молчание» (1,5 х 1 м).

По материалам XVIII в. известно, что над западным входом находилось изображение молящегося ангела, а над южным и северным Архангелы Михаил и Гавриил. Учитывая изображения последних и значимость центрального прохода, делается ясным, что молящийся ангел не мог быть никем иным, как ангелом «Благое молчание» — ангелом мудрости, или Иисусом Христом, изображенным в виде ангела. Поясные изображения Христа или ангела «Благое молчание» имеют место в ряде росписей XVII в.

2) Выполнение на стене картона «Богоматерь в раю» (2,20 х 1,8 м).

3) Выполнение на стене картона «Благое молчание».

4) Выполнение на стене 1 кв. м картона «Даниил и ангел». (Мною, собственно, была произведена роскрышь подкладочными тонами композиции. Последнюю писала Екатерина Сергеевна Чуракова.

5) Картон «Милостивый Блудник», 1 кв. м в цвете (горы).

С. Чураков, П. И. Нерадовский, 6/XI/1951 г.

Ноябрь 1951 г.

1) Выполнение в цвете картона «Лоно Авраамово». Рисунок композиции был сделан в прошлом месяце Екатериной Сергеевной Чураковой.

2) Окончание в цвете картона «Милостивый блудник».

3) В композиции «Исцеление бесноватого» написана вновь верхняя тяга и фон общей площадью в 0,5 кв. м.

П. И. Нерадовский, 26/XII/1951 г.


Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Западная сторона основания барабана между парусами. Нерукотворный Спас. После расчистки до ретуши

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Восточная сторона основания барабана между парусами. Нерукотворный Спас. После расчистки до ретуши

Декабрь 1951 г.

1) Выполнение в цвете картона «Ад».

2) Выполнение в цвете на стене картонов «Ад» и «Милостивый блудник». Общая площадь 9 кв. м.

3) Перевел и раскрыл на стене «Лоно Авраамово».

Художник-реставратор С. Чураков, 24/XII/51 г. П. И. Нерадовский, 26/XII/51 г.

Февраль и март 1952 г.

Мне было поручено раскрыть иконографический план дописи дьяконника, собрать материалы и сделать в карандаше эскиз росписи дьяконника.

От росписи дьяконника XVII в. до нас дошли всего две композиции, расположенные на западной стене: 1) «О Тебе радуется» и выше 2) «Знамение Новгородское».

Первая — на редкость для Троицкого собора мелкофигурная композиция. Вторая — много крупнее первой.

На южной стене дьяконника сохранился кусочек (меньше чем в пол кв. метра) еще более сложной и мелкофигурной композиции, чем «О Тебе радуется»: фигура святителя без головы и круг с изображением царя Давида (голова его не сохранилась) и двух святителей. Три последних изображения даны в виде полуфигур на внешнем кольце круга. На крайне незначительном фрагменте центральной части круга сохранилось изображение части престола. Судя по этим фрагментам, здесь располагалась четырехчастная композиция «Достойно есть яко воистину блажити тя, Богородицу».

Сохранившийся фрагмент относится к четвертой последней композиции этой иконографической темы.

Вся остальная роспись дьяконника утрачена.

По материалам реставрации стенописи Троицкого собора XVIII в. известно только то, что в своде дьяконника был изображен Саваоф.

Известно и то, что в XVII в. здесь находился крошечный Похвальский предел.

Итак, кроме сохранившейся росписи западной стены, мы знаем, что в своде здесь был Саваоф, а по южной стене, занимая два ярусах), располагалась сложная мелкофигурная композиция «Достойно есть яко воистину...».

х) Два яруса, так как в нижнем ярусе до некогда бывшего иконостаса могли поместиться только две последние части композиции. Две первые могли быть написаны только над ними.

Всю остальную роспись надо решать исходя из того, что здесь был некогда Похвальский придел — т. е. придел, посвященный прославлению Богоматери.

Сохранившиеся на западной стене дьяконника композиции и фрагмент композиции южной стены — относятся все к «Богородичным темам».

Исходя из вышеизложенного, я в своем иконографическом плане дописей недостающей живописи дьяконника решил в первом верхнем круге расположить сюжеты зачатия, рождества и детства Богоматери. Темы эти были излюбленными в росписях конца XVII — начала XVIII в. (собор московского Новодевичьего монастыря (1588?), Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря 1641 г., Московский Успенский собор, возобновлен в 1642-43 гг., и др.).

Во втором и первом ярусах южной стены располагаются четыре композиции «Достойно есть яко воистину...». А во втором на северно-восточной стене — «Введение Пресвятой Богородицы во Храм» как тема, продолжающая сюжеты первого яруса и не нашедшая себе места в росписи самого храма.

Ниже под ней можно поместить или избранных святых, что приличествует алтарной росписи, так как эта часть стены прежде находилась за иконостасом, или композицию Благовещения — тему, также не нашедшую себе места в росписи самого храма и других частей алтаря.

Композиция «Похвала Богоматери» не могла быть здесь, так как она написана на алтарной преграде главного алтаря.

В запаснике Третьяковской галереи имеется икона «Достойно есть яко воистину» 1602 г., идущая из собрания Силина. Икона эта представляет совершенно исключительный по ценности материал для работы по дописи дьяконника и потому нами были сделаны беглые копии в красках со всех четырех композиций иконы. Работа эта заняла у нас около трех недель. Остальное время занял эскиз в масштабе росписи и собирание других материалов.

С. Чураков, П. И. Нерадовский, 8/IV/52 г.


Троицкий собор Троице Сергиевой Лавры. Южная стена. Притча о блудном сыне. После реставрации
 

Апрель 1952 г.

Мною была наклеена бумага в первом сверху ярусе для композиций «Рождество Богоматери» и «Зачатие Анны», ниже во втором и первом ярусе на южной стене для композиции — «Достойно есть яко воистину», а на восточной — «Введение во храм Богоматери» и «Благовещение».

Так как единственным фрагментом стенописи XVII в. в дьяконнике, кроме его западной стены, является фрагмент четвертой картины композиции «Достойно есть яко воистину», то рисунок картонов надо было начинать именно с него. Именно здесь устанавливаются масштабы отдельных композиций и фигур «Достойно есть яко воистину» и остающееся от них место выше для следующего яруса.

Мною выполнен углем рисунок картона четырехчастной композиции «Достойно есть яко воистину». Площадь 353 см х 275 см = 9.6575 кв. м.

П. И. Нерадовский, 17/IV/52 г.

Первоисточник: 
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ: Материалы конференции ГосНИИР 26 апреля 2006 г. М., 2006. (Чтения памяти Л. А. Лелекова — 2006)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.