ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

РЕСТАВРАЦИЯ СТЕНОПИСИ ТРОИЦКОГО СОБОРА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ ПО ДНЕВНИКАМ СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ЧУРАКОВА

Маслов К.И.

В1949—1954 гг. была проведена реставрация настенных росписей Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Эта работа для советского времени была беспрецедентна как по своим масштабам, так и по характеру задач, которые должны были решать реставраторы. Общее руководство работами осуществлял художник П. И. Нерадовский. В его подчинении находилось несколько групп (бригад) реставраторов — бригада Сергея Сергеевича Чуракова, в которую входили его ученики — сестра и брат Екатерина и Иван Чураковы, Ирина Ватагина, Евгений Утенков, Леонид Грачев; бригада Брягиных — Германа Евгеньевича и Ирины Евгеньевны; Е. А. Домбровская и др. Работы проводились под контролем специальной комиссии Научно-методического совета по охране памятников культуры АН СССР, которую возглавлял И. Э. Грабарь и в которую входили Н. П. Сычев, Д. П. Сухов, архитектор П. Д. Барановский и сам П. И. Нерадовский. Архитектурной реставрацией Троицкого храма руководил архитектор В. И. Балдин.

Работы включали в себя консервацию росписей храма, раскрытие росписей XVII в., тонирование утрат красочного слоя, реконструкцию утраченных частей изображений и воссоздание утраченных композиций. В 1960 г. была опубликована статья П. И. Нерадовского с описанием консервационных работ и работ по раскрытию росписей1. Мы публикуем дневники Сергея Сергеевича Чуракова за 1951—1952 гг., хранящиеся в архиве его сына Д. С. Чуракова, а также служебную записку в администрацию Центральных проектно-реставрационных мастерских Академии архитектуры СССР «О научной реставрации» и рукописный вариант газетной заметки «По поводу организации работ в Загорске»2, написанные в период проведения работ в Троицком соборе.

Дневник за февраль 1951 — апрель 1952 гг. содержит две страницы машинописного текста с подробным перечнем того, что должно было быть отражено в реставрационном дневнике до, в процессе и после проведения реставрационных работ (Приложение № 1 к приказу № 177 от 28.10.1950 г. по Центральной проектно-реставрационной мастерской), а также подписи — красным карандашом — руководителя работ П. И. Нерадовского. Дневники написаны от руки стилизованным под древнерусское письмо почерком, в свободной форме, весьма далекой от предписанной упомянутым выше перечнем. Профессиональная сторона реставрационных работ освещена в дневниках достаточно детально. В них содержится подробное описание двух операций - раскрытия живописи XVII в. из-под позднейших масляных записей XIX в. и приведение росписей к экспозиционному виду, в частности реконструкция и воссоздание живописи. Последнее представляет в настоящее время особый интерес как один из первых в советское время примеров решения подобной задачи для храма, в котором проводятся богослужения.

В своих дневниках Серг. С. Чураков описывает состояние сохранности росписей, останавливаясь в особенности на ряде композиций, реставрировать которые было поручено именно ему; описывает пробные раскрытия; ход и результаты раскрытия конкретных композиций. Уделяет он внимание и методам работы: применению компрессов, использованию нашатыря и уксусной кислоты (последней для расчистки яри-медянки). Он высказывается за послойную расчистку как более экономичную и замечает, что раскрытие росписей следует начинать с наименее ответственных мест и вести сверху вниз; заботиться о том, чтобы расчистка одной композиции проводилась одним работником. В своей служебной записке Серг. С. Чураков доказывает важность участия в работах специалиста-химика, которого администрация, по его словам, «держит ...перед работающими как некий мираж в пустыне». Он считал, что в процессе работ в Троицком соборе может быть получен «материал для проверки научным путем ...методов расчистки сегодняшнего дня и вообще для постановки целого ряда научно-исследовательских вопросов о химическом воздействии реактивов на краски, грунты и т. д.».

В результате удаления масляных записей обнаружились большие утраты живописи XVII в. Описывая процесс приведения росписей к «экспозиционному виду», как мы сегодня сказали бы, Чураков использует термины «ретушь», «деликатная ретушь», «художественная ретушь», «пропись» фрагментарно сохранившейся композиции, «реконструкция» утраченной живописи, «выполнение» росписей на стене. Все эти термины свидетельствуют, очевидно, об активном вмешательстве в авторскую живопись. Несомненно однако, что он отличал степень допускавшегося им вмешательства от методов «дедушек и прадедушек в реставрации - Сафоновых, Гурьяновых, Дикаревых и их мастеров». Сделанные ими «варварские расчистки и еще более варварские сплошные прописывания вновь открытой живописи» он объяснял недостаточностью художественного образования и преобладанием «ремесленного подхода к работе над художественно-научным».

Значительное место Серг. С. Чураков уделил работе над реконструируемыми композициями. По его дневникам можно, в основных чертах, восстановить этот скорее творческий, чем реставрационный процесс работы мастера. Эта работа начиналась со сбора материала в различных музеях и на памятниках. Например, чтобы восстановить фрагментарно сохранившуюся композицию «Страшный суд», Серг. С. Чураков должен был отправиться в командировку во Владимир для изучения «Страшного суда» в Успенском соборе и с той же целью посетить Успенский собор Княгинина монастыря. Ему много пришлось работать также с иконами в музее имени Андрея Рублева, в Историческом музее, Третьяковке, в музее Новодевичьего монастыря. Используя фотографии, кальки и, вероятно, зарисовки, Серг. С. Чураков делал множество набросков деталей изображения и затем эскизов. В итоге выполнялся картон общей композиции, по которому производились живописные работы на стене.

Подобная ориентация на реконструкции, воссоздания и «художественную ретушь» противоречили, очевидно, принципу невмешательства в авторский образ при реставрации древних памятников, получившему распространение в СССР в 1918-1930-е гг.3 В ходе реставрационных работ в Троицком соборе была, таким образом, сформирована новая стратегия реставрации росписей — росписей храмов, возвращенных Церкви, вполне отвечавшая общему направлению развития реставрационной отрасли, перед которой в первые послевоенные десятилетия была поставлена задача восстановления памятников, разрушенных во время Великой Отечественной войны.

1 Нерадовский П.И. Реставрация древней стенописи Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры // Памятники культуры. Исследование и реставрация М.,1960. Вып. 2. С. 139-170.

2 Нам неизвестно, для какой газеты она предназначалась и была ли она напечатана.

3 Гузанов Ф.В. Способы приведения к экспозиционному виду древнерусских стенописей в конце 1910-х - 1930-е годы. // Исследование и консервация памятников культуры. Памяти Леонида Аркадьевича Лелекова (1934-1988). М 2004. С. 109-118.

Первоисточник: 
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ: Материалы конференции ГосНИИР 26 апреля 2006 г. М., 2006. (Чтения памяти Л. А. Лелекова — 2006)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.